Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПП_БИД_2025

Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:
Директор колледжа
___________И.В.Сатымова
«___»______________20___г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
С ПОЛУЧЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ
«Библиотекарь, специалист в области библиотечно-информационной
деятельности»

Екатеринбург, 2025

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа - программа
профессиональной
переподготовки
по
специальности
51.02.03
«Библиотековедение» с присвоением квалификации «Библиотекарь,
специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (далее –
программа) разработана Государственной бюджетной профессиональной
организацией Свердловской области «Свердловский колледж искусств и
культуры
(далее
–
колледж)
в
соответствии
с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года №273-Ф3,
приказом Минобрнауки России «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным профессиональным программам» (от 1 июля
2013 г. № 499).
Дополнительная профессиональная программа профессиональной
переподготовки разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности
51.02.03
Библиотечно-информационная
деятельность
(базовый уровень), (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации 13 июля 2021 г. N 450) (далее – ФГОС) на основе
проекта требований профессионального стандарта «Специалист в области
библиотечно-информационной деятельности» (далее – профессиональный
стандарт)
К освоению программы допускаются лица в возрасте от 18 лет:
имеющие высшее либо среднее профессиональное образование.
Целью профессиональной переподготовки является приобретение,
получение новых знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям
профессионального стандарта для занятия новым видом профессиональной
деятельности:
технологическая деятельность (формирование библиотечных фондов,
аналитико-синтетическая
обработка
документов,
их
хранение,
информационное
и
справочно-библиографическое
обслуживание
пользователей библиотек);
организационно-управленческая
деятельность
(планирование,
организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в
соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек,
ведение учетной документации и контроль за библиотечными процессами);
культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной
функции библиотеки, обеспечение дифференцированного библиотечного
обслуживания пользователей библиотеки);
информационная деятельность (использование коммуникативных и
информационных технологий в профессиональной деятельности).

Программа учитывает требования ФГОС и обеспечивает приобретение
слушателями профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам
профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники среднего
профессионального учреждения. Содержание программы включает освоение
дисциплин трех профессиональных модулей:
На базе приобретенных знаний и умений выпускник, библиотекарь
должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
Технологическая деятельность.
ПК 1.1. Комплектовать, обрабатывать, учитывать библиотечный фонд
и осуществлять его сохранность.
ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в
традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести
справочно-библиографический аппарат библиотеки.
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью
информационно-коммуникационных технологий.
ПК 1.4. Использовать КСОБ Санкт-Петербурга для организации
обслуживания пользователей;
ПК 1.5. Осуществлять отбор краеведческих документов, формировать
фонд краеведческих документов, справочно-библиографическое и
библиотечное обслуживание краеведческими изданиями.
Организационно-управленческая деятельность.
ПК 2.1. Организовывать, планировать, контролировать и
анализировать работу коллектива исполнителей, принимать управленческие
решения.
ПК 2.2. Планировать, организовывать и обеспечивать эффективность
функционирования библиотеки (информационных центров) в соответствии с
меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
ПК 2.3. Осуществлять контроль за библиотечными 9 технологическими
процессами.
ПК 2.4. Выявлять и внедрять инновационные технологии, применять
знание принципов организации труда в работе библиотеки.
ПК 2.5. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере
профессиональной деятельности.
ПК.2.6. Разрабатывать локальные нормативно-правовые акты
библиотеки. Культурно-досуговая деятельность.
ПК 3.1. Создавать условия для реализации творческих возможностей
пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень
информационный культуры
ПК
3.2.
Обеспечивать
дифференцированное
библиотечное
обслуживание пользователей библиотеки.

ПК 3.3. Реализовывать досуговые и воспитательные функции
библиотеки.
ПК 3.4. Приобщать пользователей библиотеки к национальным и
региональным традициям.
ПК 3.5. Владеть культурой устной и письменной речи,
профессиональной терминологией.
ПК 3.6. Разрабатывать электронные книжные выставки, презентации,
обрабатывать изображения; оформлять библиотеку с использованием
информационных технологий.
Информационная деятельность.
ПК 4.1. Использовать прикладное программное обеспечение в
формировании библиотечных фондов и информационно-поисковых систем, в
библиотечном и информационном обслуживании.
ПК 4.2. Использовать базы данных.
ПК 4.3. Использовать Интернет-технологии.
ПК4.4. Использовать технические средства информатизации в
деятельности библиотек.
Срок освоения программы – 650 часов (включая время на сдачу
экзаменов и зачетов, тестирование). Нормативный срок освоения программы
при дистанционно форме обучения составляет до 16 недель, допускается
освоение программы по индивидуальному графику (досрочно). Информация о
программе размещена на официальном сайте ГБПОУ СО СКИиК в сети
«Интернет» - http://socic.ru

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа
направлена
на
общепрофессиональных компетенций:
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11

совершенствование

следующих

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности
Использовать умения и знания учебных профильных учебных
дисциплин федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования в профессиональной
деятельности

2.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы
"Библиотековедение"
Распределение по
этапам
№

Название дисциплин

ПМ.
01.

Технологическая
деятельность.
Модуль
«Библиографическая
деятельность
библиотек»
Модуль
«Библиотечные
фонды»
Модуль «ДОУ.
Документоведение»
Модуль
«Библиотековедение»
Организационноуправленческая
деятельность
Модуль
«Нормативноправовые основы
библиотечного дела»
Модуль «Этика и
психология
библиотечного дела»
Модуль
«Библиотечный
маркетинг»
Модуль «Работа
библиотек с особыми
группами
пользователей»:

ПМ.
02.

I

II

III

Форма
отчетности

Самостоят
ельная
работа

Индивидуальн
ые
консультации

Итого

2

1

1

8

1

1

1

1
ПМ.03.

Информационная
деятельность
Модуль «Аналитикосинтетическая
переработка
информации»
Модуль
«Электронные
библиотеки,
каталоги»
Итоговая аттестация

4

1

1
10

Итоговое
тестирован
ие

10

2

650

1.
Модуль «Нормативно-правовые основы библиотечного дела»:
- Эволюция правовой среды библиотеки;
- Теоретическая база нормативного правового регулирования
библиотечно-информационной деятельности;
- Правовой статус библиотеки;
- Нормативные правовые акты, регулирующие библиотечноинформационную деятельность.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
2.
Модуль «Этика и психология библиотечного дела»:
- Теоретические основы профессиональной этики;
- Этические аспекты профессионализма библиотекаря;
- Нормы библиотечной этики;
- Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
3.
Модуль «Библиографическая деятельность библиотек»:
- Организация и методика библиографической работы библиотеки;
- Составительская библиографическая работа библиотек;
- Справочно-библиографическое обслуживание;
- Работа библиотеки по формированию информационной культуры и
грамотности.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
4.
Модуль «Библиотечные фонды»:
Основы формирования документального фонда. Понятие,
признаки, свойства документного фонда;
Процесс комплектования документного фонда;
- Организация документного фонда. Учет фондов;
- Управление документным фондом: проектирование процессов
формирования документного фонда, оценка качества документного фонда.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
5.
Модуль «ДОУ. Документоведение»:
- Понятие «документ». Документ как носитель и источник информации.
Основные функции документа;
- Материальные носители документной информации;
- Способы закрепления документной информации;
- Классификация документов.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
6.
Модуль «Библиотечный маркетинг»:
- Библиотека в системе некоммерческого маркетинга;
- Библиотечные услуги в концепции маркетинга;
- Маркетинговые исследования в библиотеке;
- Коммуникационная политика библиотеки.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
7.
Модуль
«Аналитико-синтетическая
переработка
информации»:
- Каталогизация: функции, состав. Основные понятия, термины и
определения;
- Структура документа;
- Общая методика составления библиографического описания ресурсов;
- Виды библиографического описания.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
8.
Модуль «Электронные библиотеки, каталоги»:
- Электронные библиотеки: терминология, цели, задачи, функции,
типология;
- Модели формирования фонда электронной библиотеки;
- Российская национальная электронная библиотека:
цель и задачи создания;
- Электронные коллекции. Основные требования к электронной
коллекции.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
9.
Модуль
«Работа
библиотек
с
особыми
группами
пользователей»:
- Библиотечное обслуживание: понятие. Библиотечное обслуживание:
цели, основные задачи, содержание. Принципы библиотечного обслуживания;
- Библиотечные услуги: классификация;
- Читатели (пользователи) библиотеки: характеристика, классификация.
Методы изучения читателей, их чтения в библиотеке;
- Работа библиотеки с особыми группами читателей: цели, задачи,
основные направления.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
10. Модуль «Библиотековедение»:
- Библиотека, ее возникновение и развитие;
- Функции библиотеки;
- Типология библиотек;
- Библиотечная профессия, ее социальная обусловленность.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
11.

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».