Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры»
Отделение «Музыкальное искусство эстрады»
ПРОГРАММА
курсов повышения квалификации
в форме индивидуальной стажировки
«Современные технологии и методики преподавания
музыкально- теоретических дисциплин»
Екатеринбург
2024
В Программе представлены цели и задачи краткосрочных очных курсов
повышения квалификации в форме индивидуальной стажировки,
сформулированы планируемые результаты обучения, раскрыта тематика
курсов.
Составитель: Таушканова Е.Д., председатель ПЦК «Музыкальное
искусство эстрады (Инструменты эстрадного оркестра)»
Программа краткосрочных очных курсов повышения квалификации для
руководителей
цирковых
коллективов,
преподавателей
цирковых жанров одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии,
протокол № 1 от « 30 » _августа_ 2024 г.
Согласовано:
Заместитель директора по
непрерывному обучению:
М. В. Запивалова
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир стремительно меняется, и эти изменения затрагивают
все сферы жизни, включая образование. Музыкально-теоретические
дисциплины требуют постоянного обновления подходов и методов
преподавания, чтобы соответствовать новым стандартам и требованиям.
Актуальными становятся такие вопросы, как интеграция цифровых
технологий, использование мультимедийных ресурсов, геймификация
учебного
процесса
и
индивидуализация
обучения.
Преподавание
музыкально-теоретических дисциплин требует от учителя не только
глубоких знаний предмета, но и умения находить подход к разным
возрастным группам и уровням подготовки. Использование современных
технологий, интерактивных методов и индивидуального подхода поможет
сделать процесс обучения максимально эффективным и интересным для
каждого обучающегося.
Повышение квалификации преподавателей музыкально-теоретических
дисциплин является важным элементом непрерывного профессионального
роста и адаптации к изменениям в образовательной среде, помогает
преподавателям оставаться в курсе последних тенденций в музыкальной
науке и педагогике, что напрямую влияет на качество их работы и результаты
обучения студентов и учеников. Опыт показывает, что преподаватели,
регулярно проходящие повышение квалификации, демонстрируют более
высокий уровень профессионализма и удовлетворенности своей работой.
Они лучше адаптируются к изменениям в образовательной системе и
способны эффективно решать возникающие проблемы. Примеры успешного
внедрения новых методик и технологий в преподавании музыкальнотеоретических дисциплин подтверждают важность регулярного повышения
квалификации.
Педагогический коллектив ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств
и
культуры»
разработал
3
программу
курсов
повышения
квалификации
технологии
и
в форме индивидуальной
методики
преподавания
стажировки
«Современные
музыкально-
теоретических
дисциплин». Дополнительная профессиональная программа направлена а
повышение
квалификации
преподавателей
музыкально-теоретических
дисциплин в форме стажировки представляет собой эффективный способ
приобретения
новых
знаний
и
навыков,
а
также
улучшения
профессиональных компетенций. Стажировка позволяет преподавателям
погрузиться в реальную практику, получить ценный опыт и применить
полученные знания непосредственно в учебной деятельности. Рассмотрим
основные аспекты такой формы повышения квалификации.
Преимущества стажировки:
Погружение
в
профессиональную
среду.
Стажировка
предоставляет уникальную возможность работать бок о бок с опытными
коллегами, наблюдать за их методами преподавания и перенимать лучшие
практики.
Практический опыт. Во время стажировки преподаватели могут
применять новые методики и технологии на практике, получая обратную связь
от коллег и студентов.
Индивидуальный подход. Стажировка обычно предполагает
индивидуальный план работы, учитывающий потребности и интересы
конкретного преподавателя.
Обновление знаний. Стажировка позволяет обновить знания в
области музыкально-теоретических дисциплин, ознакомиться с новыми
исследованиями и разработками.
Расширение профессиональных контактов. Стажировка открывает
возможности для установления новых профессиональных связей, что может
способствовать обмену опытом и сотрудничеству в будущем.
4
Цель
дополнительной
профессиональной
образовательной
программы: организация
практико-ориентированного образовательного
процесса
практических
приобретения
навыков
и
обновления
профессиональных знаний в соответствии с современными требованиями
Задачи обучения:
Сформировать у слушателей теоретические знания, включающие
1.
нормативно-правовое, методическое дидактическое обеспечение учебного
процесса.
Раскрыть
2.
современных
возможности
технологий
многоаспектного
преподавания
музыкально-
использования
теоретических
дисциплин.
3.
Углубить теоретические знания в области теории музыки.
4.
Закрепить полученный опыт на практике.
5.
Получить методическую рекомендацию по адаптации полученных
знаний к собственной профессиональной деятельности.
Программа рассчитана на 72 учебных часов:
теоретическое
изучение
материалов,
представленных
презентациями, мастер-классами, примерами методических разработок -20
часов;
посещение учебных занятий, открытых уроков, репетиций и иных
форм учебной деятельности-35 часов;
участие в проведении уроков и организации внеурочной
деятельности- 5 часов;
индивидуальные консультации руководителя стажировки- 10
часов
Подготовка отчета по стажировке-2 часа
Указанное
количество
часов
позволяет
обеспечить
объем
теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых в
5
работе преподавателя музыкально- теоретических дисциплин, имеющего
профильное образование.
Программой определена основная тематика, содержание и виды учебной
деятельности в рамках стажировки.
Планируемые результаты обучения:
1.
Слушатели обновят знания о методическом, дидактическом и
технологическом обеспечении современного преподавателя музыкальнотеоретических дисциплин :
2.
Слушатели получат опыт:
Методического и дидактического сопровождения учебного процесса;
индивидуальной, мелкогрупповой и групповой работы;
интерпретации новых знаний на свою профессиональную деятельность
3.
Слушатели получат возможность индивидуальных консультаций
от ведущих преподавателей колледжа
Стажировка является эффективной формой повышения квалификации
преподавателей
музыкально-теоретических
дисциплин,
позволяющей
приобрести практические навыки и обновить знания в соответствии с
современными требованиями. Она способствует профессиональному росту,
улучшает качество преподавания и укрепляет позиции преподавателя в
образовательной
среде.
В
конце
программы
информации для самостоятельного изучения.
6
приведены
источники
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
курсов повышения квалификации в формате стажировки
Объем курсов повышения квалификации
Вид учебных занятий
Всего занятий
Объем часов
72
в том числе:
Теоретическое сопровождение стажировки.
Работа с источниками (Нормативно-правовое,
методическое, дидактическое, ресурсное
обеспечение учебного процесса при обучении
студентов специальности цирковое искусство
20
Посещение открытых уроков, мастер-классов,
репетиций и т.п.
35
Организация, проведение уроков, фрагментов
уроков, мероприятий, проведение репетиций,
организация внеурочной деятельности и т.п.
5
Индивидуальные консультации
10
Подготовка отчета стажировки
2
Тематический план и содержание курсов повышения квалификации
Наименование
разделов, тем,
выполнение
обязанностей на
рабочих местах в
организации
1
Теоретическое
обеспечение
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, экскурсии, состав выполнения работ
2
1. Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса при
Объем часов
Уровень
освоения
3
20
4
1,2
40
1,2,3
организации учебной деятельности на специальности «Цирковое
искусство»
2. Охрана труда в учебном процессе
3. Цирковое искусство в современной учебно- методической
литературе
4. История и теория музыки, как учебная дисциплина: основные
понятия, периоды, представители
5. Методические разработки. Программы учебных дисциплин.
Инструкции по разработке и оформлению учебных курсов
6.
Практика
Информационные ресурсы
1. Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе
реализации музыкально-теоретических дисциплин
дополнительной общеобразовательной программы,
2. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными
представителями) студентов
3. Педагогический контроль и оценка освоения музыкальнотеоретических дисциплин
4. Разработка программно-методического обеспечения реализации
музыкально-теоретических дисциплин
Индивидуальные
консультации
1. Продуктивное применение информационно-коммуникационных
10
технологий при обучении музыкально-теоретическим
дисциплинам
2. Современные подходы к содержанию и организации
образовательного процесса в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов,
профессиональных стандартов;
3. Опыт результативной работы с одаренными студентами в условиях
среднего профессионального образования
Зачет
Подготовка отчета по стажировке
2
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
72
1,2,3
Список источников информации
1. Учебники и учебные пособия
o
o
o
o
o
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: Музыка, 1971.
Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. Москва: Музыка, 1982.
Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург: Лань,
1999.
Способин И.В. Элементарная теория музыки. Москва: Музыка, 1963.
Бершадская Т.С. Курс сольфеджио. Ленинград: Музыка, 1976.
2. Научные статьи и монографии
o
o
o
o
o
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. Москва: Композитор, 1993.
Ручьевская Е.А. Функциональная система лада. Ленинград: Музыка, 1986.
Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Москва:
Музыка, 1967.
Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. Москва: Музыка, 1966.
Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации. Москва: Музыка, 1997.
3. Журналы и периодические издания
o
o
o
o
o
Журнал Советская музыка (ныне Музыкальная академия)
Журнал Музыкальное искусство
Журнал Вопросы музыковедения
Журнал Проблемы музыкальной науки
Журнал Педагогическое образование в сфере искусства
4. Онлайн-ресурсы и электронные библиотеки
o
o
o
o
o
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки
(РГБ): www.rsl.ru
Национальная электронная библиотека (НЭБ): нэб.рф
Электронная библиотека "Гребенников": grebennikon.ru
Портал "Музеум": museum.ru
Сайт Союза композиторов России: composersunion.ru
5. Вебинары и онлайн-курсы
o
o
o
Курс "Современные технологии в музыкальном образовании" на платформе
Coursera.
Вебинары Академии постдипломного педагогического образования.
Онлайн-курсы Московского государственного института музыки имени А.Г.
Шнитке.
6. Программное обеспечение и цифровые инструменты
o
o
o
o
o
Нотный редактор Sibelius.
Нотный редактор Finale.
Бесплатный нотный редактор MuseScore.
Приложение Perfect Ear для тренировки слуха.
Приложение EarMaster для развития музыкального слуха.
7. Конференции и семинары
o
o
o
o
Ежегодная конференция Российского общества преподавателей музыкальнотеоретических дисциплин.
Семинары и мастер-классы в рамках Международного фестиваля "Московская
осень".
Международная научная конференция "Музыкальное образование: традиции и
современность".
Всероссийский форум "Образование и наука в XXI веке".
8. Методические рекомендации и стандарты
o
o
o
o
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по направлению "Музыкальное искусство".
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования (в области
музыкального искусства)".
Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по преподаванию
музыкально-теоретических дисциплин.
Методическое обеспечение по специальности «Музыкальное искусство эстрады»
ГБПОУ СО СКИиК
o
11