Министерство культуры Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» Отделение «Музыкальное искусство эстрады» ПРОГРАММА курсов повышения квалификации в форме индивидуальной стажировки «Современные технологии и методики преподавания музыкально- теоретических дисциплин» Екатеринбург 2024 В Программе представлены цели и задачи краткосрочных очных курсов повышения квалификации в форме индивидуальной стажировки, сформулированы планируемые результаты обучения, раскрыта тематика курсов. Составитель: Таушканова Е.Д., председатель ПЦК «Музыкальное искусство эстрады (Инструменты эстрадного оркестра)» Программа краткосрочных очных курсов повышения квалификации для руководителей цирковых коллективов, преподавателей цирковых жанров одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии, протокол № 1 от « 30 » _августа_ 2024 г. Согласовано: Заместитель директора по непрерывному обучению: М. В. Запивалова 2 ВВЕДЕНИЕ Современный мир стремительно меняется, и эти изменения затрагивают все сферы жизни, включая образование. Музыкально-теоретические дисциплины требуют постоянного обновления подходов и методов преподавания, чтобы соответствовать новым стандартам и требованиям. Актуальными становятся такие вопросы, как интеграция цифровых технологий, использование мультимедийных ресурсов, геймификация учебного процесса и индивидуализация обучения. Преподавание музыкально-теоретических дисциплин требует от учителя не только глубоких знаний предмета, но и умения находить подход к разным возрастным группам и уровням подготовки. Использование современных технологий, интерактивных методов и индивидуального подхода поможет сделать процесс обучения максимально эффективным и интересным для каждого обучающегося. Повышение квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин является важным элементом непрерывного профессионального роста и адаптации к изменениям в образовательной среде, помогает преподавателям оставаться в курсе последних тенденций в музыкальной науке и педагогике, что напрямую влияет на качество их работы и результаты обучения студентов и учеников. Опыт показывает, что преподаватели, регулярно проходящие повышение квалификации, демонстрируют более высокий уровень профессионализма и удовлетворенности своей работой. Они лучше адаптируются к изменениям в образовательной системе и способны эффективно решать возникающие проблемы. Примеры успешного внедрения новых методик и технологий в преподавании музыкальнотеоретических дисциплин подтверждают важность регулярного повышения квалификации. Педагогический коллектив ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» разработал 3 программу курсов повышения квалификации технологии и в форме индивидуальной методики преподавания стажировки «Современные музыкально- теоретических дисциплин». Дополнительная профессиональная программа направлена а повышение квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин в форме стажировки представляет собой эффективный способ приобретения новых знаний и навыков, а также улучшения профессиональных компетенций. Стажировка позволяет преподавателям погрузиться в реальную практику, получить ценный опыт и применить полученные знания непосредственно в учебной деятельности. Рассмотрим основные аспекты такой формы повышения квалификации. Преимущества стажировки: Погружение в профессиональную среду. Стажировка предоставляет уникальную возможность работать бок о бок с опытными коллегами, наблюдать за их методами преподавания и перенимать лучшие практики. Практический опыт. Во время стажировки преподаватели могут применять новые методики и технологии на практике, получая обратную связь от коллег и студентов. Индивидуальный подход. Стажировка обычно предполагает индивидуальный план работы, учитывающий потребности и интересы конкретного преподавателя. Обновление знаний. Стажировка позволяет обновить знания в области музыкально-теоретических дисциплин, ознакомиться с новыми исследованиями и разработками. Расширение профессиональных контактов. Стажировка открывает возможности для установления новых профессиональных связей, что может способствовать обмену опытом и сотрудничеству в будущем. 4 Цель дополнительной профессиональной образовательной программы: организация практико-ориентированного образовательного процесса практических приобретения навыков и обновления профессиональных знаний в соответствии с современными требованиями Задачи обучения: Сформировать у слушателей теоретические знания, включающие 1. нормативно-правовое, методическое дидактическое обеспечение учебного процесса. Раскрыть 2. современных возможности технологий многоаспектного преподавания музыкально- использования теоретических дисциплин. 3. Углубить теоретические знания в области теории музыки. 4. Закрепить полученный опыт на практике. 5. Получить методическую рекомендацию по адаптации полученных знаний к собственной профессиональной деятельности. Программа рассчитана на 72 учебных часов: теоретическое изучение материалов, представленных презентациями, мастер-классами, примерами методических разработок -20 часов; посещение учебных занятий, открытых уроков, репетиций и иных форм учебной деятельности-35 часов; участие в проведении уроков и организации внеурочной деятельности- 5 часов; индивидуальные консультации руководителя стажировки- 10 часов Подготовка отчета по стажировке-2 часа Указанное количество часов позволяет обеспечить объем теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых в 5 работе преподавателя музыкально- теоретических дисциплин, имеющего профильное образование. Программой определена основная тематика, содержание и виды учебной деятельности в рамках стажировки. Планируемые результаты обучения: 1. Слушатели обновят знания о методическом, дидактическом и технологическом обеспечении современного преподавателя музыкальнотеоретических дисциплин : 2. Слушатели получат опыт: Методического и дидактического сопровождения учебного процесса; индивидуальной, мелкогрупповой и групповой работы; интерпретации новых знаний на свою профессиональную деятельность 3. Слушатели получат возможность индивидуальных консультаций от ведущих преподавателей колледжа Стажировка является эффективной формой повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, позволяющей приобрести практические навыки и обновить знания в соответствии с современными требованиями. Она способствует профессиональному росту, улучшает качество преподавания и укрепляет позиции преподавателя в образовательной среде. В конце программы информации для самостоятельного изучения. 6 приведены источники СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ курсов повышения квалификации в формате стажировки Объем курсов повышения квалификации Вид учебных занятий Всего занятий Объем часов 72 в том числе: Теоретическое сопровождение стажировки. Работа с источниками (Нормативно-правовое, методическое, дидактическое, ресурсное обеспечение учебного процесса при обучении студентов специальности цирковое искусство 20 Посещение открытых уроков, мастер-классов, репетиций и т.п. 35 Организация, проведение уроков, фрагментов уроков, мероприятий, проведение репетиций, организация внеурочной деятельности и т.п. 5 Индивидуальные консультации 10 Подготовка отчета стажировки 2 Тематический план и содержание курсов повышения квалификации Наименование разделов, тем, выполнение обязанностей на рабочих местах в организации 1 Теоретическое обеспечение Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, экскурсии, состав выполнения работ 2 1. Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса при Объем часов Уровень освоения 3 20 4 1,2 40 1,2,3 организации учебной деятельности на специальности «Цирковое искусство» 2. Охрана труда в учебном процессе 3. Цирковое искусство в современной учебно- методической литературе 4. История и теория музыки, как учебная дисциплина: основные понятия, периоды, представители 5. Методические разработки. Программы учебных дисциплин. Инструкции по разработке и оформлению учебных курсов 6. Практика Информационные ресурсы 1. Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации музыкально-теоретических дисциплин дополнительной общеобразовательной программы, 2. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) студентов 3. Педагогический контроль и оценка освоения музыкальнотеоретических дисциплин 4. Разработка программно-методического обеспечения реализации музыкально-теоретических дисциплин Индивидуальные консультации 1. Продуктивное применение информационно-коммуникационных 10 технологий при обучении музыкально-теоретическим дисциплинам 2. Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов; 3. Опыт результативной работы с одаренными студентами в условиях среднего профессионального образования Зачет Подготовка отчета по стажировке 2 Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 72 1,2,3 Список источников информации 1. Учебники и учебные пособия o o o o o Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: Музыка, 1971. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. Москва: Музыка, 1982. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург: Лань, 1999. Способин И.В. Элементарная теория музыки. Москва: Музыка, 1963. Бершадская Т.С. Курс сольфеджио. Ленинград: Музыка, 1976. 2. Научные статьи и монографии o o o o o Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. Москва: Композитор, 1993. Ручьевская Е.А. Функциональная система лада. Ленинград: Музыка, 1986. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Москва: Музыка, 1967. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. Москва: Музыка, 1966. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации. Москва: Музыка, 1997. 3. Журналы и периодические издания o o o o o Журнал Советская музыка (ныне Музыкальная академия) Журнал Музыкальное искусство Журнал Вопросы музыковедения Журнал Проблемы музыкальной науки Журнал Педагогическое образование в сфере искусства 4. Онлайн-ресурсы и электронные библиотеки o o o o o Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): www.rsl.ru Национальная электронная библиотека (НЭБ): нэб.рф Электронная библиотека "Гребенников": grebennikon.ru Портал "Музеум": museum.ru Сайт Союза композиторов России: composersunion.ru 5. Вебинары и онлайн-курсы o o o Курс "Современные технологии в музыкальном образовании" на платформе Coursera. Вебинары Академии постдипломного педагогического образования. Онлайн-курсы Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке. 6. Программное обеспечение и цифровые инструменты o o o o o Нотный редактор Sibelius. Нотный редактор Finale. Бесплатный нотный редактор MuseScore. Приложение Perfect Ear для тренировки слуха. Приложение EarMaster для развития музыкального слуха. 7. Конференции и семинары o o o o Ежегодная конференция Российского общества преподавателей музыкальнотеоретических дисциплин. Семинары и мастер-классы в рамках Международного фестиваля "Московская осень". Международная научная конференция "Музыкальное образование: традиции и современность". Всероссийский форум "Образование и наука в XXI веке". 8. Методические рекомендации и стандарты o o o o Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению "Музыкальное искусство". Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования (в области музыкального искусства)". Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по преподаванию музыкально-теоретических дисциплин. Методическое обеспечение по специальности «Музыкальное искусство эстрады» ГБПОУ СО СКИиК o 11