Министерство культуры Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» Отделение «Библиотековедение» ПРОГРАММА дистанционных курсов повышения квалификации для специалистов библиотек «Эффективные формы продвижения чтения средствами мультимедийных технологий» Екатеринбург 2022 В Программе представлены цели и задачи краткосрочных дистанционных курсов повышения квалификации, сформулированы планируемые результаты обучения, раскрыта тематика курсов. Составитель: Кузнецова Е.В., председатель ПЦК «Библиотековедение» Программа краткосрочных дистанционных курсов повышения квалификации для специалистов библиотек рассмотрена и одобрена на заседании Предметно-цикловой комиссии, протокол № 2 от « 12 » _сентября_ 2022 г. Согласовано: Заместитель директора по непрерывному обучению: М. В. Запивалова 2 ВВЕДЕНИЕ В современных условиях профессиональное библиотечное образование становится не только интегральным фокусом информационной, образовательной и культурной системы, но и действенным инструментом реорганизации библиотек в целом. На него возлагается основная нагрузка по адаптации библиотекарей к выполнению функциональных обязанностей, связанных с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и повышением социальной роли библиотек как информационных, культурных и просветительских центров. Данная программа реализует принцип непрерывного дополнительного образования библиотечных кадров, осуществляет компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов в области информационных технологий, возникающего в силу отсутствия соответствующей методической подготовки современного библиотекаря на региональном уровне. Рабочая программа краткосрочных дистанционных курсов повышения квалификации для специалистов продвижения чтения библиотек средствами «Эффективные мультимедийных формы технологий» разработана с целью повышения квалификации сотрудников библиотек, имеющих специальное профильное образование. Основная цель программы – актуализация теоретических и практических знаний в области информационных технологий, активно применяемых в библиотечной практике, в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения производственных задач. Задачи обучения: 3 Сформировать 1. функционировании у слушателей мультимедийных теоретические технологий, знания о используемых в деятельности библиотек. Раскрыть 2. возможности многоаспектного использования мультимедийных технологий в продвижении книги и чтения среди пользователей. Углубить 3. теоретические знания о различных видах мультимедийных продуктов; усовершенствовать практические умения и навыки создания электронных библиотечных выставок, мультимедийных викторин, буктрейлеров, интерактивных плакатов, виртуальных библиодайджестов, лонгридов. 4. Изучить общие рекомендации по оформлению мультимедийных библиотечных продуктов. 5. Закрепить библиографического знания описания по общей различных методике видов составления ресурсов с целью использования полученной вторичной информации в процессе создания мультимедийных библиотечных продуктов. Программа рассчитана на 72 учебных часа: 70 часов на теоретическое изучение материалов, представленных презентациями, мастер-классами, примерами мультимедийных библиотечных продуктов, 2 часа на выполнение итогового тестирования. Указанное количество часов позволяет обеспечить объем теоретических необходимых в и работе практических библиотечного знаний, умений специалиста с и навыков, профильным образованием. Программой определена основная тематика, содержание и виды практических занятий (итоговое тестирование). На практических занятиях слушатели закрепляют и углубляют знания и навыки, которые будут ими использоваться в дальнейшей практической деятельности. Планируемые результаты обучения: 4 1. Обучающиеся обновят знания и будут иметь представление о: - понятии «мультимедиа», области применения и возможностях мультимедиа; видовом разнообразии мультимедийных библиотечных продуктов, их назначении и технологии подготовки. 2. Обучающиеся получат опыт: - использования мультимедийных технологий в деятельности библиотек по продвижению книги и чтения среди пользователей. 3. Обучающиеся будут уметь: - самостоятельно создавать различные виды мультимедийных библиотечных продуктов с помощь различных компьютерных программ и онлайн-сервисов; - создавать библиографические мультимедийные ресурсы; - составлять библиографическое описание различных видов ресурсов для мультимедийных библиотечных продуктов. В конце программы приведены самостоятельного изучения. 5 источники информации для СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ курсов повышения квалификации Объем курсов повышения квалификации Вид учебных занятий Всего занятий Объем часов 72 в том числе: Лекционные занятия (презентации, мастер-классы, примеры мультимедийных библиотечных продуктов) 70 Практические занятия (итоговое тестирование) 2 Самостоятельная работа 72 Тематический план и содержание курсов повышения квалификации Наименование разделов, тем, выполнение обязанностей на рабочих местах в организации 1 Открытие сессии Мультимедийные технологии Тема 1. Мультимедиа: основные понятия и возможности технологии Мультимедийные библиотечные продукты Тема 2. Электронная библиотечная выставка Мультимедийные Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, экскурсии, состав выполнения работ Объем часов Уровень освоения 2 Общее знакомство с основными темами, целями и задачами курсов «Эффективные формы продвижения чтения средствами мультимедийных технологий» 3 4 Содержание учебного материала: 9 1 Содержание учебного материала: 9 1, 2 Электронная библиотечная выставка как эффективный мультимедийный продукт для продвижения книги и чтения. Классификация электронных библиотечных выставок. Технология подготовки электронной библиотечной выставки. Использование эффектов анимации, звука и навигационных возможностей в программе MS PowerPoint. Ресурсное обеспечение подготовки электронной библиотечной выставки. Примеры электронных библиотечных выставок Содержание учебного материала: 9 1, 2 Понятие «мультимедиа». Области использования мультимедиа. Возможности мультимедиа. Классификация мультимедийных продуктов. Программные средства мультимедиа. библиотечные продукты Тема 3. Мультимедийная викторина Мультимедийная викторина – актуальный инструмент привлечения детей и молодежи к чтению. Виды вопросов и заданий при составлении викторин. Технология подготовки интерактивной мультимедийной викторины. Ресурсное обеспечение подготовки мультимедийной викторины. Примеры мультимедийных викторин. Содержание учебного материала: Мультимедийные библиотечные продукты Буктрейлер как современный способ продвижения книг. Классификация Тема 4. Буктрейлер буктрейлеров. Ресурсное обеспечение подготовки буктрейлера. Примеры буктрейлеров. Мультимедийные Содержание учебного материала: библиотечные продукты Тема 5. Интерактивный Интерактивный плакат как средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. плакат Технология подготовки интерактивного плаката. Онлайн-приложения для разработки интерактивного плаката. Примеры интерактивных плакатов. Мультимедийные Содержание учебного материала: библиотечные продукты Виртуальный библиодайджест как информационный продукт библиотеки. Тема 6. Виртуальный Цели дайджеста. Основные формы дайджестов Методика подготовки библиодайджест дайджеста. Правила оформления дайджеста. Примеры дайджестов. Мультимедийные Содержание учебного материала: библиотечные продукты Лонгрид – это формат подачи материалов в интернете. Типы лонгридов. Тема 7. Лонгрид Структура лонгрида. Рекомендации по созданию лонгридов. 8 9 1, 2 9 1, 2 9 1, 2 9 1, 2 Мультимедийные библиотечные продукты Тема 8. Оформление мультимедийных продуктов: общие рекомендации Закрытие сессии Примеры лонгридов. Содержание учебного материала: 9 Рекомендации по оформлению мультимедийных продуктов: выбор шрифта, цвета, изображения, анимации. Библиографическое описание ресурсов: общая методика составления (ГОСТ Р 7.0.100-2018). Итоговое тестирование. 3 Подведение итогов курсов. Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 1, 2 72 Список источников информации 1. Баркова, И. В. Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению / И. В. Баркова. – Текст : непосредственный // Использование мультимедийных технологий в библиотеке : информационно-методический дайджест. Новосибирск, 2012. - C. 22-26. 2. ГОСТ 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления : введен впервые : дата введения 2019-07-01. - Текст : электронный // Кодекс : [сайт]. - 2022. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200161674 (дата обращения: 15.10.2022). 3. Матвеева, И. Ю. Мультимедийные библиотечные продукты в поддержку и продвижение чтения / И. Ю. Матвеева. – Текст : непосредственный // Использование мультимедийных технологий в библиотеке : информационнометодический дайджест. - Новосибирск, 2012. - C. 17-21. 4. Никулина, Т. П. Мультимедийные технологии в деятельности информационно-библиотечного центра / Т. П. Никулина. – Текст : непосредственный // Поиск : научно-методический журнал. - Абакан, 2018. № 3 (63). - С. 47-49. 5. Панкова, Е. В. Выставка в библиотеке: традиционная и электронная : учебно-практическое пособие / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – СанктПетербург : Профессия, 2016. – 152 с. – (Азбука библиотечной профессии). – 978-5-904757-72-4. - Текст : непосредственный. 6. Пушкина, Е. В. Роль интерактивных и мультимедийных технологий работы с книгой в формировании мировоззрения молодежи / Е. В. Пушкина // Школьная библиотека - интеллект центр - территория формирования мировоззрения, культуры грамотности учащихся и приобщения к чтению в книжной и мультимедийной среде. - Москва, 2015. - С. 27-33. 7. Рыжкова, Т. М. Мультимедийные библиографические продукты: от технологии - к творческим решениям / Т. М. Рыжкова. – Текст : непосредственный // Чтение на Евразийском перекрестке, Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.: третий Международный интеллектуальный форум. Челябинск, 2015. - C. 97-102. 8. Савкина, С. В. Интерактивные мультимедийные продукты библиотек: формирование умений технологии подготовки у бакалавров библиотечноинформационной деятельности / С. В. Савкина. – Текст : непосредственный // Библиосфера. - 2018. - № 4 (октябрь-декабрь). - С. 119-123. 9. Савкина, С. В. Мультимедийные продукты библиотек как средства привлечения детей к чтению / С. В. Савкина, Ю. В. Жегульекая. – Текст : непосредственный // Библиотековедение. - 2019. - Т. 68, № 4. - С. 363-373. 10. Савкина, С. В. Показатели качества мультимедийных интерактивных викторин / С. В. Савкина. – Текст : непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13. - С. 200-209. 11. Савкина, С. В. Электронные выставки библиотек: технология подготовки и оценка качества : учебно-практическое пособие / С. В. Савкина. - Москва : Литера, 2016. - 119 с. : ил. - (Современная библиотека). - Библиогр.: с. 113117. – ISBN 978-5-91670-156-2. – Текст : непосредственный 12. Скачкова, Ю. С. Мультимедийные технологии в поддержку и продвижение чтения / Ю. С. Скачкова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - Хабаровск, 2017. - № 2 (75). - С. 111123. 13. Справочник библиотекаря. Кн. 1. Интерактивные и мультимедийные технологии продвижения чтения / Н. П. Опарина, С. В. Савкина, Е. В. Роот ; под редакцией И. С. Пилко. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Профессия, 2021. 158 с. : ил. - Библиогр. в конце разд. и в подстроч. примеч. – ISBN 978-56043942-5-0. - Текст : непосредственный. 11