1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует формирование системы управления качеством образования через мониторинг развития и контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников образовательного процесса в ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» (далее - Колледж). 1.2. Мониторинг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением правительства Российской федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», Уставом Колледжа и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в Колледже. 1.3. В настоящем Положении применены следующие понятия и термины: качество образования − комплексная характеристика образования, выражающая степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека. федеральный государственный образовательный стандарт − нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня. мониторинг качества образования – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности структур Колледжа, а также об удовлетворении образовательных запросов обучающихся, педагогических работников. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования в Колледже. внутренний мониторинг качества образования − система самоанализа деятельности Колледжа или отдельных аспектов (направлений), оценки эффективности обучения, позволяющие определить соответствие деятельности федеральным государственным образовательным стандартам, требованиям рынка труда. 1.4. Мониторинг – специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования в Колледже на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. 2. Цель и задачи внутреннего мониторинга 2.1. Цель внутреннего мониторинга - повышение эффективности управленческой деятельности по обеспечению качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования и требованиями рынка труда. 2.2. Задачи мониторинга: - получение объективной информации о состоянии образовательного 2 (учебная, методическая и концертная деятельность в колледже, производственное обучение студентов) и воспитательного процессов в Колледже; - совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных достижений и ИКТ; - установление степени соответствия достигнутых результатов работы Колледжа требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области в сфере образования; - определение положительных и отрицательных тенденций в деятельности Колледжа; - установление причин несоответствий в деятельности Колледжа; - выработка рекомендаций и предложений по устранению причин выявленных несоответствий. 2.3. Внутреннему мониторингу качества образования подлежат следующие направления/процессы деятельности Колледжа: - соблюдение законодательства в сфере образования; - организация образовательного процесса; - соответствие образовательного процесса в Колледже требованиям ФГОС по реализуемым специальностям; - организация работы по приему в Колледж и профориентационная деятельность; - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; - внеучебные достижения обучающихся; - качество подготовки выпускников; - система воспитательной работы; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса; - библиотечное и информационное обеспечение образовательного процесса; - кадровое обеспечение, в т.ч. повышение квалификации; - обеспечение безопасности жизнедеятельности преподавателей, сотрудников и обучающихся колледжа; - удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образования; - управление деятельностью образовательного учреждения. 2.4. Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. 3. Организация работы по обеспечению системы внутреннего мониторинга качества образования 3.1. Ежегодно составляется план проведения внутреннего мониторинга качества образования по направлениям деятельности Колледжа с указанием сроков проведения и ответственных лиц мониторинга. План утверждается директором Колледжа и доводится до сведения педагогического коллектива, всех структурных подразделений Колледжа 3 3.2. На основании плана составляется программа мониторинга, в которой определяются цели, объекты мониторинга, методы сбора данных, критерии оценки 3.3. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность, объективность предоставляемой информации, а также за использование данных мониторинга, их обработку, анализ результатов. 3.4. Этапы мониторинга: - подготовительный – разработка параметров и измерителей по направлениям мониторинга, организация их экспертизы, ознакомление персонала с технологиями мониторинга; - диагностический – первичная обработка информации, анализ информации; - оценочный – оценка деятельности коллектива по направлениям деятельности Колледжа, выборочный контроль объективности предоставленной информации; Коррекционный – обсуждение предложений по коррекции образовательного процесса на Совете Колледжа, разработка мероприятий, реализация; - этап принятия управленческого решения; - этап перспективного планирования. 3.5. При проведении мониторинга организации работы по приему в Колледж и профориентационной деятельности анализируется: - соответствие правил приема в Колледж Порядку приема, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; приказы об организации работы приемной комиссии, регламентирующие ее состав, полномочия и деятельность; наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию работы приемной комиссии на официальном сайте колледжа; - наличие информации о количестве поданных заявлений, конкурсе на официальном сайте колледжа; наличие информации о количестве поданных заявлений (для учреждений среднего профессионального образования - пофамильный перечень лиц, подавших заявление, конкурсе и результатах сдачи вступительных испытаний) по каждой специальности на информационном стенде приемной комиссии; - личные дела поступающих (выборочная проверка по 2 личных дела поступающих по каждой образовательной программе); - приказы о зачислении в число студентов Колледжа. 3.6. При проведении мониторинга образовательного процесса анализируется: - соответствие реализуемых образовательных программ установленному виду образовательного учреждения; соответствие графика учебного процесса Федеральному 4 государственному образовательному стандарту; - соответствие расписания занятий учебному плану и требованиям СанПин; - соответствие журналов теоретического и практического обучения основной профессиональной образовательной программе - система контроля за текущей успеваемостью обучающихся и посещением занятий; - локальные акты и документы по организации и проведению производственной практики обучающихся; - локальные акты и документы по организации и проведению итоговой государственной аттестации выпускников, экзаменационные ведомости. 3.7. При проведении мониторинга учебно-методического обеспечения образовательного процесса анализируется: - наличие федеральных государственных образовательных стандартов по каждому направлению подготовки; - наличие основных профессиональных образовательных программ по каждому направлению подготовки, их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям рынка труда; соответствие утвержденных учебных планов федеральным государственным образовательным стандартам; - наличие и качество рабочих программ по профессиональным модулям и учебным дисциплинам (выборочная проверка 2-х по каждому направлению подготовки); - наличие и качество учебно-методических комплексов (выборочная проверка 2-х по каждому направлению подготовки); наличие и качество разработанных цифровых образовательных ресурсов. 3.8. При проведении мониторинга качества подготовки выпускников анализируется: - реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в полном объеме; результаты государственной итоговой аттестации выпускников (соответствие среднего балла по результатам освоения основных профессиональных образовательных программ профессионального образования аккредитационным показателям); поступление выпускников в профильные ВУЗы; - востребованность выпускников на рабочих местах в организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области. 3.9. При проведении мониторинга воспитательной работы анализируются: - организация воспитательной работы в колледже, в т.ч. по профилактике негативных явлений в молодежной среде; роль воспитательной работы в профессиональном становлении студента; - локальные акты по организации воспитательной работы в Колледже; 5 - планы воспитательной работы в колледже; - протоколы заседаний органов студенческого самоуправления (в соответствии с уставом Колледжа). - сохраненость контингента обучающихся (отсев - количество человек, причины отчисления); 3.10. При проведении мониторинга материально-технического обеспечения образовательного процесса анализируются: - наличие учебных кабинетов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; - материально-техническое оснащение проведения занятий. 3.11. При проведении мониторинга библиотечного и информационного обеспечения анализируется: - наличие учебной литературы в соответствии с лицензионными требованиями по реализуемым основным профессиональным образовательным программам; - обеспеченность компьютерной техникой, в т.ч. с выходом в Интернет; - наличие доступа обучающихся к Интернет-ресурсам; - наличие системы контентной фильтрации. 3.12. При проведении мониторинга кадрового обеспечения, в т.ч. повышения квалификации педагогических работников анализируется: - штатное расписание, утвержденное Учредителем; - тарификация преподавателей Колледжа, согласованная с Учредителем - должностные инструкции штатных сотрудников; - соответствие формирования личных дел штатных сотрудников и преподавателей требованиям законодательства; - соответствие педагогического состава лицензионным и аккредитационным требованиям (общая укомплектованность штатов, образовательный ценз педагогических работников, уровень квалификации педагогических работников); - план повышения квалификации педагогических работников; - выполнение плана повышения квалификации педагогических работников. 3.13. При проведении мониторинга обеспечения безопасности жизнедеятельности анализируется: - паспорт комплексной безопасности Колледжа; - инструкции по охране труда; - журналы инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности; - план мероприятий по подготовке Колледжа к новому учебному году. 3.14. При проведении мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования анализируются: - результаты анкетирования участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, работодателей); 6 - соблюдение прав участников образовательного процесса в соответствии с уставом Колледжа. 3.15.При проведении мониторинга управления деятельностью Колледжа анализируется: - выполнение государственного задания; - должностные инструкции работников Колледжа; - выполнение предписаний; - предоставление дополнительных образовательных услуг; - нормативные правовые документы по оплате труда; - нормативно-правовое обеспечение деятельности Колледжа; - выполнение планов работы и Программы развития Колледжа. 3.16. Данные, полученные при мониторинге, учитываются при перспективном планировании деятельности Колледжа. 7