Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ЛИТЕРАТУРА скд_2023

Государственное

бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской
«Свердловский
колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА (Родная литература)
по специальности:

51.02.02 «Социально-культурная

Екатеринбург
2023

деятельность»

области

Рабочая программа учебной дисциплины разработана
на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее —-ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
(далее СПО): Социально-культурная
деятельность
Организация-разработчик: ГБПОУ

СО «Свердловский колледж искусств и культуры»

Разработчик: Макаренко Анна Вячеславовна
Рекомендована методическим советом ГБОУ

СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»

Протокол №___________от « __» ___________20__г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. ПАСПОРТ
2. СТРУКТУРА

РАБОЧЕЙ
И

3. УСЛОВИЯ
4. КОНТРОЛЬ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
СОДЕРЖАНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ
И

ОЦЕНКА

ДИСЦИПЛИНЫ

4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

УЧЕБНОЙ

25

ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

3

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

29

1.ПАСПОРТ
Литература

ПРИМЕРНОЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения_рабочей программы .
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
профессиональной
образовательной
программы
в соответствии
(специальностям)
СПО Социально-культурная деятельность.

частью примерной
основной
с
ФГОС
по
специальности

Рабочая программа учебной
дисциплины
может
быть использована
в дополнительном
профессиональном
образовании и профессиональной
подготовке
специалистов
указанных
специальностей.
1.2.
Место
учебной дисциплины
в структуре основной ‚профессиональной
образовательной
программы: учебная дисциплина принадлежит к общеобразовательному
учебному циклу. Литература
изучается модулем с Родная литература.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Содержаниепрограммы общеобразовательной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей
:ормирование культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательской сомастоятельности и
речевых компетенций.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК 510202 «Социально-культурная деятельность»

4

Общие компетенции

ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

Дисциплинарные1
- осознавать причастность к отечественным
традициям и исторической преемственности
поколений; включение в культурно-языковое
пространство русской и мировой культуры;
сформированность ценностного отношения к
литературе
как
неотъемлемой
части
культуры;
- осознавать взаимосвязь между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
- знать содержание, понимание ключевых
проблем и осознание историко-культурного и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений
русской,
зарубежной
классической и современной литературы, в
том числе литературы народов России;
- сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе
анализа
художественных
произведений,
выявлять их связь с современностью;
- уметь сопоставлять произведения русской и
зарубежной литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других
видах искусств (графика, живопись, театр,
кино, музыка и другие);

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения

5

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
6

- владеть умениями анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве
формы
и
содержания
(с
учетом
неоднозначности заложенных в нем смыслов
и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего
образования);
- владеть современными читательскими
практиками,
культурой
восприятия
и
понимания литературных текстов, умениями
самостоятельного
истолкования
прочитанного в устной и письменной форме,
информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и
сочинений
различных
жанров
(объем
сочинения - не менее 250 слов); владеть
умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
7

учетом норм русского литературного языка;
уметь
работать
с
разными
информационными источниками, в том числе
в медиапространстве, использовать ресурсы
традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем;

- сформировать устойчивый интерес к
чтению как средству познания отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному литературному наследию и
через него - к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
- способность выявлять в произведениях
художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать свое отношение к
ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях,
участвовать в дискуссии на литературные
темы;
- осознавать художественную картины жизни,
созданная
автором
в
литературном
произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
- сформировать умения выразительно (с
учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть,
не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
8

- осознавать взаимосвязь между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
- сформировать умения выразительно (с
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть,
не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;

воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

- сформировать умения выразительно (с
учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть,
не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
- владеть умениями анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве
формы
и
содержания
(с
учетом
неоднозначности заложенных в нем смыслов
и наличия в нем подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего
образования);
сформировать
представления
о
литературном произведении как явлении
словесного
искусства,
о
языке
художественной
литературы
в
его
эстетической функции, об изобразительновыразительных возможностях русского языка
в художественной литературе и уметь
применять их в речевой практике;

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и

- сформировать устойчивый интерес к
чтению как средству познания отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному литературному наследию и
через него - к традиционным ценностям и

9

общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

национально-культурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами
в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
10

сокровищам мировой культуры;
- сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе
анализа художественных произведений,
выявлять их связь с современностью;

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
11

- владеть современными читательскими
практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями
самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме,
информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объем
сочинения - не менее 250 слов); владеть
умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с
учетом норм русского литературного языка

ПК

Организационноуправленческая деятельность

- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду
Планируемые результаты
Общие
Дисциплинарные2
ПК 1.1. Разрабатывать и реализовывать социальнокультурные проекты и программы.
ПК 1.2. Организовывать дифференцированное культурное •
владение
современными
обслуживание населения в соответствии с возрастными
читательскими
практиками,
культурой
категориями.
восприятия и понимания литературных
ПК 1.3. Создавать условия для привлечения населения к
текстов,
умениями
самостоятельного
культурно-досуговой и творческой деятельности.
истолкования прочитанного в устной и
ПК 1.4. Анализировать состояние социально-культурной
письменной
форме,
информационной
ситуации в регионе и учреждении (организации)
переработки текстов в виде аннотаций,
культуры.
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
ПК 1.5. Определять приоритетные направления развития
также написания отзывов и сочинений
социально-культурной деятельности.
различных жанров (объем сочинения - не
ПК 1.6. Осуществлять управление учреждением
менее 250 слов); владение умением
(организацией) социально-культурной сферы с
редактировать
и
совершенствовать
применением современных методик организации
собственные письменные высказывания с
социально-культурной деятельности, информационных и учетом норм русского литературного языка;
телекоммуникационных технологий.
умение работать с разными
ПК 1.7. Осуществлять предпринимательскую
информационными источниками, в том числе
деятельности в социально-культурной сфере.
в медиапространстве, использовать ресурсы
ПК 1.8. Организовывать работу с коллективом традиционных библиотек и электронных
исполнителей на основе принципов организации труда, библиотечных систем.
этических и правовых норм в сфере профессиональной
деятельности.

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения

12

Организация культурнодосуговой деятельности (по
выбору)

•
владение
современными
читательскими
практиками,
культурой
ПК 2.1. Организовывать культурно-досуговую
восприятия и понимания литературных
деятельность с применением современных методик.
текстов,
умениями
самостоятельного
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы
истолкования прочитанного в устной и
культурно-досуговых программ, осуществлять их
письменной
форме,
информационной
постановку, лично участвовать в них в качестве
переработки текстов в виде аннотаций,
исполнителя.
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
ПК 2.3. Осуществлять организационную и
также написания отзывов и сочинений
репетиционную работу с участниками культурноразличных жанров (объем сочинения - не
досуговых программ.
менее 250 слов); владение умением
ПК 2.4. Осуществлять организацию и проведение
редактировать
и
совершенствовать
культурно-досуговых программ с применением игровых
собственные письменные высказывания с
технологий, технических средств.
учетом норм русского литературного языка;
ПК 2.5. Организовывать и проводить мероприятия в
умение работать с разными
сфере молодежной политики, включая досуг и отдых
информационными источниками, в том числе
детей, подростков и молодежи, в том числе в
в медиапространстве, использовать ресурсы
специализированных (профильных) лагерях.
традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы
13

Объем в
часах*

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

117

в т. ч.

Основное содержание

115

в т.ч.:

теоретическое обучение

78

практические занятия

39

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)

14

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

6

Индивидуальный проект (да/нет)**

Промежуточная аттестация (экзамен)

14

3. СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»

Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
разделов профессионального занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
модуля (ПМ),
(если предусмотрены)
междисциплинарных|
курсов (МДК) и тем
1

2

1.
1.Литература
первой Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика
половины ХIХ столетия.
литературы как вида искусства. Историко-культурный процесс и периодизация
русской литературы 19 века. Специфика
литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и
западноевропейской литературы в ХIХ веке. Самобытность русской литературы.

1.2.Жизненный и творческий
путь А.С.Пушкина.
Эволюция жанровой системы
Пушкинской
лирики.Художественные
открытия А.С. Пушкина.

Краткий обзор жизни и творчества. Романтическая лирика периода Южной и
Михайловской ссылок. Особенности пушкинского
лирического героя, отражение духовного мира человека в
стихотворениях «Зимнее утро», «Поэт», «Зимняя дорога»,
«Элегия». Эволюция жанровой системы на примере данных
стихотворений.
«Маленькие трагедии» как художественное единство.

1.3.Традиции
Пушкинской
лирики в творчестве
М.Ю.Лермонтова.
Нравственнопсихологические проблемы в

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.
Своеобразиехудожественного мира поэта. Традиции пушкинской лирики в
творчестве М.Ю.Лермонтова» на примере стихотворений:
«Одиночество», «Поэту», Пророк», «Когда б в покорности
незнанья...».
15

Объем Формируем
ые
часов
компетенц
ии

3

4

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

5

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,

прозе
М.Ю. Лермонтова

Социально-психологический роман
психологические проблемы в романе.

«Герой

нашего

времени».

Нравственно-

1.4.Очерк жизни и творчества «Петербургские повести» Гоголя Образ «маленького человека» в
Н.В. Гоголя. Мир героев
«Петербургских повестях.
Н. В. Гоголь. «Невский проспект» Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и
|писателя.
фантастика в повести «Невский| проспект». «Портрет» Место
повести в сборнике «Петербургские повести».

1.5.Своеобразие
художественного
таланта И.А.Гончарова.

Жизнь и творчество И.А. Гончарова.
Роман «Обломов» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все
скрытые стороны». Типы характеров И проблема
взаимоотношения поколений в изображении Гончарова.
Краткий обзор романа «Обыкновенная история».Романтические иллюзии и их
развенчание в романе.

1.6.Жизнь и творчество
И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества.
«Отцы и дети» - история создания романа, отражение в| нём — общественнополитической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского
дворянства.
Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей.
«Тайный психологизм» и приём умолчания в произведении Тургенева.
Художествени функция портрета, интерьера, пейзажа в романе. Своеобразие жанра
романа «Отцы и дети». Символика заглавия.
«Записки охотника» как единый цикл. Особенности рассказов, их
взаимосвязь.

1.7.Очерк жизни и творчества Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства».
А.А.Фета.
«Служение чистой красоте» как цель искусства. Стихотворение
Лирический герой поэта.
«Шёпот, робкое дыханье...» как манифест «чистого искусства».
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы лирике Фета (тема
16

ОК.05,
ОК.06

4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09,
ПК 1.3; ПК
2.4

5

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

5

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09,
ПК 3.3; ПК
3.4

3

ОК.01,
ОК.02,

творчества,| любви, природы, красоты).
Философская проблематика лирики. Особенности лирического героя.

1.8.Философские
мотивы
в
лирике Ф.И.Тютчева.
Вечные темы в
лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

Жизнь и творчество Ф.И.|Тютчева. Наследник классицизма|и поэт-романтик.
Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо).
Философский характер тютчевского романтизма. Единство и
борьба
противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и
рационального).
Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с
«божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.
Сравнительный анализ стихотворений Вечные темы в лирике А.А. А.А. Фета
«Фонтан» и Ф.И. Тютчева «Фонтан».

истоки Гражданский пафос поэзии|Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского
человека и их воплощение в некрасовской лирике.
Разительный контраст «двух миров» в стихотворениях поэта.
Настоящее и будущее поэта как |предмет лирических переживаний
страдающего поэта.
«Кому на Руси жить хорошо» проблематика и жанр поэмы. История создания,
сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл
фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного
цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр
и др.) Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы.
Особенности
стиля.
Поэма «Русские женщины». Художественное своеобразие,
особенности ‚ повествования. Мужественный и благородный|.
подвиг жён первых русских революционеров-декабристов
1.10.Творческий путь
А. Н. Островский - создатель русского театра. Сведения биографии. А. Н.
А.Н.Островского.
Островский создатель русского театра ХIХ века. Новизна поэтики Островского.
Жанровое многообразие
Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического.
Драматургического
наследия Особенности языка.
А.Н.Островского.
Авторское отношение к героям.
Пьеса «Гроза».
17
1.9.Народные
мироощущения Н.А.
Некрасова.

3

6

4

ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06
ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

Художественные особенности драмы.Творческая история драмы.Жанровое
своеобразие. Город Калинов и его обитатели "Темное царство" в пьесе "Гроза".
Символика грозы. Самобытность замысла, оригинальность основного характера,
сила трагической
развязки в судьбе героев драмы. Позиция автора и его идеал. Роль
персонажей второго ряда в пьесе. “Бесприданница” как
психологическая
драма.
Конфликт
и
структура
действия.
Элементы
мелодраматической поэтики в структуре психологической драмы.
Символическая природа финала.
1.11.Очерк жизни и творчества Народ и власть в сказказ М.Е. Салтыкова-Щедрина. Судьба| русской сатиры.
М.Е. Салтыкова- Щедрина.
Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы
градоначальников и «глуповцев» в «Истории одного города». Исторические
параллели и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение
деспотизма, невежества власти, бесправия ипокорности народа. Смысл финала
«Истории одного города».
1.12.Многоплановость и
Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм
Сложность социальнопрозы Достоевского. Особенности сюжета И композиции. Своеобразие жанра
Психологических конфликтов в
социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания».
романах Ф.М.
Художественные|
открытия Достоевского.
Достоевского.
«Преступление и наказание» - история создания романа: замысел и его
воплощение. Образ Петербурга на страницах " романа. Приёмы создания
образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись). Образы «униженных и
оскорблённых» в романе. Судьба
семьи Раскольниковых. История| Мармеладовых. Гоголевские
традиции в решении темы «маленького человека». Уличные
сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова. Теория Раскольникова и
её истоки. Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники». Роль
портрета романе.
«Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема
нравственного идеала романа Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости
и смирения.
Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией
«Преступления и наказания».
2.1.Литература второй
Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской
половины ХIХ
18

5

4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06
ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

ОК.01,
ОК.02,

столетия.

2.2.Жизнь и творчество
Толстого.
«Севастопольские
рассказы», «Война и мир».
Обзорное изучение.

литературы второй половины ХIХ века .

Л.Н. «Война и мир». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции
романа. Отражение В произведении| проблем, волновавших людей 1860 года (роль
личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение
индивидуализма, пути достижения нравственного| идеала).
Философские, нравственные и эстетичекие искания Толстого,реализовавшиеся в
образах Натальи
и княжны Марьи.
Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»
главной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её
характере.
Просвещённые герои и их судьбыв водовороте исторических событий. Духовные
искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их
крушение. Глубокий духовный кризис и| моменты душевного просветления в жизни
князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной
деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счасьте Участие в войне 1812
года. Смерть князя Андрея.
Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером
Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой| молодёжи». Женитьба на
Элен. Увлечение масонством, разочарование в идее филантропии. Пьер на
Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа
Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера.
Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму.
Истинный и ложный героизм. В изображении Л.Н. . Толстого. Причины войны 180507 - гг.| Подвиги
солдат и —офицеров,
честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин).
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской
армии. Роль приёма антитезы в изображении
военных событий. Авторская оценка войны
как события, «противного
19

1

ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09,
ПК 3.3; ПК
3.4

5

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

человеческому разуму и всей человеческой| природе».
2.3Жизнь и творчество
А.П.Чехова. Рассказы.
«Вишнёвый сад».

Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Многообразие философско- психологической проблематики в
рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и
иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы
будущего темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова- рассказчика: открытые
финалы,музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
«Вишнёвый сад». Бывшие хозяева сада как
олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и
Прагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических
персонажей. Слуги и господа| (Дуняша, Яша и Фирс). Своеобразие конфликта в
пьесе: внутреннее и внешнее действие. Мастерство Чехова в построении|- диалога:
эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова.
Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с
«праздной, бесмыссленной жизнью».
Новаторство водное течение», ремарки, роль шумовых эффектов.Композиция и
Чехова-драматурга символическая «бессобытийность» , «подстилистика пьес.
Понятие о лирической комедии.
2.4.Русская литература ХХ века. Философичность и тонкий лиризм стихотворенийБунина. Пейзажная лирика поэта.
Жизнь и творчество И.Бунина.
Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.Традиционные темы
русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»‚ «Митина
любовь», «Солнечный удар».
Развитие традиций русской классической литературы Бунина. Тема угасания
"дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. «Вечные» темы в рассказах
Бунина(счастье, трагедия любви, связь миром природы, вера и память о прошлом).
Психологизм бунинской прозы.Принципы создания характера.Роль
художественной детали. Символика бунинской прозы.
Своеобразие художественной
манеры Бунина.

2.5.Жизнь и творчество
А.Куприна.

Жизнь и творчество(обзор).
Повесть «Гранатовый браслет», «Суламифь». Своеобразие сюжета повести. Споры
20

4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

5

ОК.01,

героев об истинной, бескорыстной любви.
Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в
повести . Символический мысл художественных деталей, поэтичекое изображение
природы. Мастерство
психологического анализа.Роль эпиграфа в повести,смысл финала
2.6.Жизнь и творчество
М.Горького.

Жизнь и творчество(обзор). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя
в прозе писателя. Пьеса «На дне»:тема поиска смысла жизни.Проблемы гордости и
свободы. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
Соотношение романтического идеала и действительности
в филосовской концепции Горького. Прием контраста, особая
роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие
композиции рассказа.

2.7.Символизм в русской поэзии
(Д.Мережковский, З.Гиппиус,
В.Брюсов, К.Бальмонт,
Ф.Сологуб).

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов.
Связь с романтизмом.Понимание символа
символистами (задача предельного расширения значения слова,открытие тайн как
цель
нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея
“творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты"

2.8.Акмеизм в русской литературе Истоки акмеизма.Утверждение акмеистами красоты земной жизни,возвращение к
“прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта(Н.Гумилев, С.Городецкий,
ремесленника.
А.Ахматова, О.Мандельштам).

2.9.Футуризм в русской литературе Манифесты футуризма, их пафос и проблематика . Поэт как мессионер «нового
21

ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

(И.Северянин, В.Маяковский,
Д.Бурлюк,
В.Хлебников,В.Каменский).

искусства».Декларация о разрыве с традицией ,абсолютизация «самовитого» слова,
приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические
эксперименты футуристов.

2.10.А.А. Блок. Жизнь и
творчество.

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека...», «В ресторане», «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «О, я
хочу безумно жить...», «Скифы». (на выбор) .
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной
Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема
города в творчестве Блока. Образы|‘страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в
лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема
исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и| стихотворении
“Скифы”.Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
2.11.С.А. Есенин.
Жизнь и творчество.Стихотворения: «Гой ты, Русь,моя родная!..», «Не бродить,
не|мять В кустах багряных...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
Лирика.
«Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова». _ Традиции А. С. Пушкина и
А.В. Кольцова в есенинской лирике.
Тема родины в поэзии Есенина.Ъ
Отражение в лирике особой связи природы и человека.Цветопись, свкозные образы
лирики Есенина .
Светлое и трагическое в поэзии Есенина.Тема быстротености человеческого бытия в
поздней лирике поэта.Народно-песенная основа, музыкалность лирики Есенина.
2.12.Литературные объединения
Воздействие событий|революции и гражданской войны на
литературное
20-хгодов
ХХ творчество, борьба с классическими тенденциями.Особенности творчества каждого|
века(«Пролеткульт»,
литературного объединения.
«Кузница», ЛЕФ,
«Перевал»,конструктивисты,
ОБЭРИУ,«Серапионовы
братья»).
22

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06, ОК
09

3

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,

ОК.06, ОК
09
2.13.Тема
революции
и
гражданской войны втворчестве
писателей первой трети ХХ
века.

Особенности звучания темы революции и гражданской войны
в творчестве |писателей и поэтов 20-х годов. Раскрытие темы
революции на примере произведений: А. Фадеева «Разгром»,И. Бабеля «Конармия»,
Д.Фурманова «Чапаев».

2.14.Жизнь и творчество
А. Ахматовой и М.Цветаевой.

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения:«Моим стихам, написанным так рано...»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в
руке...»)
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и
вечности.Поэзия
как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные| и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.Своеобразие поэтического
стиля.
Жизнь и творчество А. Ахматовой. Стихотворения:»Песня последней встречи»,
«Сжала руки под темной вуалью...», «Бывает так:какая-то истома...» Отражение в
лирике Ахматовойглубины человеческих
переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии
Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в|лирике Ахматовой.

2.15.Жизнь и творчество
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Февраль.Достать чернил и
Б.Л. Пастернака. Лирика.. Роман плакать!..»,«Определение
поэзии»,
«Во
всем
мне
хочется
дойти...»,
«Доктор Живаго».
«Гамлет»,«Зимняя Ночь». Поэтическая эволюция|Пастернака: от сложности языка
кпростоте поэтического слова.Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность,
поэзия и действительность, судьба
художника и его роковая обреченность на страдания).Философская глубина лирики
Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя.
Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).История создания и публикации
романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с
общей проблематикой романа.
2.16.Жизнь и творчество
Жизнь и творчество. - Роман «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра и
М.А. Булгакова.
композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и
«Собачье сердце»,
сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и
23

4

ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

6

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

5

ОК.03,

«Мастер и
Маргарита».

2.17.Жизнь и творчество
А. Платонова.

2.18.Тема ВОВ в русской
литературе.
Жестокие реалии и
романтика в
описании войны.
2.19.Обзор литературных
направлений 50-90-х
годов.

Ершалаим.)|. Образы Воланда
и его свиты.| - Библейские мотивы и
образы в романе. Человеческое и
божественное в облике Иещуа. Фигура Понтия Пилата и. тема|
совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение
любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и
судьбы художника. Смысл финальной главы романа. «Собачье сердце». Проблема
нравственного
сознания личности. Разрушительная сила воинствующего
невежества.
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».Традиции Салтыкова-Щедрина в|. прозе Платонова. Высокий
пафос и острая сатира в “Котловане”.
Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести.
“Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность
языка и стиля писателя.
Жестокие реалии и романтика в описании войны. Образ войны и
человека в ней. Влияние ВОВ на судьбы людей.

Новое осмысление военной темы в творчестве Воробьева, Быкова,
Бакланова. Нравственная проблематика и художественные особенности их
произведений.Размышления настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности
к судьбе страны, утверждение — высоких нравственных ценностей. Желание понять
истоки побед и
трагедий советского народа.
Всего

24

ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

3

ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

3

ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

2

ОК.03,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06

117

3.УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОИ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 1. Требования к минимальному материально техническому
Реализация учебной дисциплины
Оборудование

обеспечению

требует наличия учебного кабинета.

учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект наглядных пособий.
Технические средства обучения:
-видеоматериалы;
- компьютер с лицензионным

программным

обеспечением

мультимедиапроектор.

3.2 Информационное
обеспечение
обучения.
Перечень
рекомендуемых учебных изданий, интернетресурсов, дополнительной литературы.
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные
образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше 5
лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения.

25

Основные источники
• Литература, 10 класс/ Курдюмова Т.Ф, Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»,2022
• Литература, 11 класс/ Габриелян О.С., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»,2022
Дополнительные источники
1.
Соколов А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века: учебник для СПО / А. Г. Соколов. – 5-е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022.
2.
Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.]; под
ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022.
3.
Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.]; отв.
ред. Л. Д. Громова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2022.
4.
История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум для СПО / В. А. Мескин [и др.] ; под общ.ред. В. А.
Мескина. – М.: Издательство Юрайт, 2022.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Интернет-ресурсы:
http://feb- web.ru — Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор.
http://lib.rin.ru — Библиотека «Золотой фонд мировой литературы».
http://lit.academia- moscow.ru — Преподавание литературы в школе.
http://mifolog.ru — Иллюстрированная мифологическая энциклопедия.
http://rifma.com.ru — Русская поэзия и стихосложение.
http://rifmoved.ru — Все о рифме и стихосложении: словари, статьи, справочники.
.
http://www.krugosvet.ru — Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.myfhology.ru — Мифологическая энциклопедия.
http://www.nasledie- rus.ru — литературный журнал «Наше наследие».
http://www.philolog.ru — Тексты русской классики.
26

12. http://www.philology.ru/default.htm — Русский филологический портал.
13. http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 — Работы победителей конкурса «Учитель – учителю»
издательства «Просвещение».
14. http://www.rubricon.ru — Энциклопедия «Рубрикон».
15. http://www.slovari.ru — Электронные словари. http://www.rulex.ru — Русский биографический словарь.
16. http://slovar.lib.ru — Словарь литературоведческих терминов.

Список основных текстов по предмету «Литература»
Список литературы на 1полугодие
1) А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Медный всадник», «Повести Белкина»
2)М. Ю. Лермонтов: стихотворения «Одиночество», «Поэту», Пророк», «Когда б в покорности незнанья...»
Роман: «Герой нашего времени»
3)Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Шинель», «Выбранные места из переписки с друзьями», отрывок «Птица-тройка» («Мертвые души»)
(наизусть)
4) И. А. Гончаров «Обломов»
5) А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»
6) И. Тургенев «Отцы и дети», сборник «Записки охотника». Читать рассказы «Хорь и Калыч», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бирюк»;
повести – «Вешние воды», «Первая любовь»
7) Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».
8) Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
9 )Сборники стихов А. Фета, Ф. Тютчева
10) Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», сборник стихов
11) М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», сказки (5 – по выбору прочитать), «История одного города»
12) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

2 полугодие:
Л.Н. Толстой: Севастопольские рассказы», «Война и мир».
Чехов: «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкои» «Вишйевый сад»
И.А. Бунин «Господин из Сан--Франциско», «Чистый понедельник», «Митина любовь»,«Солнечный удар»
А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
27

М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб —стихотворения на выбор.
Н.Гумилев ©. Городецкии А. Ахматова, О. Мандельштам стихотворения на выбор:
И. Северянин, В. Маяковский, Д Бурлюк, В. Хлебников Вас. Каменский-- стихотворения на выбор.
А. Блок —стихотворения на выбор.
С.А.Есенин —стихотворения на выбор.
А. Фадеев «Разгром»,
И.Бабель «Конармия»
Д. Фурманов «Чапаев».
А. Ахматова и М. Цветаева - стихотворения на выбор.
Б. Пастернак «Доктор Живаго», стихотворения на выбор.
М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
А. Платонов «Котлован»
М. Шолохов «Судьба человека»
Повести - К. Воробьёв, В. Быков, Г. Бакланов.
Б. Ахмадуллина. А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава Б. Окуджава И. Бродскии,. Н Рубцов —стихотворения на выбор

28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОИ ДИСЦИПЛИНЫ

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами
умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций
Общая/профессиональная
компетенция

ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности
применительно к различным
контекстам

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать

Раздел/Тема
Р.1 Темы 1.1-1.11, в том числе 1.2-1.4,
1.9, 1.12 ПОС3
Р.2 Темы 2.1-2.4, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.1-3.10, в том числе 3.4, 3.10
ПОС
Р.4 Темы 4.1-4.11, в том числе 4.9 ПОС
Р.5 Темы 5.1-5.3
Р.6 Темы 6.1
Р.7 Темы 7.1, 7.2 ПОС
Р.1 Темы 1.1-1.11, в том числе 1.2-1.4,
1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 2.1-2.4, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.1-3.10, в том числе 3.4, 3.10
ПОС
Р.4 Темы 4.1-4.11, в том числе 4.9 ПОС
Р.5 Темы 5.1-5.3
Р.6 Темы 6.1
Р.7 Темы 7.1, 7.2 ПОС
Р.1 Темы 1.1-1.11, в том числе 1.2-1.4,
29

Тип оценочных мероприятия
Устный опрос
Тестирование
Практические работы
Семинары
Читательская конференция
Разноуровневые задания

Устный опрос
Тестирование
Практические работы
Семинары
Читательская конференция
Разноуровневые задания

Устный опрос

собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том

1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 2.1-2.4, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.1-3.10, в том числе 3.4, 3.10
ПОС
Р.4 Темы 4.1-4.11, в том числе 4.9 ПОС
Р.5 Темы 5.1-5.3
Р.6 Темы 6.1
Р.7 Темы 7.1, 7.2 ПОС
Р.1 Темы 1.1-1.11, в том числе 1.2-1.4,
1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 2.1-2.4, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.1-3.10, в том числе 3.4, 3.10
ПОС
Р.4 Темы 4.1-4.11, в том числе 4.9 ПОС
Р.5 Темы 5.1-5.3
Р.6 Темы 6.1
Р.7 Темы 7.1, 7.2 ПОС
Р.1 Темы 1.1-1.11, в том числе 1.2-1.4,
1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 2.1-2.4, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.1-3.10, в том числе 3.4, 3.10
ПОС
Р.4 Темы 4.1-4.11, в том числе 4.9 ПОС
Р.5 Темы 5.1-5.3
Р.6 Темы 6.1
Р.7 Темы 7.1, 7.2 ПОС
Р.1 Темы 1.1-1.11, в том числе 1.2-1.4,
1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 2.1-2.4, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.1-3.10, в том числе 3.4, 3.10
ПОС
30

Тестирование
Практические работы
Семинары
Читательская конференция

Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы

Практические работы
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая ) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Сообщения

числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 09. Пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках

Организационно-управленческая
деятельность

Организация культурно-досуговой
деятельности (по выбору)

Р.4 Темы 4.1-4.11, в том числе 4.9 ПОС
Р.5 Темы 5.1-5.3
Р.6 Темы 6.1
Р.7 Темы 7.1, 7.2 ПОС
Р.1 Темы 1.2-1.4, 1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 1.1-1.11, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.4, 3.10 ПОС
Р.4 Темы 4.9 ПОС
Р.1 Темы 1.2-1.4, 1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 1.1-1.11, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.4, 3.10 ПОС
Р.4 Темы 4.9 ПОС
Р.1 Темы 1.2-1.4, 1.9, 1.12 ПОС
Р.2 Темы 1.1-1.11, в том числе 2.4 ПОС
Р.3 Темы 3.4, 3.10 ПОС
Р.4 Темы 4.9 ПОС

31

Практические работы

Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Сообщения
Практические работы
Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ публичного выступления
Практические работы
Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ публичного выступления
Практические работы
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».