01.01.2017
Мариус Петипа — самый русский француз
Биография Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа. драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Его старший брат Люсьен Петипа дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа— певицей и актрисой. Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании. В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России— сначала как солист балета и педагог, с 1862 года— как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года. Похоронен в Санкт-Петербурге. | ( 1818-1910 гг. ) |
Значимые роли в качестве солиста балета: Люсьен Д’Эрвильи, «Пахита», Граф Альберт «Жизель», Феб де Шатопер «Эсмеральда», Фауст «Фауст», Лорд Вильсон и Таор «Дочь фараона» собственного сочинения.
За пятьдесят шесть лет работы в России создал сорок шесть оригинальных спектаклей, одни из самых значимых:
• 1847 — «Пахита»— Большой балет в 2 актах 3 картинах;
• 1862 — «Дочь фараона»— Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом;
• 1863— «Корсар»— Большой балет в 4 актах 5 картинах;
• 1867 — «Фауст»— Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах;
• 1870 — «Катарина, дочь разбойника»— Большой балет в 3 актах 4 картинах;
• 1871 — «Дон Кихот»— Большой балет в 5 актах 11 картинах;
• 1874 — «Наяда и рыбак»— Фантастический балет в 3 актах 5 картинах;
• 1876 — «Сон в летнюю ночь»— Фантастический балет в 1 акте;
• 1877— «Баядерка»— Большой балет в 4 актах 7 картинах;
• 1884 — «Жизель»— Фантастический балет в 2 актах;
• 1885 — «Тщетная предосторожность»— Комический балет в 3 актах 4 картинах;
• 1890— «Спящая красавица»— Балет-феерия в 3 актах ;
• 1892— «Щелкунчик»— Фантастический балет в 2 актах Петра Чайковского;
• 1895 — «Лебединое озеро» Петра Чайковского;
• 1898 — «Раймонда» Балет в 3 актах 4 картинах.
Француз по происхождению, Мариус Петипа работал преимущественно в России, где балет второй половины XIX века принято называть "веком Петипа". Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия. Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
Материалы представленные на выставке:
-
Блок Л.Д. Вторая русская школа. [Текст] / Л.Д. Блок // Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского. - Москва, 1987. - Гл. 4. - C 297- 298.
-
Красовская В.М. На московской сцене. [Текст] / В.М. Красовская // Русский балетный театр : второй половины XIX века. - Ленинград, 1963. - Гл. 4. - С. 126.
-
Красовская В.М. Петипа и балетный театр 1850 — 1870-х годов [Текст] / В.М. Красовская // Русский балетный театр : второй половины XIX века. - Ленинград, 1963. - Гл. 5. - С. 211 - 276.
-
Красовская В.М. Петипа и балетный театр 1880 — 1890-х годов [Текст] / В.М. Красовская // Русский балетный театр : второй половины XIX века. - Ленинград, 1963. - Гл. 6. - С. 277 - 336.
Мариус в балете «Лебединое озеро»
Мариус в балете «Лебединое озеро»
Мариус Петипа в балете «Дочь Фараона»
Неизвестный балет...
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017