Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор колледжа
___________И.В.Сатымова
«___»______________20___г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
С ПОЛУЧЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ
«Библиотекарь, специалист в области библиотечно-информационной
деятельности»
Екатеринбург, 2025
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа - программа
профессиональной
переподготовки
по
специальности
51.02.03
«Библиотековедение» с присвоением квалификации «Библиотекарь,
специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (далее –
программа) разработана Государственной бюджетной профессиональной
организацией Свердловской области «Свердловский колледж искусств и
культуры
(далее
–
колледж)
в
соответствии
с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года №273-Ф3,
приказом Минобрнауки России «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным профессиональным программам» (от 1 июля
2013 г. № 499).
Дополнительная профессиональная программа профессиональной
переподготовки разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности
51.02.03
Библиотечно-информационная
деятельность
(базовый уровень), (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации 13 июля 2021 г. N 450) (далее – ФГОС) на основе
проекта требований профессионального стандарта «Специалист в области
библиотечно-информационной деятельности» (далее – профессиональный
стандарт)
К освоению программы допускаются лица в возрасте от 18 лет:
имеющие высшее либо среднее профессиональное образование.
Целью профессиональной переподготовки является приобретение,
получение новых знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям
профессионального стандарта для занятия новым видом профессиональной
деятельности:
технологическая деятельность (формирование библиотечных фондов,
аналитико-синтетическая
обработка
документов,
их
хранение,
информационное
и
справочно-библиографическое
обслуживание
пользователей библиотек);
организационно-управленческая
деятельность
(планирование,
организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в
соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек,
ведение учетной документации и контроль за библиотечными процессами);
культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной
функции библиотеки, обеспечение дифференцированного библиотечного
обслуживания пользователей библиотеки);
информационная деятельность (использование коммуникативных и
информационных технологий в профессиональной деятельности).
Программа учитывает требования ФГОС и обеспечивает приобретение
слушателями профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам
профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники среднего
профессионального учреждения. Содержание программы включает освоение
дисциплин трех профессиональных модулей:
На базе приобретенных знаний и умений выпускник, библиотекарь
должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
Технологическая деятельность.
ПК 1.1. Комплектовать, обрабатывать, учитывать библиотечный фонд
и осуществлять его сохранность.
ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в
традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести
справочно-библиографический аппарат библиотеки.
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью
информационно-коммуникационных технологий.
ПК 1.4. Использовать КСОБ Санкт-Петербурга для организации
обслуживания пользователей;
ПК 1.5. Осуществлять отбор краеведческих документов, формировать
фонд краеведческих документов, справочно-библиографическое и
библиотечное обслуживание краеведческими изданиями.
Организационно-управленческая деятельность.
ПК 2.1. Организовывать, планировать, контролировать и
анализировать работу коллектива исполнителей, принимать управленческие
решения.
ПК 2.2. Планировать, организовывать и обеспечивать эффективность
функционирования библиотеки (информационных центров) в соответствии с
меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
ПК 2.3. Осуществлять контроль за библиотечными 9 технологическими
процессами.
ПК 2.4. Выявлять и внедрять инновационные технологии, применять
знание принципов организации труда в работе библиотеки.
ПК 2.5. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере
профессиональной деятельности.
ПК.2.6. Разрабатывать локальные нормативно-правовые акты
библиотеки. Культурно-досуговая деятельность.
ПК 3.1. Создавать условия для реализации творческих возможностей
пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень
информационный культуры
ПК
3.2.
Обеспечивать
дифференцированное
библиотечное
обслуживание пользователей библиотеки.
ПК 3.3. Реализовывать досуговые и воспитательные функции
библиотеки.
ПК 3.4. Приобщать пользователей библиотеки к национальным и
региональным традициям.
ПК 3.5. Владеть культурой устной и письменной речи,
профессиональной терминологией.
ПК 3.6. Разрабатывать электронные книжные выставки, презентации,
обрабатывать изображения; оформлять библиотеку с использованием
информационных технологий.
Информационная деятельность.
ПК 4.1. Использовать прикладное программное обеспечение в
формировании библиотечных фондов и информационно-поисковых систем, в
библиотечном и информационном обслуживании.
ПК 4.2. Использовать базы данных.
ПК 4.3. Использовать Интернет-технологии.
ПК4.4. Использовать технические средства информатизации в
деятельности библиотек.
Срок освоения программы – 650 часов (включая время на сдачу
экзаменов и зачетов, тестирование). Нормативный срок освоения программы
при дистанционно форме обучения составляет до 16 недель, допускается
освоение программы по индивидуальному графику (досрочно). Информация о
программе размещена на официальном сайте ГБПОУ СО СКИиК в сети
«Интернет» - http://socic.ru
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа
направлена
на
общепрофессиональных компетенций:
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
совершенствование
следующих
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности
Использовать умения и знания учебных профильных учебных
дисциплин федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования в профессиональной
деятельности
2.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы
"Библиотековедение"
Распределение по
этапам
№
Название дисциплин
ПМ.
01.
Технологическая
деятельность.
Модуль
«Библиографическая
деятельность
библиотек»
Модуль
«Библиотечные
фонды»
Модуль «ДОУ.
Документоведение»
Модуль
«Библиотековедение»
Организационноуправленческая
деятельность
Модуль
«Нормативноправовые основы
библиотечного дела»
Модуль «Этика и
психология
библиотечного дела»
Модуль
«Библиотечный
маркетинг»
Модуль «Работа
библиотек с особыми
группами
пользователей»:
ПМ.
02.
I
II
III
Форма
отчетности
Самостоят
ельная
работа
Индивидуальн
ые
консультации
Итого
2
1
1
8
1
1
1
1
ПМ.03.
Информационная
деятельность
Модуль «Аналитикосинтетическая
переработка
информации»
Модуль
«Электронные
библиотеки,
каталоги»
Итоговая аттестация
4
1
1
10
Итоговое
тестирован
ие
10
2
650
1.
Модуль «Нормативно-правовые основы библиотечного дела»:
- Эволюция правовой среды библиотеки;
- Теоретическая база нормативного правового регулирования
библиотечно-информационной деятельности;
- Правовой статус библиотеки;
- Нормативные правовые акты, регулирующие библиотечноинформационную деятельность.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
2.
Модуль «Этика и психология библиотечного дела»:
- Теоретические основы профессиональной этики;
- Этические аспекты профессионализма библиотекаря;
- Нормы библиотечной этики;
- Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
3.
Модуль «Библиографическая деятельность библиотек»:
- Организация и методика библиографической работы библиотеки;
- Составительская библиографическая работа библиотек;
- Справочно-библиографическое обслуживание;
- Работа библиотеки по формированию информационной культуры и
грамотности.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
4.
Модуль «Библиотечные фонды»:
Основы формирования документального фонда. Понятие,
признаки, свойства документного фонда;
Процесс комплектования документного фонда;
- Организация документного фонда. Учет фондов;
- Управление документным фондом: проектирование процессов
формирования документного фонда, оценка качества документного фонда.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
5.
Модуль «ДОУ. Документоведение»:
- Понятие «документ». Документ как носитель и источник информации.
Основные функции документа;
- Материальные носители документной информации;
- Способы закрепления документной информации;
- Классификация документов.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
6.
Модуль «Библиотечный маркетинг»:
- Библиотека в системе некоммерческого маркетинга;
- Библиотечные услуги в концепции маркетинга;
- Маркетинговые исследования в библиотеке;
- Коммуникационная политика библиотеки.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
7.
Модуль
«Аналитико-синтетическая
переработка
информации»:
- Каталогизация: функции, состав. Основные понятия, термины и
определения;
- Структура документа;
- Общая методика составления библиографического описания ресурсов;
- Виды библиографического описания.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
8.
Модуль «Электронные библиотеки, каталоги»:
- Электронные библиотеки: терминология, цели, задачи, функции,
типология;
- Модели формирования фонда электронной библиотеки;
- Российская национальная электронная библиотека:
цель и задачи создания;
- Электронные коллекции. Основные требования к электронной
коллекции.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
9.
Модуль
«Работа
библиотек
с
особыми
группами
пользователей»:
- Библиотечное обслуживание: понятие. Библиотечное обслуживание:
цели, основные задачи, содержание. Принципы библиотечного обслуживания;
- Библиотечные услуги: классификация;
- Читатели (пользователи) библиотеки: характеристика, классификация.
Методы изучения читателей, их чтения в библиотеке;
- Работа библиотеки с особыми группами читателей: цели, задачи,
основные направления.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
10. Модуль «Библиотековедение»:
- Библиотека, ее возникновение и развитие;
- Функции библиотеки;
- Типология библиотек;
- Библиотечная профессия, ее социальная обусловленность.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
11.
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.