Министерство культуры Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» Отделение «Цирковое искусство» ПРОГРАММА курсов повышения квалификации в форме индивидуальной стажировки «ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ» Екатеринбург 2024 В Программе представлены цели и задачи краткосрочных очных курсов повышения квалификации в форме индивидуальной стажировки, сформулированы планируемые результаты обучения, раскрыта тематика курсов. Составитель: Курдина С.А., председатель ПЦК «Цирковое искусство» Программа краткосрочных очных курсов повышения квалификации для руководителей цирковых коллективов, преподавателей цирковых жанров одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии, протокол № 1 от « 30 » _августа_ 2024 г. Согласовано: Заместитель директора по непрерывному обучению: М. В. Запивалова 2 ВВЕДЕНИЕ Цирковое искусство в культуре России имеет глубокие исторические корни и занимает уникальное место в сердцах зрителей. С первыми цирковыми представлениями, появившимися в XVIII веке, Россия стала свидетелем незабываемых шоу, которые сочетали в себе акробатику, жонглирование и особенно привлекательные дрессированные животные. С течением времени цирк трансформировался, впитывая в себя элементы театра, модернизма и народного творчества. Он стал площадкой для самовыражения талантливых артистов, таких как императорский цирк в Санкт-Петербурге и Московский цирк на Цветном бульваре, которые формировали уникальный стиль, несущий в себе дух русской культуры. Сегодня современное цирковое прочтение искусство продолжает традиционных развиваться, жанров и новые включая формы представлений, такие как цирк нового поколения. Эта эволюция не только сохраняет культурное наследие, но и открывает новые горизонты для артистов и зрителей. России удалось создать многогранное цирковое искусство, которое продолжает восхищать и удивлять, преподавателей циркового жанра вдохновляя поколения. Подготовка и руководителей цирковых коллективов в современном профессиональном образовании является важной задачей, требующей комплексного подхода. В условиях стремительного развития индустрии и изменения культурных трендов, качественная подготовка специалистов не может ограничиваться лишь традиционными методами обучения. Современные преподаватели циркового искусства должны не только обладать мастерством исполнения и знанием теории, но и уметь адаптироваться к новым формам и технологиям. Это включает в себя интеграцию современных цифровых 3 средств, развитие креативного мышления и навыков управления коллективами. Программа подготовки должна сочетать теоретические знания и практические навыки, включая тренинги по физической подготовке, театральному искусству и психологии работы с педагогическими группами. Важным аспектом является также формирование у будущих преподавателей лидерских качеств, которые помогут им вдохновлять и мотивировать своих учеников. Таким образом, подход к обучению должен быть многогранным и инклюзивным, ориентированным на создание опытных и креативных лидеров, способных не только сохранять традиции циркового искусства, но и развивать его в актуальном контексте современности. Дополнительная профессиональная программа «Цирковое искусство: современные формы и технологии обучения» в форме индивидуальной стажировки направлена на развитие профессиональных компетенций преподавателей цирковых жанров и руководителей цирковых коллективов. В процессе стажировки слушатели имеют возможность обмениваться опытом с коллегами, участвовать в мастер-классах и семинарах, методических и художественных советах, что способствует качественному профессиональному образованию специалиста. Стажировка, как форма курсов повышения квалификации позволяет непосредственно погрузиться в образовательный процесс, основанный на инновационных методах преподавания и новых подходах к обучению. Стажировка – активная образовательная деятельность, позволяющая одновременно расширить теоретические знания, получить опыт применения новых знаний на практике и адаптировать к специфике своей работы. Слушатели имеют возможность осваивать новые методики преподавания, современные техники и подходы к обучению. Мастер-классы, семинары с ведущими преподавателями колледжа, обмен опытом между педагогами различных цирковых жанров способствуют созданию единой образовательной среды, в которой каждый может раскрыть свой творческий потенциал. 4 Важной частью программы является изучение истории цирка и его культурного контекста, что помогает педагогам лучше понять свою роль в сохранении и развитии этого искусства. Также акцентируется внимание на психологических аспектах работы с учениками, что позволяет создать доверительную атмосферу и стимулировать творческую активность в группе. Курсы повышения квалификации преподавателей цирковых жанров представляют собой уникальную возможность для педагогов углубить свои знания и навыки в области циркового искусства. Эти курсы охватывают широкий спектр тем, включая техники акробатики, жонглирования, эквилибристики и воздушной гимнастики. Участники смогут познакомиться с новыми методами обучения и современными трендами в цирковом искусстве, что даст им возможность эффективно передавать свой опыт и вдохновлять будущие поколения артистов. Программа курсов включает практические занятия, мастер-классы от опытных цирковых педагогов и артистов, а также семинары по психологии воспитания юных исполнителей. Особое внимание уделяется развитию креативности и индивидуального стиля преподавания, что способствует созданию уникальной атмосферы в учебном процессе. Заключительным преподаватели смогут этапом курсов применить станет полученные практика, знания, на которой организовав собственные тренировки и представления с учениками. Участие в курсах повышения квалификации не только обогатит профессиональный опыт педагогов, но и создаст условия для дальнейшего развития циркового искусства в стране. Задачи обучения: 1. Сформировать у слушателей теоретические знания, включающие нормативно-правовое, методическое дидактическое обеспечение учебного процесса. 5 2. Раскрыть возможности многоаспектного использования современных технологий при подготовке артистов цирка и преподавателей цирковых жанров 3. Углубить теоретические знания в области циркового искусства 4. Закрепить полученный опыт на практике. 5. Получить методическую рекомендацию по адаптации полученных знаний к собственной профессиональной деятельности. Программа рассчитана на 72 учебных часа: теоретическое презентациями, изучение материалов, мастер-классами, представленных примерами методических разработок, сценариев -20 часов; посещение учебных занятий, открытых уроков, репетиций и иных форм учебной деятельности-35 часов; участие в проведении уроков, репетиций, постановке номеров и т.п- 5 часов; индивидуальные консультации руководителя стажировки- 10 часов Подготовка отчета по стажировке-2 часа Указанное количество часов позволяет обеспечить объем теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых в работе преподавателя цирковых жанров, имеющего профильное образование. Программой определена основная тематика, содержание и виды учебной деятельности в рамках стажировки. Планируемые результаты обучения: 1. Слушатели обновят знания о методическом, дидактическом и технологическом обеспечении современного жанров : 2. Слушатели получат опыт: 6 преподавателя цирковых подготовки отдельных трюков, завершенных номеров, цирковых программ; индивидуальной, мелкогрупповой и групповой работы; интерпретации новых знаний на свою профессиональную деятельность 3. Слушатели получат возможность индивидуальных консультаций от ведущих преподавателей колледжа В конце программы приведены самостоятельного изучения. 7 источники информации для СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ курсов повышения квалификации в формате стажировки Объем курсов повышения квалификации Вид учебных занятий Всего занятий Объем часов 72 в том числе: Теоретическое сопровождение стажировки. Работа с источниками (Нормативно-правовое, методическое, дидактическое, ресурсное обеспечение учебного процесса при обучении студентов специальности цирковое искусство 20 Посещение открытых уроков, мастер-классов, репетиций и т.п. 35 Организация, проведение уроков, фрагментов уроков, мероприятий, проведение репетиций, постановка номеров и т.п. 5 Индивидуальные консультации 10 Подготовка отчета стажировки 2 Тематический план и содержание курсов повышения квалификации Наименование разделов, тем, выполнение обязанностей на рабочих местах в организации 1 Теоретическое обеспечение Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, экскурсии, состав выполнения работ Объем часов Уровень освоения 2 3 20 4 1,2 40 1,2,3 1. Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса при организации учебной деятельности на специальности «Цирковое искусство» 2. Охрана труда в учебном процессе 3. Цирковое искусство в современной учебно- методической литературе 4. История цирка как учебная дисциплина: основные понятия, периоды, представители 5. Методические разработки. Программы учебных дисциплин. Инструкции по разработке и оформлению учебных курсов 6. Информационные ресурсы Практика 1. Специальная физическая подготовка и подкачка для стоек на руках. Мастеркласс. 2. Создание образа и новые тенденции в цирке. 3. Миофасциальный релиз (МФР) как современное средство реабилитации мышц. 4. Мастер-класс 5. Повышение общей выносливости посредством динамичного комплекса ОФП с использованием фитнес упражнений. Мастер-класс 6. Генеральная репетиция (мероприятие по графику) 7. Жонглирование: шары, кольца, булавы Мастер-класс 8. Основы группового жонглирования: шары, кольца, булавы. Открытая тренировка 9. Жонглирование: крутка палки, баланс палки. Мастер-класс 10. Жонглирование: методы и приемы работы над ошибками. Индивидуальные консультации 1. Эквилибр на проволоке: методика организации и проведения занятий. 10 2. Специфика симбиоза хореографии и режиссуры в подготовке цирковых номеров. 3. Ошибки в подготовке цирковых номеров. 4. Основные элементы акробатики: фляк назад. Поэтапный разбор 5. Основные элементы прыжковой акробатики Зачет Подготовка отчета по стажировке 2 Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 10 72 1,2,3 Список источников информации 1. Хрестоматия по методике преподавания цирковых жанров (учебное пособие для цирковых и эстрадных училищ и народных цирков). Составители Р.Г. Новак, Е.П. Чернов. Москва. Из-во «МастерПринт». 2021 2. Мастерство артиста цирка, Учебное пособие В. Шпак, 2019 3. Художественно-образная структура циркового искусства Баринов В.А., МГУКИ, 2005 4. Методическое обеспечение по специальности «Цирковое искусство» ГБПОУ СО СКИиК 5. Нормативно-правовая документация ГБПОУ СО СКИиК