Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры»
Отделение «Цирковое искусство»
ПРОГРАММА
курсов повышения квалификации
в форме индивидуальной стажировки
«ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»
Екатеринбург
2024
В Программе представлены цели и задачи краткосрочных очных
курсов повышения квалификации в форме индивидуальной стажировки,
сформулированы планируемые результаты обучения, раскрыта тематика
курсов.
Составитель: Курдина С.А., председатель ПЦК «Цирковое искусство»
Программа краткосрочных очных курсов повышения квалификации
для
руководителей
цирковых
коллективов,
преподавателей
цирковых жанров одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии,
протокол № 1 от « 30 » _августа_ 2024 г.
Согласовано:
Заместитель директора по
непрерывному обучению:
М. В. Запивалова
2
ВВЕДЕНИЕ
Цирковое искусство в культуре России имеет глубокие исторические
корни и занимает уникальное место в сердцах зрителей. С первыми
цирковыми представлениями, появившимися в XVIII веке, Россия стала
свидетелем незабываемых шоу, которые сочетали в себе акробатику,
жонглирование и особенно привлекательные дрессированные животные.
С течением времени цирк трансформировался, впитывая в себя
элементы театра, модернизма и народного творчества. Он стал площадкой
для самовыражения талантливых артистов, таких как императорский цирк в
Санкт-Петербурге и Московский цирк на Цветном бульваре, которые
формировали уникальный стиль, несущий в себе дух русской культуры.
Сегодня
современное
цирковое
прочтение
искусство
продолжает
традиционных
развиваться,
жанров
и
новые
включая
формы
представлений, такие как цирк нового поколения. Эта эволюция не только
сохраняет культурное наследие, но и открывает новые горизонты для
артистов и зрителей. России удалось создать многогранное цирковое
искусство,
которое
продолжает
восхищать
и
удивлять,
преподавателей
циркового
жанра
вдохновляя
поколения.
Подготовка
и
руководителей
цирковых коллективов в современном профессиональном образовании
является важной задачей, требующей комплексного подхода. В условиях
стремительного развития индустрии и изменения культурных трендов,
качественная подготовка специалистов не может ограничиваться лишь
традиционными методами обучения.
Современные преподаватели циркового искусства должны не только
обладать мастерством исполнения и знанием теории, но и уметь
адаптироваться к новым формам и технологиям. Это включает в себя
интеграцию
современных
цифровых
3
средств,
развитие
креативного
мышления и навыков управления коллективами. Программа подготовки
должна сочетать теоретические знания и практические навыки, включая
тренинги по физической подготовке, театральному искусству и психологии
работы с педагогическими группами. Важным аспектом является также
формирование у будущих преподавателей лидерских качеств, которые
помогут им вдохновлять и мотивировать своих учеников. Таким образом,
подход
к
обучению
должен
быть
многогранным
и
инклюзивным,
ориентированным на создание опытных и креативных лидеров, способных не
только сохранять традиции циркового искусства, но и развивать его в
актуальном контексте современности.
Дополнительная профессиональная программа «Цирковое искусство:
современные формы и технологии обучения» в форме индивидуальной
стажировки направлена на развитие профессиональных компетенций
преподавателей цирковых жанров и руководителей цирковых коллективов. В
процессе стажировки слушатели имеют возможность обмениваться опытом с
коллегами, участвовать в мастер-классах и семинарах, методических и
художественных
советах,
что
способствует
качественному
профессиональному образованию специалиста. Стажировка, как форма
курсов повышения квалификации позволяет непосредственно погрузиться в
образовательный процесс, основанный на
инновационных методах
преподавания и новых подходах к обучению.
Стажировка – активная
образовательная деятельность, позволяющая одновременно
расширить
теоретические знания, получить опыт применения новых знаний на практике
и адаптировать к специфике своей работы. Слушатели имеют возможность
осваивать новые методики преподавания, современные техники и подходы к
обучению.
Мастер-классы,
семинары
с
ведущими
преподавателями
колледжа, обмен опытом между педагогами различных цирковых жанров
способствуют созданию единой образовательной среды, в которой каждый
может раскрыть свой творческий потенциал.
4
Важной частью программы является изучение истории цирка и его
культурного контекста, что помогает педагогам лучше понять свою роль в
сохранении и развитии этого искусства. Также акцентируется внимание на
психологических аспектах работы с учениками, что позволяет создать
доверительную атмосферу и стимулировать творческую активность в группе.
Курсы
повышения
квалификации
преподавателей
цирковых
жанров
представляют собой уникальную возможность для педагогов углубить свои
знания и навыки в области циркового искусства. Эти курсы охватывают
широкий спектр тем, включая техники акробатики, жонглирования,
эквилибристики и воздушной гимнастики. Участники смогут познакомиться
с новыми методами обучения и современными трендами в цирковом
искусстве, что даст им возможность эффективно передавать свой опыт и
вдохновлять будущие поколения артистов.
Программа курсов включает практические занятия, мастер-классы от
опытных цирковых педагогов и артистов, а также семинары по психологии
воспитания юных исполнителей. Особое внимание уделяется развитию
креативности и индивидуального стиля преподавания, что способствует
созданию уникальной атмосферы в учебном процессе.
Заключительным
преподаватели
смогут
этапом
курсов
применить
станет
полученные
практика,
знания,
на
которой
организовав
собственные тренировки и представления с учениками. Участие в курсах
повышения квалификации не только обогатит профессиональный опыт
педагогов, но и создаст условия для дальнейшего развития циркового
искусства в стране.
Задачи обучения:
1.
Сформировать у слушателей теоретические знания, включающие
нормативно-правовое, методическое дидактическое обеспечение учебного
процесса.
5
2.
Раскрыть
возможности
многоаспектного
использования
современных технологий при подготовке артистов цирка и преподавателей
цирковых жанров
3.
Углубить теоретические знания в области циркового искусства
4.
Закрепить полученный опыт на практике.
5.
Получить
методическую
рекомендацию
по
адаптации
полученных знаний к собственной профессиональной деятельности.
Программа рассчитана на 72 учебных часа:
теоретическое
презентациями,
изучение
материалов,
мастер-классами,
представленных
примерами
методических
разработок, сценариев -20 часов;
посещение учебных занятий, открытых уроков, репетиций и иных
форм учебной деятельности-35 часов;
участие в проведении уроков, репетиций, постановке номеров и
т.п- 5 часов;
индивидуальные консультации руководителя стажировки- 10
часов
Подготовка отчета по стажировке-2 часа
Указанное
количество
часов
позволяет
обеспечить
объем
теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых в
работе преподавателя цирковых жанров, имеющего профильное образование.
Программой определена основная тематика, содержание и виды
учебной деятельности в рамках стажировки.
Планируемые результаты обучения:
1.
Слушатели обновят знания о методическом, дидактическом и
технологическом обеспечении современного
жанров :
2.
Слушатели получат опыт:
6
преподавателя цирковых
подготовки отдельных трюков, завершенных номеров, цирковых
программ;
индивидуальной, мелкогрупповой и групповой работы;
интерпретации
новых
знаний
на
свою
профессиональную
деятельность
3.
Слушатели получат возможность индивидуальных консультаций
от ведущих преподавателей колледжа
В
конце
программы
приведены
самостоятельного изучения.
7
источники
информации
для
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
курсов повышения квалификации в формате стажировки
Объем курсов повышения квалификации
Вид учебных занятий
Всего занятий
Объем часов
72
в том числе:
Теоретическое сопровождение стажировки.
Работа с источниками (Нормативно-правовое,
методическое, дидактическое, ресурсное
обеспечение учебного процесса при обучении
студентов специальности цирковое искусство
20
Посещение открытых уроков, мастер-классов,
репетиций и т.п.
35
Организация, проведение уроков, фрагментов
уроков, мероприятий, проведение репетиций,
постановка номеров и т.п.
5
Индивидуальные консультации
10
Подготовка отчета стажировки
2
Тематический план и содержание курсов повышения квалификации
Наименование
разделов, тем,
выполнение
обязанностей на
рабочих местах в
организации
1
Теоретическое
обеспечение
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, экскурсии, состав выполнения работ
Объем часов
Уровень
освоения
2
3
20
4
1,2
40
1,2,3
1. Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса при организации учебной
деятельности на специальности «Цирковое искусство»
2. Охрана труда в учебном процессе
3. Цирковое искусство в современной учебно- методической литературе
4. История цирка как учебная дисциплина: основные понятия, периоды,
представители
5. Методические разработки. Программы учебных дисциплин. Инструкции по
разработке и оформлению учебных курсов
6. Информационные ресурсы
Практика
1. Специальная физическая подготовка и подкачка для стоек на руках. Мастеркласс.
2. Создание образа и новые тенденции в цирке.
3. Миофасциальный релиз (МФР) как современное средство реабилитации мышц.
4. Мастер-класс
5. Повышение общей выносливости посредством динамичного комплекса ОФП с
использованием фитнес упражнений. Мастер-класс
6. Генеральная репетиция (мероприятие по графику)
7. Жонглирование: шары, кольца, булавы Мастер-класс
8. Основы группового жонглирования: шары, кольца, булавы. Открытая
тренировка
9. Жонглирование: крутка палки, баланс палки. Мастер-класс
10. Жонглирование: методы и приемы работы над ошибками.
Индивидуальные
консультации
1. Эквилибр на проволоке: методика организации и проведения занятий.
10
2. Специфика симбиоза хореографии и режиссуры в подготовке цирковых номеров.
3. Ошибки в подготовке цирковых номеров.
4. Основные элементы акробатики: фляк назад. Поэтапный разбор
5. Основные элементы прыжковой акробатики
Зачет
Подготовка отчета по стажировке
2
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10
72
1,2,3
Список источников информации
1. Хрестоматия по методике преподавания цирковых жанров (учебное
пособие для цирковых и эстрадных училищ и народных цирков).
Составители Р.Г. Новак, Е.П. Чернов. Москва. Из-во «МастерПринт».
2021
2. Мастерство артиста цирка, Учебное пособие В. Шпак, 2019
3. Художественно-образная структура циркового искусства Баринов В.А.,
МГУКИ, 2005
4. Методическое обеспечение по специальности «Цирковое искусство»
ГБПОУ СО СКИиК
5. Нормативно-правовая документация ГБПОУ СО СКИиК