Министерство культуры Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» УТВЕРЖДАЮ: Директор колледжа __________И.В.Сатымова "____"___________20___г. Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 52.02.03 Цирковое искусство Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев Специальность утверждена приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1380 зарегистрированным Минюстом России от 26.11.2014 № 34946 Екатеринбург 2017 2 1. Общие положения 1.1. Определение Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 52.02.03 Цирковое искусство является системой учебнометодических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по данной специальности в части: компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы; государственной (итоговой) аттестации выпускников. 1.2. Цель разработки ППССЗ по специальности 52.02.03 Цирковое искусство Целью разработки программы подготовки специалистов среднего звена является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по специальности 52.02.03 Цирковое искусство. 1.3. Характеристика ППССЗ по специальности 52.02.03 Цирковое искусство В Российской Федерации по данной специальности реализуется программа подготовки среднего звена (ППССЗ) углубленной подготовки, освоение которой позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить следующие квалификации: артист цирка, преподаватель. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения программы подготовки специалистов среднего звена (в часах) для очной формы обучения и соответствующие квалификации приведены в следующей таблице 1 Сроки, трудоемкость освоения ППССЗ и квалификации выпускников 3 Таблица 1 Квалификации Наименование ППССЗ Цирковое искусство Код в соответствии с принятой классификацией ППССЗ 52 Наименование квалификации углубленной подготовки Артист цирка, преподаватель Нормативный срок освоения ППССЗ Трудоемкость (в часах)i 3 года 10 месяцев 6966 При приеме на ППССЗ учебное заведение проводит вступительные испытания творческой направленности. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников 2.1. Область профессиональной деятельности выпускников Область профессиональной деятельности выпускников: исполнительское творчество в различных цирковых жанрах (акробатика, жонглирование, эквилибристика, гимнастика); цирковое образование общеобразовательных организациях дополнительного образования детей (в детских школах искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; организация и постановка цирковых представлений и выступлений, руководство цирковыми коллективами. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: стационарные и передвижные цирки; используемый цирковой реквизит и костюмы; цирковые и творческие коллективы; общеобразовательные организации дополнительного образования детей (детские школы искусств ), детские цирковые школы, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации; образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных организациях дополнительного образования 4 детей, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; зрители цирков и концертных залов; цирковые организации; учреждения культуры. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников Исполнительская деятельность (репетиционно - концертная деятельность в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива в соответствии с выбранным жанром). Педагогическая деятельность (учебно-методическое и документальное обеспечение учебного процесса в общеобразовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств), детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. 3. Требования к результатам освоения ППССЗ На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 5 ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность. ПК 1.1. Способность целостного грамотного восприятия и применения профессиональных навыков в выбранном жанре, умение самостоятельно проводить репетиции (в соответствии с программными требованиями). ПК 1.2. Способность осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в сольной и групповой работе в условиях циркового предприятия и концертной организации. ПК 1.3. Способность применять в репетиционной и исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, освещения. ПК 1.4. Способность применять базовые знания по физиологии и анатомии для правильного использования особенностей организма в профессиональной деятельности. ПК 1.5. Готовность исполнять обязанности руководителя циркового коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности. ПК 1.6. Способность создавать цирковые и концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей. Педагогическая деятельность. ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО. ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, методики преподавания специальных дисциплин в преподавательской деятельности. ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения уроков в детских 6 школах искусств, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО. ПК 2.4. Применять классические и современные методы преподавания цирковых дисциплин, анализировать особенности отечественных и мировых цирковых школ. ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в детских школах искусств, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ПК 2.6. Способность планировать развитие профессиональных умений обучающихся. ПК 2.7. Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. 4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 4.1. Календарный учебный график Календарный учебный график должен соответствовать положениям ФГОС СПО и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности семестров, промежуточных аттестаций (зачетно-экзаменационных сессий), практик, каникулярного времени. 4.2. Рабочий учебный план Рабочий учебный план, составленный по циклам дисциплин, включает базовую и вариативную части, перечень дисциплин, междисциплинарные курсы, их трудоемкость и последовательность изучения, а также разделы практик. При формировании учебным заведением «Вариативной части» учебного плана необходимо руководствоваться целями и задачами настоящего ФГОС СПО, также компетенциями выпускника, указанными во ФГОС СПО. Формирование учебным заведением цикла «Вариативная часть» и введение в разделы практики аудиторных занятий должно основываться на исторических традициях в подготовке профессиональных кадров в области эстрадного искусства, а также расширении компетенций выпускника, связанных с потребностями рынка труда и запросами обучающихся. При этом учебное заведение должен учитывать имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда преподавательского состава. 4.3. Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин, практик, МДК Аннотации к примерным программам учебных дисциплин представлены к дисциплинам и МДК базовой части ФГОС CПО по данной специальности. 7 Аннотации позволяют получить полное представление о структуре и содержании самих рабочих программ. 5. Ресурсное обеспечение программы подготовки специалистов среднего звена Программа подготовки специалистов среднего звена должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам, видам практик. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация программы подготовки специалистов среднего звена должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей), междисциплинарных курсов образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, практической, творческой работы обучающихся, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материальнотехническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. При выполнении обучающимся практических занятий в качестве обязательного компонента необходимо включать как практические задания с использованием персональных компьютеров; 8 Минимально необходимый для реализации ППССЗ перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя следующее: Кабинеты: русского языка и литературы; математики и информатики; иностранного языка; истории, географии и обществознания; гуманитарных и социально-экономических дисциплин; истории цирка и эстрады; мировой художественной культуры; мастерства актера; грима; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; звукозаписи; просмотра кино- и фотодокументов; методический. Учебно-цирковой комплекс: учебные манежи; костюмерная (реквизиторская). Залы: для занятий движенческой подготовкой (ритмикой, танцем, хореографией, сценическим движением) оснащенные станками, зеркалами и специальным покрытием; библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 6. Требования к условиям реализации ППССЗ 6.1. Требования к вступительным испытаниям абитуриентов Прием на основную профессиональную образовательную программу по специальности 52.02.03 цирковое искусство осуществляется при наличии у абитуриента документа об общем среднем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности1. При приеме на данную специальность учебное заведение проводит 9 следующие вступительные испытания творческой направленности: выявление психофизических данных, необходимых для данной специальности; выявление противопоказаний и дефектов строения тела по медицинским показаниям; выполнение заданий, выявляющих владение начальными навыками мастерства актера, хореографии (произвольный танец), сценического движения, импровизации, общефизической подготовки; собеседование. Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности по специальности 52.02.03 Цирковое искусство: На экзамене проверяется владение начальными актерскими навыками, сценическим движением, хореографией: Примерная программа вступительного экзамена: самостоятельный этюд на произвольную тему; исполнение циркового номера, трюков; исполнение произвольного танца (вальс, полька, рок-энд-ролл и пр.). Собеседование Собеседование выявляет общий культурный уровень абитуриента, его эрудицию в области смежных видов искусства . 6.2. Рекомендации по использованию образовательных технологий. 6.2.1. Методы организации и реализации образовательного процесса а) методы, направленные на теоретическую подготовку: лекция; семинар; практические занятия (индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по общепрофессиональным дисциплинам ОП.02. «Мастерство актера», ОП.04 «Грим», МДК.02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»; МДК.02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»; дисциплинам в области теории и истории цирка; самостоятельная работа студентов; коллоквиум; консультация; различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний; б) методы, направленные на практическую подготовку: 10 индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам МДК.01.01.«Основы цирковых жанров», МДК.01.02.«Специальный класс по жанрам»; МДК.02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», МДК.02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»; самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя; мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов; цирковые представления и участие в концертах; учебная практика; выпускная квалификационная работа. Дополнительная работа над завершением программного задания (не более 6 академических часов в неделю) по общепрофессиональным дисциплинам «Мастерство актера», «Хореография», междисциплинарному курсу «Специальный класс по жанрам (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке)» является особым видом самостоятельной работы обучающихся; во избежание методических ошибок и соблюдения требований техники безопасности проводится под руководством преподавателя, включается в расписание учебных занятий и в учебную нагрузку преподавателя. Дополнительная работа над завершением программного задания составляет 22 недели (из часов, отведенных на самостоятельную работу), проводится рассредоточено в течение теоретического обучения, является обязательной формой работы. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий: групповые занятия – не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей; мелкогрупповые занятия – от 2 до 6 человек; индивидуальные занятия – 1 человек. Занятия по междисциплинарному курсу «Специальный класс по жанрам (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке)» проводятся в форме групповых, мелкогрупповых или индивидуальных занятий. При реализации ППССЗ необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия: по дисциплине «Мастерство актера» - из расчета 50% общего количества часов, отводимых на занятия; по дисциплине «Хореография» - из расчета 100% общего количества часов, отводимых на занятия; На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, 11 необходимо планировать работ концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности. 6.2.2.Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную. Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля. Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются: Практические занятия. Это индивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия. К практическим занятиям также относятся репетиции и творческие выступления обучающихся. В рамках творческих выступлений обучающихся должны быть предусмотрены встречи с представителями учреждений культуры ( театров, цирков концертных организаций и т.д.), учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, средств массовой информации. Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов работы студенческих работ (докладов, сообщений). К участию в семинарах и творческих выступлениях могут привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях и манежах, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях (кроме МДК.01.01 «Основы цирковых жанров» и МДК.01.02 «Специальный класс по жанрам»). Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно- 12 методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебнометодические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами и т.д. Реферат. Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов учебной программы дисциплины или междисциплинарного курса. Рекомендуемый план реферата: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения, 6) библиография. В течение семестра рекомендуется выполнять не более одного реферата. 6.2.3. Требования к организации практики обучающихся Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Учебная практика (2 недели) Учебная исполнительская практика проводится рассредоточено в 1, 2 семестрах в форме учебно-практических занятий в спортивном зале и в аудиториях под руководством преподавателей и дополняет междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Реализация учебной практики осуществляется следующим образом: УП.01. Акробатика (прыжковая, вольтижная, плечевая, силовая). УП.02. Гимнастика ( воздушная, партерная ). УП.03. Эквилибр (ручной, на проволоке) УП.04. Жонглирование (сольное, групповое). УП.05. Педагогические основы преподавания цирковых жанров (в том числе педагогическая работа). Учебная практика по педагогической работе (УП.07.) проводится в активной форме и представляет собой занятия студента с практикуемыми (обучающимися в детских цирковых школах, общеобразовательных организациях дополнительного образования детей, других учреждениях дополнительного образования детей под руководством преподавателя. Результатом педагогической работы студента является открытый урок с практикуемым, по итогам которого проводится широкое обсуждение проведенного занятия. Учебная практика по педагогической работе может проходить как под руководством преподавателя учебного заведения, в котором обучается студент, так 13 и под руководством преподавателя общеобразовательной организации дополнительного образования детей( детской цирковой школы, детской школы искусств). В случае прохождения студентом данной учебной практики под руководством преподавателя другого образовательного учреждения, с данным преподавателем заключается договор на соответствующий вид и объем работ. При прохождении студентом учебной практики по педагогической работе в другом образовательном учреждении учебное заведение, в котором обучается студент, должно заключить договор о сотрудничестве с данным образовательным учреждением, в котором среди прочих необходимо обозначить условия по предоставлению учебных аудиторий для проведения занятий студента с практикуемым. Производственная практика (22 недели) Производственная практика состоит из двух этапов: производственная практика (по профилю специальности) – 19 нед.; производственная практика (преддипломная) – 3 нед. Производственная практика (по профилю специальности) проводится рассредоточено со 2 по 7 семестр (8 недель), концентрированно в 8 семестре (9 недель) и включает в себя подготовку учебного циркового номера под руководством преподавателя. Производственная практика (педагогическая) (11 недель) проводится рассредоточено или концентрированно в 8 семестре в форме аудиторных занятий и в форме наблюдательной практики с целью ознакомления с методикой обучения преподавания цирковых жанров. Базами производственной практики (педагогической) могут быть детские школы искусств, детские цирковые школы и другие образовательные учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения. Производственная практика (педагогическая) может проходить как под руководством преподавателя учебного заведения, в котором обучается студент, так и под руководством преподавателя детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей. В случае прохождения студентом производственной практики (педагогической) под руководством преподавателя другого образовательного учреждения, с данным преподавателем заключается договор на соответствующий вид и объем работ. При прохождении студентом производственной практики (педагогической) в другом образовательном учреждении учебное заведение, в котором обучается студент, должно заключить договор о сотрудничестве с данным образовательным учреждением, в котором среди прочих необходимо обозначить условия по предоставлению учебных аудиторий для проведения занятий студента с практикуемым. Производственная практика (преддипломная) (3 недели) проводится 14 концентрированно в течение VIII семестра в форме циркового представления под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной (итоговой) аттестации. Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому этапу производственной практики определяются образовательным учреждением самостоятельно. 6.3.Требования к кадровому обеспечению Реализация основной профессиональной образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, междисциплинарных курсов. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование должна составлять не менее 90% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной профессиональной образовательной программе. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет. До 10% от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профильное профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профильное профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет. Преподаватели учебного заведения должны регулярно осуществлять художественно-творческую и методическую работу, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации. К методической работе преподавателей наряду с разработкой печатных методических изданий могут приравниваться следующие формы художественнотворческой работы (публично представленные, имеющиеся в виде аудио или видеозаписи): подготовка сольного или группового циркового номера; участие в создании циркового спектакля; участие в мастер-классах выдающихся преподавателей, деятелей культуры и искусства (документально зафиксированные); Оценку художественно-творческой деятельности преподавателей осуществляет художественный совет учебного заведения (при наличии), либо Совет учебного заведения. Результаты оценки художественно-творческой деятельности преподавателей утверждаются руководителем учебного заведения. 15 К формам повышения квалификации могут относиться: получение звания заслуженного работника культуры; получение звания заслуженного артиста ; присвоение ученой степени; присуждение государственной премии; участие в мастер-классах выдающихся преподавателей (документально зафиксированные); издание учебных программ; методических статей, методических рекомендаций; учебных пособий. 6.4. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется по двум основным направлениям: оценка уровня освоения дисциплин, МДК, видов практик; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, цирковые выступления, просмотры, технические зачеты. В качестве средств промежуточного контроля используются зачёты и экзамены, которые также могут проходить в форме технических зачетов, цирковых выступлений, просмотров и пр. Учебным заведением должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются учебным заведением самостоятельно. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС СПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам ППССЗ и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, осваимых 16 выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, МДК и практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. Оценки должны быть выставлены по каждой дисциплине общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов, за исключением дисциплины «Физическая культура», по каждой общепрофессиональной дисциплине, а также по каждому междисциплинарному курсу. Оценки по разделам междисциплинарных курсов (дисциплинам, входящим в состав междисциплинарного курса) могут выставляться по решению Совета учебного заведения на основании учебного плана, утвержденного директором учебного заведения Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по ППССЗ, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Государственная (итоговая) аттестация включает: 1) подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа) – «Участие в цирковом номере» или «Выполнение набора трюковых элементов» в соответствии с выбранным жанром; 2) государственный экзамен «Педагогическая подготовка» по междисциплинарным курсам «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Тематика выпускной квалификационной (дипломной) работы должна соответствовать содержанию профессионального модуля ПМ.01 (исполнение сольного или участие в групповом учебном цирковом номере в соответствии с выбранным жанром, использованием соответствующих трюковых элементов и комбинаций, музыкального и хореографического оформления, эстрадного танца, костюма). Программа для подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы не позднее, чем за 4 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, должна быть обсуждена в соответствующем структурном подразделении учебного заведения (отделе или предметно-цикловой комиссии) и утверждена художественным советом или Советом учебного заведения. Каждый вид государственной (итоговой) аттестации заканчивается оценкой, временной интервал между разделами государственной (итоговой) аттестации должен быть не менее 5-и дней. 17 Требования к государственным экзаменам определяются учебным заведением. Государственный экзамен «Педагогическая подготовка» проводится по междисциплинарным курсам «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» и «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Государственный экзамен «Педагогическая подготовка» может включать: ответы на вопросы (билеты), выполнение тестовых заданий по вопросам методики и педагогики, теории, истории и практики циркового искусства. Учебным заведением должны быть разработаны критерии оценок государственной (итоговой) аттестации. При прохождении государственной (итоговой) аттестации выпускник должен продемонстрировать: владение достаточным набором художественно-выразительных элементов эстрадных жанров: акробатики, жонглирования, техники речи, пантомимы, эстрадного танца, манипуляцией и др.; основами актерского мастерства, буффонадной манерой игры и эксцентрикой; комплексом технологических навыков в выбранной профессии; приемами общения со зрительской аудиторией в условиях эстрадного представления или концерта; средствами пластической выразительности, техникой безопасных методов работы (пассировки). умение использовать в своей профессии основы актерского мастерства, пластической выразительности, практические навыки работы с гримом; импровизировать по предложенным сценариям; использовать элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца в выбранном цирковом жанре при подготовке учебного номера; понимать смысловую и эмоциональную окраску музыки через движение; применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений при художественно-музыкальном оформлении циркового номера; общаться со зрительской аудиторией; использовать современные педагогические методики и технологии преподавания цирковых жанров; знание истории возникновения жанров циркового искусства, основы комической и сатирической манеры игры и эксцентрики; исторических условий появления маски-образа, грима, костюма, трюка; системы метода организации профессиональных репетиций, тренировок и отдыха; строение и функции организма человека; санитарии и гигиены необходимых для предупреждения травматизма; о качественных отличиях строения и функций организма человека, связанных с трудовой деятельностью артиста цирка; взаимосвязь и взаимозависимость анатомии и физиологии с другими науками; приемов общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления, концертной программы; средств пластической выразительности, техники безопасных методов работы; основ цирковых жанров: акробатики, жонглирования, гимнастики, 18 эквилибра на проволоке, ручного эквилибра; навыков работы в цирковых коллективах. В области педагогических основ преподавания творческих дисциплин, учебнометодического обеспечения учебного процесса выпускник должен продемонстрировать: умение: делать педагогический анализ ситуации в специальном классе; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; пользоваться специальной литературой; делать подбор упражнений в соответствии с физическими данными ученика; знание: основ теории воспитания и образования; психолого-педагогических особенностей работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требований к личности педагога; основных исторических этапов развития циркового образования в России и за рубежом; современных методик подготовки и обучения цирковым жанрам ; профессиональной терминологии. 19 Приложение Аннотации к примерным программам междисциплинарных комплексов, учебных дисциплин, практик базовой части ФГОС СПО по специальности 52.02.03 Цирковое искусство 1. Основы цирковых жанров (МДК.01.01) 2. Специальный класс по жанрам (МДК.01.01) 3. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин (МДК.02.01) 4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса (МДК.02.02). 5.Учебная практика (УП.00). 6. Производственная практика (по профилю специальности) (ПП.00). 7. История мировой культуры (ОД.02.01). 8. История (ОД.02.02, ОГСЭ.02). 9. Музыкальное воспитание (ОД.02.03). 10. Анатомия и физиология (ОД.02.04). 11. История костюма (ОД.02.05). 12. История изобразительного искусства (ОД.02.06). 13. Основы философии (ОГСЭ.01). 14. Психология общения (ОГСЭ.03). 15. Иностранный язык (ОД.01.01; ОГСЭ.04). 16. История цирка (ОП.01). 17. Мастерство актера (ОП.02). 18. Хореография (ОП.03). 19. Грим (ОП.04). 20. Русский язык и культура речи (ОП.05). 21. Охрана труда (ОП.06). 22. Безопасность жизнедеятельности (ОП.07). 22. Основы безопасность жизнедеятельности (ОД.01.07 20 1.Аннотация на примерную программу Основы цирковых жанров Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. . Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования, приемные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной и методической литературы. Целью и задачами курса являются: воспитание квалифицированных исполнителей, способных грамотно применить профессиональные навыки в выбранном жанре; формирование навыков исполнительской деятельности и репетиционную работу в сольной и групповой работе в условиях циркового предприятия и концертной организации; овладение различными техническими средствами оснащения цирковых и концертных организаций (звукозаписи, освещения; подвеска); формирование навыков в использовании студентами средств страховки; освоение цирковой терминологии; В результате освоения курса студент должен: иметь практический опыт: по акробатике выполнения различных акробатических упражнений на координацию и ориентацию в пространстве; выполнения статических прыжков, кульбитов и каскадов, произвольных прыжков, упражнений на гибкость и растягивание; по гимнастике выполнения технических и художественных элементов, упражнений на гимнастических снарядах и аппаратах; выполнение силовых и маховых комбинаций на кольцах, трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке; 21 по жонглированию владения техническими приемами жонглирования; быстроты движений, ловкости, темпа; подбрасывания от 3-х до 8-ми предметов (булав, колец, шаров, тарелок, палок); комбинации правой и левой рукой; жонглирования тремя, четырьмя и пятью предметами с балансом на лбу; перекидки (от 3-х до 6-ти предметов ); жонглирования шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревкам и с тяжестью на концах. по эквилибру ручному выполнение упражнений на равновесие в разных положениях; в стойке на двух руках – на одной руке; на голове (копфштейн); стойке в упоре на локте; на специальных опорах: на площадке – кубиках, «стоялках», тростях и руле, катушках; балансирование. по эквилибру на проволоке сохранения равновесия на туго натянутой проволоке; владение веером; балансирование на правой и левой ноге; продвижения вперед и назад; приседания на колено; скольжения вперед на полупальцах, выполнения полушпагатов; поворотов на 180 градусов; бега вперед и назад; подскоков, прыжков, арабесок, шпагатов, выполнения арабского колеса с приходом на мостик; сохранения равновесия на свободно подвешенной проволоке; продвижения вперед и назад, приседания на колено, бокового кача, хождения; выполнения основной стойки с шестом, полуоборота с переброской шеста через себя; уметь: использовать профессиональные навыки в акробатике, гимнастике, жонглировании, в ручном эквилибре, эквилибре на проволоке, клоунаде и эксцентриаде (в том числе музыкальной) и других жанрах для участия в сольном или групповом номере; подготовить цирковой, эксцентрический номер, клоунские репризы, антре, обозначенные в учебных программах; использовать различный реквизит; пользоваться различными методами безопасной работы (уметь пассировать и работать с лонжей); 22 применять готовые номера в цирковых программах; соблюдать правила техники безопасности; знать: основы акробатики, гимнастики, жонглирования, ручного эквилибра, и эквилибра на проволоке, клоунады и музыкальной эксцентриады (в том числе музыкальной) и других жанров для создания циркового номера; средства пластической выразительности; специальную терминологию; принципы работы в творческом цирковом коллективе; приемы общения со зрительской аудиторией; технику безопасных методов работы (пассировки и работы с лонжей). Обязательная учебная нагрузка студента (основы цирковых жанров МДК.01.01) – 776 часов, время изучения - 1-2 семестры (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке). 2. Специальный класс по жанрам Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования, приемные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной и методической литературы. Целью и задачами курса являются: воспитание квалифицированных исполнителей, способных грамотно применить профессиональные навыки в выбранном жанре; формирование навыков исполнительской деятельности и репетиционную работу в сольной и групповой работе в условиях циркового предприятия и концертной организации; овладение различными техническими средствами оснащения цирковых и концертных организаций (звукозаписи, освещения; подвеска); формирование навыков в использовании студентами средств страховки; 23 воспитание творческой инициативы; формирование ясных представлений о методике освоения цирковых жанров и приемах работы над созданием учебного циркового номера; освоение цирковой терминологии; В результате освоения курса студент должен: иметь практический опыт: в различных цирковых жанрах (акробатика, гимнастика, эквилибр ручной, эквилибр и на проволоке, жонглирование, музыкальная эксцентриада, клоунада ), смежных жанрах , в проведении репетиций, использовании средств страховки, применения технических средств оснащения в цирковых спектаклях; уметь: использовать профессиональные навыки в акробатике, гимнастике, жонглировании, в ручном эквилибре, эквилибре на проволоке, клоунаде и эксцентриаде (в том числе музыкальной) и других жанрах для участия в сольном или групповом номере; подготовить цирковой, эксцентрический номер, клоунские репризы, антре, обозначенные в учебных программах; использовать различный реквизит; пользоваться различными методами безопасной работы (уметь пассировать и работать с лонжей); применять готовые номера в цирковых программах; соблюдать правила техники безопасности; знать: основы акробатики, гимнастики, жонглирования, ручного эквилибра, и эквилибра на проволоке, клоунады и музыкальной эксцентриады (в том числе музыкальной) и других жанров для создания циркового номера; средства пластической выразительности; специальную терминологию; принципы работы в творческом цирковом коллективе; приемы общения со зрительской аудиторией; технику безопасных методов работы (пассировки и работы с лонжей). Обязательная учебная нагрузка студента (специальный класс по жанрам МДК.01.02) – 895 часов, время изучения – 3-7 семестры (акробатика (прыжковая, вольтижная, плечевая, парная, силовая); гимнастика (воздушная, партерная, штейн-трапе, корд-де-волан, ремни, рамка и пр.); жонглирование (соло, групповое, шляпы, трости, диаболо, хула-хупы, антипод и пр.); эквилибр ручной, эквилибр на проволоке (канате, свободной проволоке);). 24 3. Аннотация на примерную программу Педагогические основы преподавания творческих дисциплин Структура программы. 1. Цель и задачи курса. 2. .Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования, приемные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной и методической литературы. Целью курса является: Овладение теоретическими и практическими основами методики преподавания цирковых жанров, необходимыми для дальнейшей деятельности в качестве преподавателей ДЦШ, ДШИ, в других образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования в области культуры и искусства. Задачами курса являются: развитие аналитического мышления, способности к обобщению своего практического опыта в освоении цирковых жанров и использованию его в педагогической работе; последовательное изучение методики обучения цирковым жанрам; изучение этапов формирования отечественной и зарубежных педагогических школ; изучение опыта выдающихся педагогов и режиссеров, роли педагога в воспитании молодого артиста цирка , приемов педагогической работы; изучение способов оценки и развития природных данных; В результате освоения курса студент должен: иметь практический опыт: организации обучения студентов с учетом базовых основ педагогики; организации обучения учащихся цирковым жанрам с уче5том их возраста и уровня подготовки; организации индивидуальной и групповой художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей; 25 уметь: анализировать особенности групповых и индивидуальных технологий обучения; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; определять важнейшие характеристики физической подготовки учащегося для определения его дальнейшего развития в том или ином жанре; подготавливать цирковой групповой или индивидуальный номер или концерт; пользоваться специальной литературой; анализировать методическую и учебно-методическ4ую литературу по цирковым жанрам; знать: основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога; наиболее известные методические системы обучения цирковым жанрам; профессиональную терминологию; Обязательная учебная нагрузка студента – 106 часов, время изучения – 5-7 семестры. 4.Аннотация на примерную программу Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. 26 Целью курса является: формирование навыков учебно-методической работы; формирование навыков организации учебной работы; Задачами курса являются: изучение принципов организации и планирования учебного процесса; изучение различных форм учебной работы; ознакомление с различными видами цирковых жанров, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков; изучение порядка ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях; В результате освоения курса студент должен: иметь практический опыт: организации образовательного процесса с учетом базовых основ педагогики; уметь: пользоваться специальной литературой; вести преподавание цирковых жанров с учетом индивидуальных особенностей ученика; знать: различные формы учебной работы; порядок ведения учебной документации в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях. Обязательная учебная нагрузка студента – 106 часов, время изучения – 5-7 семестры. 5. Аннотация на примерную программу Учебная практика (УП.00) Учебная практики проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных (манежных) занятий и направлена на расширение круга навыков и умений, углубление знаний, полученных в результате изучения МДК в рамках профессиональных модулей (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке, клоунада и эксцентриада, в т.ч. музыкальная). Программы учебной практики должны включать обязательные разделы: 1.Цель и задачи курса практики. 2. Объем курса практики, виды отчетности. 3. Содержание курса. 4.Требования к формам и содержанию итогового контроля. 27 5.Учебно-методическое обеспечение курса. 6.Материально-техническое обеспечение курса. 7.Методические рекомендации преподавателям. 8. Перечень основной методической литературы. Обязательная нагрузка – 72 часа время изучения – 1-2 семестры 6. Производственная практика (по профилю специальности) (ПП.00). ПП.01. Производственная исполнительская практика. ПП.02. Производственная педагогическая практика. Производственная практика по профилю специальности проводится при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовывать как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Программы учебной практики должны включать обязательные разделы: Структура программы: 1.Цель и задачи курса практики. 2. Объем курса практики, виды отчетности. 3. Содержание курса. 4.Требования к формам и содержанию итогового контроля. 5.Учебно-методическое обеспечение курса. 6.Материально-техническое обеспечение курса. 7.Методические рекомендации преподавателям. 8. Перечень основной методической литературы. Обязательная нагрузка – 684 часа время изучения – 3-8 семестры В результате изучения профильных учебных дисциплин, дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла и общепрофессиональных дисциплин обучающийся должен получить комплекс знаний и умений в объеме, необходимом для профессиональной деятельности в соответствии с получаемыми квалификациями. 7. Аннотация на примерную программу История мировой культуры Структура программы: 1.Цель и задачи дисциплины. 28 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3.Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4.Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7.Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9.Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества; знать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. Обязательная учебная нагрузка студента – 152 часа, время изучения – 1-4 семестры. 8. Аннотация на примерную программу История Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно- 29 экзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; знать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. Обязательная учебная нагрузка студента – 152 часа, время изучения – 1-4 семестры. ОГСЭ.02. История В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: 30 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Обязательная учебная нагрузка студента – 48 часов, время изучения – 5 семестр. 9.Аннотация на примерную программу Музыкальное воспитание Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: разбираться в основных элементах музыкального искусства, слушать и понимать музыкальный язык 31 сочетать музыкально-ритмическую работу с мастерством актера и специальными движенческими дисциплинами; знать: о музыке как виде искусства; средства музыкальной выразительности; способы музыкального изложения; строение музыкального произведения; музыкальные жанры. Обязательная учебная нагрузка студента – 90 часов, время изучения – 5-7 семестры. 10. Аннотация на примерную программу Анатомия и физиология Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: использовать знания, способствующие выработке материалистического мировоззрения и исторического взгляда на природу в повседневной жизни и в профессиональной деятельности; раскрывать причины и следствия явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость, необходимые для понимания особенностей активной двигательной деятельности артиста эстрады и цирка; знать: строение тела человека; о значении крови и кровообращения; о значении органов дыхания, пищи и пищеварения; о роли обмена веществ, значении нервной системы и ее функции; 32 учение И.П. Павлова об анализаторах; основы высшей нервной деятельности; особенностей высшей нервной деятельности человек4а; об опорно-двигательном аппарате человека; о сист еме органов опоры и движения; физиологические основы двигательной деятельности. Обязательная учебная нагрузка студента – 90 часов, время изучения – 3-5 семестры. 11. Аннотация на примерную программу История костюма Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь: выделять признаки костюма каждой исторической эпохи; понимать причину видоизменения костюма в зависимости от исторического и экономического развития государства; определять стиль костюма по силуэту, цвету, фактуре и декору; применять полученные знания в создании собственного костюма для учебного эстрадного или циркового номера, учитывая его жанровую направленность; знать: способы отражения эстетических идеалов исторических эпох; утилитарное и эстетическое значение костюма; основные стилевые направления в развитии костюма. Обязательная учебная нагрузка студента – 74, время изучения 6-7 семестры. 33 12. Аннотация на примерную программу История изобразительного искусства Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь: разбираться в основных этапах развития изобразительного искусства; различать жанры и направления, понимать процесс изменения языка изобразительного искусства со сменой исторических эпох; знать: пять основных видов изобразительного искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, графику, декоративно-прикладное искусство; основные направления изобразительного искусства от первобытного до наших дней; основных представителей каждого вида изобразительного искусства (художников, архитекторов, скульпторов и др.). Обязательная учебная нагрузка – 106 часов, время изучения – 5-7 семестры. 13. Аннотация на примерную программу Основы философии Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, 34 промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Обязательная учебная нагрузка студента – 48 часов, время изучения – 7 семестр. 14. Аннотация на примерную программу Психология общения Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 35 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Обязательная учебная нагрузка студента – 48 часов, время изучения – 7 семестр. 15. Аннотация на примерную программу Иностранный язык Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. 36 В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. Обязательная учебная нагрузка студента – 74 часа, время изучения – 5-6 семестры. 16. Аннотация на рабочую программу История цирка Структура программы. 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: ориентироваться в исторических процессах происхождения цирковых жанров; анализировать литературный материал; использовать исторический материал для творческой работы в избранном жанре; знать: 37 о роли и значении циркового искусства в системе культуры в воспитании и развитии личности; о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе; о специальной литературе, как по профилю циркового искусства, так и по смежным областям художественного творчества; историю возникновения жанров циркового искусства; бытовые, социальные и политические условия, в которых развиваются жанры циркового искусства; роль жанров циркового искусства в других видах искусства; Обязательная нагрузка – 148 часов, время изучения 4-7 семестры. 17. Аннотация на примерную программу Мастерство актера Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: владеть основами актерского мастерства; свободно применять комплекс технологических навыков в выбранной профессии; владеть средствами пластической выразительности; знать: о качественных отличиях строения и функций организма человека, связанных с трудовой деятельностью артиста цирка; исторические условия появления маски-образа, грима, костюма, трюка; особенности пластики тела, актерской манеры игры в комедии «дельарте»; 38 основные положения теории актерского мастерства; специальную литературу, как по профилю своей специализации (циркового жанра), так и все5го искусства цирка; Обязательная нагрузка – 148 часа, время изуче5ния 3-6 семестры. 18. Аннотация на примерную программу Хореография Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: использовать элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца при подготовке учебного циркового номера в соответствии с его тематикой; понимать смысловую и эмоциональную окраску музыки через движение; знать: о роли балета и хореографии в искусстве цирка; специальную литературу, как по профилю своей специализации (циркового жанра), так и всего искусства цирка. Обязательная нагрузка – 182 часа, время изучения 1-7 семестры 19. Аннотация на примерную программу Грим Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 39 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: владеть практическими навыками работы с гримом; различать типы строения лица; владеть техническими средствами гримирования; знать: об истории возникновения косметики и причесок; о театральном гриме; о технических средствах гримирования; гримировальные средства и материалы. Обязательная нагрузка – 37 часов, время изучения – 6-7 семестры 20. Аннотация на примерную программу Русский язык и культура речи Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Уметь: различать функциональные стили речи; 40 использовать в речи изобразительно-выразительные средства; использовать в речи типы фразеологических единиц; знать: специфику устной и письменной речи; нормы русского литературного языка; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикографию; основные типы словарей; фонетику; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпию и орфоэпические нормы русского литературного языка; орфографии; морфологические нормы; синтаксис, основные единицы синтаксиса. Обязательная нагрузка – 32 часа, время изучения – 5 семестр. 21. Аннотация на примерную программу Охрана труда. Структура программы: 1. Цель и задачи курса. 2. Требования к уровню освоения содержания курса. 3. Объем курса, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 6. Материально-техническое обеспечение курса. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; подготавливать концертную площадку (манеж) к выступлению; устанавливать реквизит; применять безопасные методы работы (пассировка, работа с лонжей и т.д.); знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; 41 способы и технику крепления различного реквизита; правила предоставления первой медицинской помощи; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда; Обязательная учебная нагрузка – 56 час, время изучения – 1-2 семестры. 22 . Аннотация на примерную программу Безопасность жизнедеятельности Структура программы: Цель и задачи дисциплины. 1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 2.Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетноэкзаменационные требования). 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; 42 знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Обязательная учебная нагрузка студента – 74 часов, время изучения – 5-6 семестры. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)