Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОБЖ-БВ_2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности
по специальности: 51.02.03. Библиотековедение

Екатеринбург
2023
1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего профессионального образования (далее - СПО): 51.02.03 «Библиотековедение».
.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Букина М.В. – преподаватель высшей категории.
Рассмотрена на заседании ПЦК СКД
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая

программа

учебной

дисциплины

является

частью

основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО: 51.02.03 «Библиотековедение».
Примерная
дополнительном

программа

учебной

профессиональном

дисциплины

образовании

и

может

быть

использована

профессиональной

в

подготовке

специалистов указанных специальностей.
1.2.

Место

учебной

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к обязательной части
циклов ППССЗ общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
•

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

деятельность;
•

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального

анализа;
•

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-

исследовательской работе;
•

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

•

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в

практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
•

умение

отстаивать

свою

гражданскую

позицию,

формировать

свои

мировоззренческие взгляды;
•

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей

профессии.

4

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих
целей:
Уметь:
•

оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

•

действовать в чрезвычайных ситуациях;

•

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;

•

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

•

владеть способами защиты населений от чрезвычайных ситуаций природного,

техногенного и социального характера;
Знать:
•

о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

природного, техногенного и социального характера;
•

о здоровье и здоровом образе жизни;

•

о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных

ситуаций;
•

предназначение,структуру гражданской обороны.

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению
актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
воспитание

ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства

уважения к героическому наследию России и ее государственной символике,
патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых
гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в
Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 78 часов.
− самостоятельной работы – 39 часов.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− практические занятия
− самостоятельная работа студентов
Итоговая аттестация в форме зачета

Объем часов
114
78

39
2

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Тема 1.2.

Тема 1.3.
Тема 1.4.

Тема 1.5.

Тема 1.6.

Тема 1.7.

Тема 1.8.

ОБЖ________

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Обеспечение личной безопасности на дорогах
Содержание учебного материала: Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого
фактора» в возникновении ДТП. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
Пожарная безопасность и правила личной безопасности при пожаре
Содержание учебного материала: Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора»
на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила
безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Самостоятельная работа: написание реферата на типу «Личность безопасного типа»
Обеспечение личной безопасности на водоемах
Содержание учебного материала: Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.
Безопасность в быту
Содержание учебного материала: Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных
бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом
и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Экология и безопасность
Содержание учебного материала: Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых
концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой.
Самостоятельная работа: подготовка презентации на тему «Экологическая безопасность как проблема мировой
безопасности»
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Содержание учебного материала: Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с
повышенной криминогенной опасностью.
Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Содержание учебного материала: Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной
опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности
при перестрелке.
Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Содержание учебного материала: Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта
(совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная
ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного

Объем часов
3
13
1

Уровень
освоения
4
2

1

2

2
1

2

1

2

1

2

3
1

2

1

2

1

1

7

Раздел 2.
Тема 2.1.

Тема 2.2.

Тема 2.3.

Тема 2.4

Тема 2.5

Раздел 3
Тема 3.1

Тема 3.2
Тема 3.3
Тема 3.4
Тема 3.5

вооруженного формирования или участие в нем.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера
Содержание учебного материала: Чрезвычайные ситуации природного характера, причины возникновения и
последствия.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Опасные природные явления».
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного
характера
Содержание учебного материала: Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и
биологического
происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Содержание учебного материала: Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и
возможные последствия.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Чернобыльская трагедия: десятилетия
спустя».
Правила безопасного поведения при техногенных ЧС
Содержание учебного материала: Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения
аварии на радиационно-опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом
объектах.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Свердловской области.
Содержание учебного материала: Характеристика ЧС в Свердловской области. Защита населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному
поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России
Содержание учебного материала: Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы
России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение
условий для мирного, демократического развития государства.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Глобальная угроза и безопасность».
Характер современных войн.
Содержание учебного материала: Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный
конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война
Система антикоррупционных законов в РФ
Содержание учебного материала: Коррупция-как социальная проблема. Определение. Виды. законы.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России
Содержание учебного материала: Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной
террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Содержание учебного материала: Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении

10
1

1

2
1

3
1

2

1

2

3

1

2

1

1

10
1

1

2
1

3
1

1
1

1

1

2

8

Тема 3.6
Раздел 4
Тема 4.1.

Тема 4.2.

Раздел 5
Тема 5.1

Тема 5.2

Тема 5.3

Тема 5.4

террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним
поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Особенности современного терроризма».
Наркотизм и национальная безопасность России
Содержание учебного материала: Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному
распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.
Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и
государства
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Содержание учебного материала: Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской
Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О
безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.).
Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Содержание учебного материала: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Современные войны и ГО».
Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
Содержание учебного материала: Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях:
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6
марта 2006 г. № 35-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г.,
№ 116).
Контртеррористическая операция
Содержание учебного материала: Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения,
состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.
Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)
Содержание учебного материала: Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если
подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы
террористического характера, по телефону.
Государственная политика противодействия наркотизму.
Содержание учебного материала: Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в
Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи
Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия,
связанные с
наркотическими и психотропными веществами.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Наркомания и её опасность».

2
1

3
1

3
1

1

1

1

2
6
1

3

1

2

1

2

1

1

2

3

1

9

Раздел 6
Тема 6.1
Тема 6.2

Тема 6.3

Тема 6.4

Тема 6.5

Раздел 7
Тема 7.1

Тема 7.2
Тема 7.3

Раздел 8
Тема 8.1

Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.
Содержание учебного материала: Понятие здоровья, составляющие, формула, факторы.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Содержание учебного материала: Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических
ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе
жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: « Мой режим дня-ошибки и последствия»
Питание как важная составляющая здоровья.
Содержание учебного материала: Принципы рационального питания, понятие пищевой пирамиды, основные
питательные вещества.
Самостоятельная работа –написание исследовательской работы« Оценка правильности своего питания»
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Содержание учебного материала: Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление
алкоголя - разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления
наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Самые весомые проблемы общества и
государства РФ – алкоголизм и «молодой» алкоголизм».
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «О вреде курения».
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Содержание учебного материала: Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для
обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Важность и необходимость здорового
образа жизни».
Нравственность и здоровье
Инфекции, передаваемые половым путем
Содержание учебного материала: Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины,
способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической
болезнью.
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
Содержание учебного материала: ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения.
Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе
Содержание учебного материала: Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения.
Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Здоровые дети – здоровая нация».
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и
трудовой деятельности
Содержание учебного материала: Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе

16
2

1

1

1

2
1

3
1

2
1

1

2

3

2
1

3
1

2

3

5
1

2

1

2

1

2

2
2
1

3
1

10

Тема 8.2

Раздел 9
Тема 9.1

Тема 9.2

Тема 9.3

Тема 9.4

Тема 9.5

Тема 9.6

Тема 9.7

Тема 9.8

Тема 9.9

жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Содержание учебного материала: Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи
инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической
профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика
наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Основные правила оказания первой медицинской помощи
Содержание учебного материала: Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской
помощи.
Первая медицинская помощь при ранениях
Содержание учебного материала: Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой
медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Правила остановки кровотечения
Содержание учебного материала: Виды, признаки артериального кровотечения, методы временной остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута, точки пальцевого прижатия..
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Содержание учебного материала: Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их
возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой
медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Содержание учебного материала: Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные
последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия,
первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая
медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины
Содержание учебного материала: Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия,
первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их
возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.
Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Содержание учебного материала: Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы
переноски пострадавшего.
Первая медицинская помощь при остановке сердца
Содержание учебного материала: Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой
массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание
проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе и инсульте.
Содержание учебного материала: Гипертонический криз. Общие правила при оказании первой медицинской
помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь
при инсульте.

1

2

13
2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

11

Тема 10
Раздел 10
Тема 10.1

Тема 10.2

Тема 10.3

Тема 10.4

Тема 10.5

Тема 10.6

Тема 10.7

Раздел 11
Тема 11.1

Тема 11.2

Первая медицинская помощь при прочих неотложных состояниях.
Содержание учебного материала: Утопление, удар электрическим током, эпилептический приступ, потеря
сознания ( обморок)Общие правила при оказании первой медицинской помощи. .
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.
Содержание учебного материала: Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих
действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления
гражданской обороной.
Современные средства поражения, их поражающие факторы
Содержание учебного материала: Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие,
классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое
(биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по
защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Содержание учебного материала: Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи
сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание,
действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Содержание учебного материала: Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение
защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных
сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
Средства индивидуальной защиты
Содержание учебного материала: Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала: Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ,
организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
Содержание учебного материала: Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее
предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.
Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Содержание учебного материала: Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее
особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание
советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Военная политика России».
Память поколений — дни воинской славы России

2

2

8
1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

9
1

1

2
1

3
1

12

Тема 11.3

Раздел 12
Тема 12.1

Тема 12.2

Тема 12.3

Раздел 13
Тема 13.1

Тема 13.2

Тема 13.3

Тема 13.4

Тема 13.5

Содержание учебного материала: Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль
в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях,
связанных с днями воинской славы России.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской
Федерации
Содержание учебного материала: Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные
войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Военные реформы в России».
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
Содержание учебного материала: Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы
деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные
задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по
поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
Содержание учебного материала: Нормативная база привлечения ВС Российской Федерации к борьбе с
терроризмом. Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной
террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Содержание учебного материала: Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск
Сухопутные войска
Содержание учебного материала: Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника
сухопутных войск.
Военно-воздушные Силы
Содержание учебного материала: Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВВС.
Военно-морской флот
Содержание учебного материала: Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и
военная техника.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Национальные интересы России в
Мировом океане».
Ракетные войска стратегического назначения
Содержание учебного материала: Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника.
Воздушно-десантные войска и космические войска
Содержание учебного материала: Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Космические войска,
их состав и предназначение.
Самостоятельная работа: написание исследовательской работы на тему: «Космос и военная безопасность России».

1

1

4
3
1

3

1

1

1

1

10
1

1

1

1

1

1

2

3

1

1
1
1

1

2

3

13

Тема 13.6

Раздел 14
Тема 14.1

Тема 14.2

Раздел 15
Тема 15.1

Тема 15.2
Тема 15.3

Раздел 16
Тема 16.1
Тема 16.2.

Другие войска
Содержание учебного материала: Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской
обороны МЧС
Боевые традиции Вооруженных Сил России
Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
Содержание учебного материала: Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего —
защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине,
стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг —
обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего —
защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений
Содержание учебного материала: Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в
боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция
Российской армии и флота.
Символы воинской чести
Боевое Знамя воинской части
Содержание учебного материала: Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения,
истории и заслуг воинской части.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Содержание учебного материала: История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Содержание учебного материала: Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их
воспитательное значение.
Профессионально-ориентированное содержание
Проблема обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья библиотекаря при выполнении им
своих трудовых обязанностей и функций. Профессиональные заболевания библиотекаря и их профилактика.
Меры безопасности и готовность библиотек к аварийным ситуациям. Пожарная безопасность
.Антитеррористическая безопасность.
Всего:
итоговая аттестация в форме зачета

1

1

2
1

2

1

1

3
1

1

1

1

1

1

4
2
114
2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

14

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО СЕМЕСТРАМ

Форма обучения: очная
Вид учебной работы

Всего

Номер
семестра
1
2

Аудиторные занятия:
- теоретические занятия (лекции);

78

34

44

39
114
зачёт

-

зачёт

- практические занятия (лабораторнопрактические работы, семинары и т.д.);
Самостоятельная работа
ВСЕГО:
Вид итогового контроля

15

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: ученические столы, стулья, шкафы. Технические средства
обучения: DVD-проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, учебная
литература, видеотека мультимедийной учебной продукции, раздаточный материал.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной

литературы
Основные печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2021. – 368 c.
2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 1011 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021. – 253 с.
3.2. Электронные издания
1. http://www.mvd.ru сайт МВД РФ
2. http://www.mil.ru сайт Министерство обороны Российской Федерации
3. http://www.fsb. ru сайт ФСБ РФ
4. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
5. http://www.minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации
6. http://www.rostrud.gov.ru Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
7. http://www. rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
8. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
9. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
10. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
11. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
12. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам
безопасности жизнедеятельности).
13. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам
безопасности жизнедеятельности
14. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных
условиях
15. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в
природе – детям
16. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс»
17. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант»
18. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
19. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности
20. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)
21. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
22. http://ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия
3.3. Дополнительные источники
16

1. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности
жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ,
2021. – 414 с.
2. Ким С.В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы:
базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2022. – 400 с.
3. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности
жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень. – М.: ДРОФА, 2020. – 256 с.
4. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева M.B., Мишин Б.И. Основы безопасности
жизнедеятельности (базовый уровень). 10 класс / Под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.: АСТ. 2019. – 268
с.
5. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности
жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ,
2021. – 416 с.
6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни (базовый уровень). 10-11 классы. / Под ред.
Смирнова А.Т. – М.: Издательство «Просвещение», 2019 – 272 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие /
[В. А. Бондаренко [и др.]. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 150 с.
https://new.znanium.com/catalog/product/995045
8. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]:
учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих
программы СПО / [В. А. Бондаренко [и др.]. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
https://new.znanium.com/catalog/product/972438
9. Мурашова К., Кривец Н. Игра-тренажер «Экзамен для подростков». – М.: Дискурс,
2020. – 160 с.
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие
11. Барышков В.П., Гунибский М.Ш., Рыбаков О.Ю. Конфликтология: учебное пособие
для специалистов. – М.: Проспект, 2021. – 336 с.
12. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. –
2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
13. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / В. С. Долгов. –
Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903
14. Охрана труда: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова, Е. Ю. Гузенко, Ю. Л.
Курганский [и др.]. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2019. - 88 с. - Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1087921 (дата обращения: 11.07.2021). –
Режим доступа: по подписке.
15. Экстренная допсихологическая помощь: практическое пособие Оказание первой
помощи пострадавшим: памятка ГУМЧС России
Программное обеспечение
1. Операционная система Microsoft Windows 10
2. Пакет программ Microsoft Office Professional Plus
3. 7-zip GNULesser General Public License (свободное программное обеспечение, не
ограничено, бессрочно);
4. Интернет браузер Google Chrome (бесплатное программное обеспечение, не
ограничено, бессрочно);
5. K-Lite Codec Pack – универсальный набор кодеков (кодировщиков-декодировщиков) и
утилит для просмотра и обработки аудио- и видеофайлов (бесплатное программное обеспечение,
не ограничено, бессрочно);
17

6. WinDjView – программа для просмотра файлов в формате DJV и DjVu (свободное
программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);
Foxit Reader – прикладное программное обеспечение для просмотра электронных
документов в стандарте PDF (бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения:
умения, знания
Уметь:
У 1. Уметь оценивать
ситуации, опасные для
жизни и здоровья

И4. вызова (обращения за
помощью) в случае
необходимости
соответствующей службы
экстренной помощи.
У2
действовать
в
чрезвычайных ситуациях

Показатели оценки
результата

Форма контроля и
оценивания

Владение правилами
безопасного поведения
при тех или иных
ситуациях и способами
защиты от опасностей

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

Вызов (обращение за
помощью) в случае
необходимости
соответствующей службы
экстренной помощи
Владение способами
защиты населения от
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

У 3.Уметь пользоваться
средствами
индивидуальной и
коллективной защиты

Использование средств
индивидуальной и
коллективной защиты

У4 Оказывать первую
помощь пострадавшим.

Владение основными
приёмами оказания первой
помощи.

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование
Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

И2. Использовать
приобретенное умение в
практической
деятельности и
повседневной жизни для
оказания первой
медицинской помощи;

Оказывать первую
медицинскую помощь

18

У 5. владеть способами
защиты населений от
чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного
и социального характера .
Знать:
З2.Знать потенциальные
опасности природного,
техногенного и
социального
происхождения,
характерные для региона
проживания
З2.Знать основные
составляющие здорового
образа жизни и их влияние
на безопасность
жизнедеятельности
личности; репродуктивное
здоровье и факторы,
влияющие на него.
И1. Использовать
приобретенное знание в
практической
деятельности и
повседневной жизни
дляведения здорового
образа жизни.
З3. Знать основные задачи
государственных служб по
защите населения и
территорий от
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера
З4. Знать предназначение,
структуру и задачи
гражданской обороны

Владение способами
защиты населения от
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

Демонстрация знания
потенциальных
опасностей природного,
техногенного и
социального
происхождения,
характерных для региона
проживания
Демонстрация знания
основных составляющих
здорового образа жизни и
их влияние на
безопасность
жизнедеятельности
личности; знания о
репродуктивном здоровье
и факторах, влияющих на
него.

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

Ведение здорового образа
жизни.

Демонстрация знания
основных задачи
государственных служб по
защите населения и
территорий от
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера
Демонстрация знания
предназначения,
структуры и задач
гражданской обороны

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

Наблюдение, контроль
выполнения
самостоятельной и
практической работы,
тестирование

5. 2 Система оценивания
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования
студентов, по результатам выполнения лабораторных, практических, самостоятельных работ.
Основными формами текущего контроля знаний являются:

19

- обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных
вопросов;
- решение тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить
рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
- выполнение ситуационных задач и обсуждение результатов;
- участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины;
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.
Оценка знаний студентов осуществляется по пятибалльной системе с учетом:
- оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, решения
ситуационных задач, кейсов, участия в дискуссии на семинарских занятиях, решении тестовых
заданий и др.);
- оценки итоговых знаний в ходе проведения тестирования.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится студенту, если:
- работа написана аккуратно, без помарок, разборчивым почерком;
- ответы конкретные, лаконичные;
- задания выполнены правильно.
Оценка «хорошо» ставится студенту если:
- ответы конкретные и лаконичные, но могут быть незначительные неточности;
Оценка «удовлетворительно» ставится если:
- не выполнено до конца одно из заданий;
- ответы содержат некоторые неточности;
Оценка «неудовлетворительно» ставится если:
- допущены принципиальные ошибки;
- работа оформлена небрежно;
- вопросы раскрыты поверхностно.
Основные требования к результатам работы:
- уровень усвоения студентами учебного материала;
- соответствие выполненного задания предлагаемой теме;
- глубина и качество проработки основных разделов темы;
- умение студентов использовать теоретические знания при выполнении практических
задач;
- логичность и четкость изложения материала;
- оригинальность предлагаемых решений;
- качество оформления материала.
20

Темы реферативных сообщений:
1.Обеспечение личной безопасности в быту.
2.Безопасность и экология
3.Пожарная безопасность
4.Безопасность в криминогенных ситуациях.
5.Правила безопасности при террористических актах.
6.Личность безопасного типа поведения.
7.Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболее вероятных для данной
местности и района проживания.
8.Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, наиболее вероятных для
данной местности и района проживания.
9.Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.
10.Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
11.Чрезвычайные ситуации социального происхождения.
12.Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в качестве
заложника.
13.Терроризм как основная социальная опасность современности.
14.Космические опасности: мифы и реальность.
15.Чрезвычайные ситуации военного времени.
17. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
18.Инженерная защита в системе обеспечения безопасности.
19. Система антикоррупционных законов РФ.
20. Физические и химические факторы среды обитания.
21.Экологические основы безопасности жизнедеятельности.
22. Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их употреблением.
23. СПИД-предупредить и обезвредить.
24.Управление в ЧС.
25.Дни воиской славы России.
Темы презентаций:
1.Задачи медицинской помощи-виды и объём.
2.Первая помощь при ранениях.
3.Современное понимание войны и её классификация.
21

4. Терроризм в современном обществе.
5. Курение среди подростков.
6. Психотропные и наркотические вещества.
7.История создания ядерного оружия.
8.Профилактика вредных привычек у подростков.
9.Характеристика ЧС природного характера.
10.Чернобыльские события.
11.Аварийно химические опасные вещества.
12.Первая помощь при повреждении скелета.
13.Мы против экстремизма.
14. Оружие второй мировой войны.
15.Правила безопасного поведения.
16.Виды кровотечений.
17. Беременность и вредные привычки.
18.Силы и средства РСЧС.
19.Воеено-информационные технологии.
20. Средства индивидуальной защиты.
21.Биологическое оружие.
22.Огонь-друг и враг человека.
23. Радиационная опасность.
24.Проблема мира и разоружения.
25.Виды ран. Первая помощь.
Перечень

вопросов

для

зачёта

по

предмету

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» по специальности 51.02.02 «Библиотековедение».
1. Понятие чрезвычайной ситуации. Аварии и катастрофы.
2. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту.
3. ЧС природного характера. Их характеристики и возможные последствия.
4. ЧС техногенного характера. Их причины и вероятные последствия.
5. Опасные природные явления. Их последствия.
6. Чрезвычайные ситуации антропогенного происхождения и их характеристика.
7. РСЧС, предназначение, структура, задачи по защите населения от ЧС
8. ГО, основные понятия и определения, задачи ГО
22

9. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие.
10. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Химическое оружие.
11. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Биологическое оружие.
12. Средства индивидуальной защиты
13. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС в военное и
мирное время
14. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС
15. Каково предназначение Вооруженных сил РФ
16. Виды Вооруженных сил РФ
17. Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего? Перечислите основные качества,
присущие военнослужащему-защитнику Отечества.
18. Дайте определение понятия «здоровья». Составляющие. Формула. Факторы.
19. Биологические ритмы и их роль в сохранении здоровья.
20. Адинамия- как проблема 21 века.
21. Пищевая пирамида. Понятие. Сущность. Принципы рационального питания.
22. Что входит в понятие «государственные и воинские символы?»
23. Каково значение Государственного герба и Государственного флага?
24. В чем заключается сущность первой медицинской помощи? Кем и когда должна
оказываться первая медицинская помощь?
25. Назовите основные признаки поражения электрическим током и способы оказания первой
медицинской помощи.
26. Какова первая медицинская помощь при обморожении?
27. Назовите основные виды инфекционных заболеваний. Каков механизм их передачи.
42. Эвакуация-основное мероприятие ГО по защите людей.
43. В чем сущность уголовной ответственности за преступления против военной службы?
44. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
45.Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
23

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности

Оценка уровня подготовки

(правильных ответов) %

балл (отметка)

вербальный аналог

86 - 100

5

отлично

71 - 85

4

хорошо

56 - 70

3

удовлетворительно

менее 55

2

неудовлетворительно

Интернет-ресурсы
Сайты по нормативно-правовым основам в образовании.
1.

www.krirpo.ru – Кузбасский региональный институт развития профессионального
образования, г. Кемерово

2.

www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование», является главным порталом
Министерства образования и науки Российской Федерации. Каталог образовательных интернетресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты.
Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень
образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека. - edu.ru ресурсы портала для общего образования

3.

www.ed.gov.ru -- Федеральное агентство по образованию.

4.

www.mon.gov.ru/ -- Министерство образования и науки Российской Федерации

5.

www.gain.ru – официальный портал системы дополнительного профессионального
образования

6.

http://yz.firo.ru/adm_obr/ -- Федеральный институт развития образования. Учебный центр.

7.

http://www.lexed.ru/ -- Федеральный центр образовательного законодательства

8.

http://www.school.edu.ru/ -- Российский общеобразовательный портал. Каталог интернетресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение;
педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

9.

http://www.rost.ru/projects.ru/ - Национальный проект "Образование".

10.

http://www.fasi.gov.ru/ -- Официальный сайт Федерального агентства по науке и
инновациям.
Образовательные интернет-ресурсы
24

1.

http://center.fio.ru -- Московский Центр Федерации Интернет – образования

2.

http://pedsovet.org -- Всероссийский Интернет-педсовет

3.

http://www.ioso.ru -- Институт общего среднего образования РАО

4.

http://portal.ntf.ru – Сайт Национального фонда подготовки кадров

5.

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm

-- Сайт «Образовательные ресурсы и

Интернет»
6.

http://www.ug.ru -- «Учительская газета»

7.

http://vestnik.edu.ru -- Журнал «Вестник образования»

8.

http://www.informika.ru/ -- ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и
телекоммуникаций"

9.

www.firo.ru -- Федеральный Институт Развития Образования

10.

http://uristkonsul.narod.ru/ -- сайт компании «Юрист-Консул», которая занимается помощью
гражданам России в защите своих прав.

11.

http://som.fsio.ru/news.asp -- сетевое объединение методистов (в помощь учителю)

12.

http://www.nios.ru – Новосибирский информационно-образовательный сайт.

13.

.

14.

http://www.fio.ru - Федерации Интернет-образования. В рамках этого проекта, например:

15.

http://new.teacher.fio.ru - "Учитель.ру" - Федерация Интернет-образования. - Новости;
Электронный журнал "Вопросы Интернет-образования"; Общественный рейтинг интернетресурсов; Документы; Книги учителю; Публикации.

16.

http://som.fsio.ru - "В помощь Учителю" СОМ (сетевое объединение методистов).
Московский центр интернет-образования. Отдельные разделы по всем предметам школьной
программы (английский, ОБЖ, астрономия, биология,...физика, химия и др.). Каждый раздел
включает подборки материалов и конкретные ссылки по темам: Образовательные программы по
предмету; К уроку готовы; Книжный компас; Новости и многое другое.

17.

http://www.center.fio.ru - Московский центр Интернет-образования

18.

http://www.window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Тематический каталог образовательных ресурсов.

19.

http://www.uroki.ru - Образовательный портал "Учеба". Для тех, кто учится и учит. Экзамены.

Тематические

планы.

Поурочное

планирование.

Методическая

копилка.

Информационные технологии в школе. Полезные ссылки.
20.

http://www.college.ru - Образовательный портал. "Открытый коледж". Разделы:
Астрономия,

Биология,

География,

Математика,

Физика,

Химия.

Новости.

Практикум.

25

Тестирование. Учителю college.ru - стандарты образования, учебные планы, методические
разработки, обмен опытом. И многое другое.
21.

http://www.1september.ru - Издательский дом "Первое сентября". Раздел "Периодические
издания" - предметы школьной программы. http://www.festival.1september.ru -

Фестиваль

педагогических идей "Открытый урок" 2005-2006 (а также 2003-2005). Очень большая коллекция
публикаций по методикам преподавания всех предметов школьной программы, например:
преподавание математики - 583 статьи, физики - 223, русского языка - 248, литературы - 345, в
начальной школе - 960, иностранных языков - 470 и т.д. по всем предметам и вопросам.
22.

http://www.pedsovet.ru - "Всероссийский Интернет-педсовет" (вместо существовавшего
ранее "Все образование Интернета") - новости, методика и опыт преподавания учебных
предметов, педагогические технологии, учебные заведения, уровни и ступени образования, органы
управления образованием, образовательные сообщества и др.

23.

http://www.websib.ru

НООС - Новосибирская Открытая Образовательная Сеть

(Национальный проект "Образование"). О программе развития образования. Образовательные
учреждения и органы управления. Подборки материалов (статьи, ссылки, методички по всем
предметам школьной программы.)
24.

http://www.courier.com.ru - электронный журнал "Курьер образования" Электронный
журнал для директоров образовательных учреждений, их заместителей, работников отделов
образования. (от издательской фирмы "Сентябрь" direktor.ru )

25.

Сайты

федеральных

образовательных,

научных

и

иных

организаций,

подведомственных федеральным органам управления образованием
http://www.mto.ru -- Федеральный центр экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в
образовании
http://www.rosuchpribor.ru -- Сайт ФГУП «Росучприбор»
http://www.koncurs.ru -- Сайт с информацией о конкурсах, проводимых ФАО
Основная рекомендуемая литература
для студентов по дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»:
1. Учебник «ОБЖ» для СПО под редакцией Н.В. Косолапова Н.А. Прокопенко стр.136-140
2. Учебное пособие «Основы военной службы» Смирнов А.Т.,Васнев В.А. Дрофа 2014г.
3. 3.Учебное пособие «Основы военной службы» Смирнов А.Т.,Васнев В.А. Дрофа 2014г.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».