Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОБЖ скд_2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности: 51.02.02. Социально-культурная деятельность
(по видам)

Екатеринбург
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего профессионального образования (далее - СПО): 51.02.02 Социально-культурная
деятельность (по видам).

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Букина М.В.– преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
специалистов указанной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к обязательной части
циклов ОПОП общеобразовательного цикла.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Основы безопасности
жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
- формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз.
1.4. Задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
- сформировать понимание основных процессов политического развития; роли
науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных государственных
традиций;
- развить умения ориентироваться в современной экономической, политической и
правовой ситуации в России, в мире;
-сформировать навыки здорового образа жизни;
- сформировать гражданско –патриотическую позицию и осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно– нравственных ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений;
- знать стандарты антикоррупционного поведения;
- сформировать навыки по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменениях климата, принципы бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 78 часа.
− самостоятельной работы – 24 часа.

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− лабораторные занятия
− самостоятельная работа студентов
- профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
- теоретическое обучение
- практическое обучение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
102
78
36
36
24
6
2
4
2

5

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые образовательные результаты обучения
Общие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;

- сформировать представления о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде);
владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных
ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных
и чрезвычайных ситуациях

6

ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности

выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом

- проявить нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном
взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в
цифровой среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в
цифровой
среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в
деструктивную
деятельность)
и
противодействовать им

7

ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной
сфере,
использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях

назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;

- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического здоровья; сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера;
- сформировать представления о роли
России в современном мире;
угрозах
военного
характера;
роли
Вооруженных Сил Российской Федерации
в
8

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
коллективе и команде

работать

в

- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;

обеспечении мира; знать основы обороны
государства и воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знать
действия при сигналах гражданской
обороны

знать
основы
безопасного,
конструктивного общения,
- уметь различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера;
- уметь предупреждать опасные явления и
противодействовать им

9

- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.
ОК 5.Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и

- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
знать
основы
безопасного,
конструктивного общения, уметь
различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе
криминального
характера;
умение
предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
10

обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,

- сформировать представления об опасности
и негативном влиянии на жизнь личности,
общества,
государства
экстремизма,
терроризма; знать роль государства в
противодействии
терроризму;
уметь
различать
приемы
вовлечения
в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность и противодействовать им;
знать порядок действий при объявлении
разного
уровня
террористической
опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической
операции;
- сформировать представления о роли
России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных
Сил Российской Федерации в обеспечении
мира; знать основы обороны государства и
воинской службы; прав и обязанностей
гражданина в области гражданской
обороны; знать действия при сигналах
гражданской обороны;
- знать основы государственной политики в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
различного
характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных
ситуаций,
прав
и
обязанностей гражданина в этой области;
- знать основы государственной системы,
российского
законодательства,
направленных на защиту населения от
11

организации
учебного
сотрудничества
с внешних и внутренних угроз; сформировать
педагогическими работниками и сверстниками, к представления о роли государства, общества
участию в построении индивидуальной образовательной и личности в обеспечении безопасности
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

сформировать
представления
о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде,
в социуме, в цифровой среде); владеть
основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
- сформировать представления о важности
соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знать правила
безопасного поведения на транспорте, уметь
применять их на практике, знать о порядке
действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
- знать о способах безопасного поведения в
природной среде; уметь применять их на
практике; знать порядок действий при
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера; сформировать представления об
экологической безопасности, ценности
бережного
отношения
к
природе,
разумного природопользования;
- знать основы пожарной безопасности;
12

уметь применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на транспорте,
в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной
безопасности
ОК 08. Использовать средства
физической культуры для сохранения
и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень

- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического здоровья; сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера

13

ПК 1.4
Анализировать состояние социальнокультурной ситуации в регионе и
учреждении культуры

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
- понимать и организовывать работу во время пандемии,
чрезвычайных ситуаций и т.д.
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;

- уметь соблюдать правила безопасного
поведения в быту и трудовой деятельности
в целях сохранения своего здоровья и
окружающих людей; учитывать опасность
воздействия на живые организмы вирусов,
понимая смысл показателя предельной
допустимой концентрации

ПК 1.8
Организовывать работу с коллективом
исполнителей на основе принципов
организации труда, этических и
правовых норм в сфере
профессиональной деятельности

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
- понимать и организовывать работу во время пандемии,
чрезвычайных ситуаций и т.д.
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;

- уметь соблюдать правила безопасного
поведения в быту и трудовой деятельности
в целях сохранения своего здоровья и
окружающих людей; учитывать опасность
воздействия на живые организмы вирусов,
понимая смысл показателя предельной
допустимой концентрации

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и
тем
1
Основное содержание
Раздел 1. Мир опасностей
современной молодежи
Тема
1.1
особенности

В

чем
картины

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2

Содержание учебного материала

ОБЖ__________

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12

ОК 01; ОК 02, ОК
04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

14

опасностей
молодежи

современной

Тема 1.2 Как
опасности развития

Комбинированное занятие
Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в
системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять
вред людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие,
опасность как процесс 1) накопления отклонений от нормального
состояния или процесса; 2) инициирование негативной
способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных
факторов; 4) локализация/прекращение действия негативных факторов;
предметное действие: моделирование поля опасностей на примере
современной молодежи;
правило действия : чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых элемент системы человек – среда обитания
становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и
классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей)
выявить Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных
условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни
Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения
Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в
развитии
Содержание учебного материала

2

Тема 1.3. Как выявить и
описать
опасности
на
дорогах

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

ОК 02; ОК 04; ОК
07

Практическое занятие
15

Тема 1.4. Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
пожара
в
общественном месте

Тема 1.5 Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять
вред людям и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –
общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте
предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии)

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07;

2

16

Тема 1.6
студентов

По

выбору

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм

Раздел 2 Методы оценки
риска
Тема 2.1
опасности

Как

Тема 2.2. Как
риски на дорогах

измерять

оценить

2

2

12
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1)
вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба
для объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм расчета риска по формуле
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для
участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07;

2

2

ОК 04; ОК 07;

2

17

Тема 2.3 Как оценить риски
в ситуации пожара в
общественном месте (ЧС)

Тема 2.4. Как оценить риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном месте (ЧС)

(по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью от опасных факторов пожара (ожоги, отравление угарным
газом, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий
воздействия опасных факторов пожара на посетителей для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном
месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и 2) тяжести его
ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая, ранения,
гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;

2

18

Тема 2.5 Как оценить риски
для
здоровья
в
подростковом возрасте

Тема 2.6 Как оценить риск
реализации
ситуации,
актуальной
для
обучающихся

(по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных
факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для
разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей
алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности
заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервнопсихологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба
жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по
формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора
мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать
вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его
последствий
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: риск в…
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия:

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

19

Алгоритм
Раздел
3.
Защита
населения и территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
Тема 3.1 Понятие о защите
от опасности

Тема 3.2 Как снизить риски
для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый
образ жизни

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения
уровня и продолжительности действия опасностей на человека
(природу). Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо
снизить негативное влияние источников опасности (сокращением
значения риска и размеров опасных зон), его выведением из опасной
зоны; применением экобиозащитной техники и средств индивидуальной
защиты
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от
опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации,
необходимо
подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/ доступность+функциональность/ средства индивидуальной
защиты, модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из
опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям

12

ОК 02; ОК 03; ОК
04;
ОК 07; ОК 08

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

2

ОК 3; ОК 04; ОК 08

2

20

Тема 3.3 Как защититься от
опасностей на дорогах

Тема 3.4. Как безопасно
вести себя в ситуации
пожара в общественном
месте

Тема 3.5 Как безопасно

оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и
методы снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет
выведения объекта защиты из опасной зоны, применения средств
пожаротушения и индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни
и здоровья в условиях пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07
21

вести себя в ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных
факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения
Алгоритм

Раздел 4 Основы военной
службы
Тема 4.1. История создания
Вооруженных Сил России

Тема 4.2 Основные понятия
о воинской обязанности

Тема 4.3 Основные понятия
о
психологической
совместимости
членов

2

12

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии
и Флота.

2

2
2

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в
период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала

ОК 01; ОК 02; ОК
03;
ОК 04; ОК 06; ОК
08
ОК 06; ОК 08

ОК 03; ОК 06; ОК
08

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

Практическое занятие
22

воинского
коллектива
(экипажа, боевого расчета).
Тренинг бесконфликтного
общения и саморегуляции
Тема
4.4
Как
стать
офицером РА. Основные
виды
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
Тема
4.5
подготовка

Строевая

Тема
4.6
Огневая
подготовка.
Порядок
неполной
сборки
и
разборки ММГ АК-74

Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного
общения в условиях военной службы.
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.

2

2

2

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой
стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одношереножного
строя в двухшереножный строй и обратно. Движение строевым шагом.
Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения
торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие
в движении.
Содержание учебного материала

2

Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах
безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и
полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов
автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб

ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08

2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

ОК 04; ОК 06; ОК
08

2

23

Раздел
5
Основы
медицинских знаний
Тема 5.1. Помощь при
состояниях
вызванных
нарушением сознания

Тема 5.2. Первая помощь
при
неотложных
состояниях:
закон
и
порядок
оказания.
Алгоритм
помощи
пострадавшим при ДТП и
ЧС

Тема
5.3.
Алгоритм
помощи при кровотечениях
и ранениях

Тема
5.4.
Оказание
помощи
подручными
средствами в природных
условиях

12
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125,
Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Содержание учебного материала

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 7

2
2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

2

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и
дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.

2
2

ОК 04; ОК 07

2

24

Тема 5.5. Помощь при
воздействии температур на
организм
человека.
Способы самоспасения.

Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль:
Содержание
Раздел 1.
Тема. Как выявить и
описать
опасности
на
рабочем месте
Практическое занятие
Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам
профессиональной деятельности, по причинам возникновения на рабочем
месте, по опасным событиям вследствие воздействия опасностей.
Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия
возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения
идентификации опасностей на рабочем месте
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и
заболеваний строителей»
«Анализ источников опасностей на разных технологических этапах
строительно-монтажных работ»
«Анализ картины опасностей современной молодежи»
«Создание презентации/видеоролика об историях травматизма/развития
профессиональных заболеваний строителей»
Прикладной модуль:
Содержание
Раздел 2.
Тема. Оценка рисков на
рабочем месте

2

ОК 04; ОК 07; ОК
08

2

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК3…

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК…

О

25

Прикладной модуль:
Раздел 3.
Тема.
Определение
методов
защиты
от
опасностей на рабочем
месте

Прикладной модуль:
Раздел 4.
Тема.
Знакомство
с
повседневным
бытом
военнослужащих

Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание. Статистические данные по несчастным
случаям на производстве. Определение вероятности наступления
опасностей.
Перечень примерных тем проектов/исследований
«Сравнительный анализ рисков в работе строителя в XIX, XX и XXI
веках»
«Оценить риск профессиональных заболеваний»
Содержание

2

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;
ПК…

Практическое занятие
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические,
организационные,
санитарно-гигиенические,
психофизиологические. Методы уменьшения опасностей на рабочем
месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые
отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Обзорная статья об индивидуальных средствах защиты на
стройплощадке» (средства по выбору)
«Сравнительный анализ безопасности строительства в России и стране в
Европе (на выбор)»
«Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных средств
защиты на стройплощадке на интернет-сайтах»
«Разработка безопасной “бытовки” для строителей»
Содержание

2

ОК 02; ОК 04; ОК
06;
ПК…

Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов,
специальной военной техники, посещение музея части.
Примерные темы проектов/исследований
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);

казармы,

26

Прикладной модуль:
Раздел 5.
Тема. Методы оказания
первой помощи гражданам
при ЧС и автомобильных
катастрофах

Профессиональноориентированное
содержание
Раздел 6
Безопасность культурной
среды

Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);
«Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ»;
«Сравнительный анализ должностных инструкций/компетенций для
специалиста гражданского-строительства и военного строительства»
Содержание

2

ОК 02; ОК 04;
ОК 06; ОК 07;
ПК…

Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф. С применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере
для реанимационных действий. Выявление причин травмирования на
производстве, в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный
выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП, на производстве.
примерные темы проектов/исследований:
1. Проанализировать инструкции по технике безопасности на сварочном
производстве с целью выявления видов травмирования.
2. Проанализировать законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие государственные нормативные требования по охране труда,
распространяющиеся на вид деятельности для специальности
3. Составить/ разработать перечень средств для оказания первой помощи
при травмировании в ходе строительно-монтажных работ
4. Разработать обучающую презентацию по правилам безопасного
поведения при пожарах на складе стройматериалов
5. Разработать алгоритмы оказания помощи в офисе при неотложном
состоянии (потере сознания, инсульте)

Безопасность в профессиональной деятельности работника культуры
Основное содержание. Здоровье -основа качественной жизни.
Профессиональные заболевания работников сферы культуры и их
профилактика. Профессиональные риски. Факторы эмоционального
выгорания у работников культуры.
Теоретическое обучение. Обеспечение безопасности проведения
культурно-массовых мероприятий. Требования к антитеррористической

6
4

2
27

защищенности. Меры по обеспечению безопасности мест проведения
КМП. Пожарная безопасность.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

2
78

28

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует
наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую
очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
●
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем,
плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной
жизнедеятельности населения и др.);
●
тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и
мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране
компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша»,
«Максим» и др.;
●
тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления
инородного тела из верхних дыхательных путей;
●
имитаторы ранений и поражений;
●
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11;
сумка санитарная; носилки плащевые;
●
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7,
респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и
оборудования: общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр
бытовой (индикатор радиоактивности);
●
макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
●
образцы средств пожаротушения (СП);
●
макет автомата Калашникова;
●
электронный стрелковый тренажер
Технические средства обучения:
●
персональный
компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением;
●
мультимедийный проектор;
●
интерактивная доска
●
Выход в локальную сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основные печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2021. – 368 c.
29

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник 10-11 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021. – 253 с.
3.2. Электронные издания
1. http://www.mvd.ru сайт МВД РФ
2. http://www.mil.ru сайт Министерство обороны Российской Федерации
3. http://www.fsb. ru сайт ФСБ РФ
4. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России)
5. http://www.minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения Российской
Федерации
6. http://www.rostrud.gov.ru Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
7. http://www. rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
8. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
9. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
10. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
11. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
12. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание
основам безопасности жизнедеятельности).
13. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам
безопасности жизнедеятельности
14. http://kombat.com.ua/stat.html
Статьи
по
выживанию
в
различных
экстремальных условиях
15. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm
Автономное
существование в природе – детям
16. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс»
17. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант»
18. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
19. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной
безопасности
20. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)
21. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
22. http://ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия
3.3. Дополнительные источники
1. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы
безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021. – 414 с.
2. Ким С.В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11
классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2022. – 400 с.
3. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности
жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень. – М.: ДРОФА, 2020. – 256 с.
4. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева M.B., Мишин Б.И. Основы безопасности
жизнедеятельности (базовый уровень). 10 класс / Под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.: АСТ.
2019. – 268 с.
5. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы
безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021. – 416 с.
30

6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (базовый уровень). 10-11 классы. /
Под ред. Смирнова А.Т. – М.: Издательство «Просвещение», 2019 – 272 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Практикум [Электронный ресурс]: учебное
пособие / [В. А. Бондаренко [и др.]. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 150 с.
https://new.znanium.com/catalog/product/995045
8. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях [Электронный
ресурс]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений,
реализующих программы СПО / [В. А. Бондаренко [и др.]. – 2-е изд. – Москва: РИОР:
ИНФРА-М, 2019. – 224 с. https://new.znanium.com/catalog/product/972438
9. Мурашова К., Кривец Н. Игра-тренажер «Экзамен для подростков». – М.:
Дискурс, 2020. – 160 с.
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное
пособие
11. Барышков В.П., Гунибский М.Ш., Рыбаков О.Ю. Конфликтология: учебное
пособие для специалистов. – М.: Проспект, 2021. – 336 с.
12. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение
выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И.
Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. –
174 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510
13. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / В. С. Долгов.
– Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст: электронный //
Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903
14. Охрана труда: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова, Е. Ю. Гузенко, Ю.
Л. Курганский [и др.]. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2019. - 88 с. - Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1087921 (дата обращения:
11.07.2021). – Режим доступа: по подписке.
15. Экстренная допсихологическая помощь: практическое пособие
Оказание первой помощи пострадавшим: памятка ГУМЧС России
3.4. Программное обеспечение
1. Операционная система Microsoft Windows 10
2. Пакет программ Microsoft Office Professional Plus
3. 7-zip GNULesser General Public License (свободное программное обеспечение,
не ограничено, бессрочно);
4. Интернет браузер Google Chrome (бесплатное программное обеспечение, не
ограничено, бессрочно);
5. K-Lite Codec Pack – универсальный набор кодеков (кодировщиковдекодировщиков) и утилит для просмотра и обработки аудио- и видеофайлов (бесплатное
программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);
6. WinDjView – программа для просмотра файлов в формате DJV и DjVu
(свободное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);
Foxit Reader – прикладное программное обеспечение для просмотра электронных
документов в стандарте PDF (бесплатное программное обеспечение, не ограничено,
бессрочно).

31

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и
демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных
мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом
ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,
усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций
Общая/профессиональная
компетенция

Раздел/тема

ОК 01. Выбирать способы
решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Р 1, Темы:1.6; Р 4, Темы:4.4;
Р1П
о/c5 , Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c

ОК 02 Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Р 1,
Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6; Р
3,
Темы:3.1,3.2,3.4,3.5,3.6; Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6; Р
1 П-о/c,
Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с,
Р 5П-о/с

ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и
финансовой грамотности в
различных жизненных

Р 3, Темы: 3.2; Р 4, Темы:
4.2;

Тип оценочных
мероприятий
- Кейс-задание;
- Старт-задание;
- Задание исследование;
- Задание эксперимент;
- Фронтальный опрос;
- Защита алгоритма
оказания первой помощи;
- Защита презентаций;
- Тестирование;
- Тест-задание;
- Защита работ прикладного
модуля
- Выполнение заданий на
дифференцированном зачете

32

ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и команде

ОК 06 Проявлять гражданско
патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07 Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства
физической для сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ПК 3.2. Организовывать
работу коллектива
исполнителей на основе
принципов организации
труда, этических и правовых
норм в сфере
профессиональной
деятельности.

Р 1,
Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6; Р
3,
Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6,
4.7 Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6; Р
1 П-о/c,
Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с,
Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3,
3.4,3.5,3.6; Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6,
4.7 Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5; Р 1
П-о/c, Р 2
П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с, Р
5П-о/с
Р 1,
Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5; Р 3,
Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 1 П-о/c,
Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с,
Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1; Р 2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5; Р 3,
Темы:3.1,3.3, 3.4,3.5,3.6; Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6,
4.7 Р 5,
Темы:5.3,5.4,5.5,5.6; Р 1 По/c, Р 2 П
о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с, Р 5По/с

33

Темы для индивидуального проекта по предмету ОБЖ
1. Безопасность в городской среде.
2. Здоровье человека и образ жизни.
3. ЧС природного характера наиболее вероятные для данной местности и района
проживания
4. Терроризм как основная социальная опасность современности.
5. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной
местности и района проживания.
6. Основные направления личного поведения в повседневной жизни, способствующие
формированию негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и
наркотиков.
7. Личная практическая подготовка в формировании умений в оказании первой
помощи при несчастных случаях.
8. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
9. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
10. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
11. Символы воинской чести.
12. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
13. Оказание первой помощи при бытовых травмах
14. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
15. Взаимодействие человека и среды обитания.
16. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в
современном обществе.
17. Космические опасности: мифы и реальность
18. Духовность и здоровье семьи.
19. Здоровье родителей — здоровье ребенка.
20. Безопасность культурно-массовых мероприятий
21. Алкоголь разрушает личность
22. Социальные последствия вредных привычек и пути профилактики
23. Деятельность учреждений культуры в формировании ЗОЖ
24. Деятельность учреждений культуры в профилактики зависимостей
25. Разработчики:

___________________
(место работы)

___________________
(место работы)

__________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

_________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:
____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».