Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОБЖ хт тт эхт_2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности: 51.02.01. Народное художественное творчество
(по видам)

Екатеринбург
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего

профессионального

образования

(далее

-

СПО):

51.02.01

Народное

художественное творчество (по видам).

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Букина М,В. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 51.02.01 Народное художественное творчество (по
видам).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке специалистов указанной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к
обязательной части циклов ОПОП общеобразовательного цикла.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Основы
безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих
целей:
- формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз.
1.4. Задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
- формирование понимания основных процессов политического
развития; роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных государственных традиций;
- развитие умения ориентироваться в современной экономической,
политической и правовой ситуации в России, в мире;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-формирование гражданско-патриотической позиции и осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно– нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений;
-приобретение знаний стандартов антикоррупционного поведения;
-формирование навыков по сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменениях климата, принципы
бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
4

-приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи
и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
-формирование умений искать, анализировать и обрабатывать
информацию с учётом профессиональной направленности;
-подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и
модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта
деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или
специальностей, получаемых в профессиональных образовательных
организациях;
-подготовка к формированию общих компетенций будущего
специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданскопатриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной
и нестандартной ситуациях, проектирования, эффективного и безопасного
использования различных технических устройств, соблюдения правил
охраны труда.
Особенность формирования совокупности задач изучения ОБЖ для
системы среднего профессионального образования заключается в
необходимости реализации профессиональной направленности решаемых
задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
-способы безопасного поведения в цифровой среде;
-основы безопасного, конструктивного общения и , уметь различать
опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального
характера;
-роль государства в противодействии терроризму;
-порядок действий при объявлении разного уровня террористической
опасности;
-порядок действий при угрозе совершения террористического акта;
совершении террористического акта; проведении контртеррористической
операции;
-основы государственной политики в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и
основных принципов организации Единой системы предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области;
-основы государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- основы обороны государства и воинской службы;
- действия при сигналах гражданской обороны
- порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

5

-правила безопасного поведения на транспорте, уметь применять их на
практике, знать о порядке действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
-способы безопасного поведения в природной среде;
-основы пожарной безопасности;
-права и обязанности граждан в области пожарной безопасности,
-принципы оказания первой помощи.
-необходимые действия при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера
- меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний,
сохранения психического здоровья;
- порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных
местах, на транспорте, в природной среде;
-права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
-различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера;
-различать приемы вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им;
- предупреждать опасные явления и противодействовать им;
- применять правила безопасного поведения на практике
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 77 часа.
− самостоятельной работы – 35 часов.

6

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− лабораторные занятия
− самостоятельная работа студентов
− профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
− теоретическое обучение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
112
77
56
14
35
4
4

7

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые образовательные результаты обучения
Общие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;

- сформировать представления о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде);
владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных
ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных
и чрезвычайных ситуациях

8

ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности

выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом

- проявить нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном
взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в
цифровой среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в
цифровой
среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в
деструктивную
деятельность)
и
противодействовать им

9

ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной
сфере,
использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях

назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;

- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического здоровья; сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера;
- сформировать представления о роли
России в современном мире;
угрозах
военного
характера;
роли
Вооруженных Сил Российской Федерации
в
10

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
коллективе и команде

работать

в

- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;

обеспечении мира; знать основы обороны
государства и воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знать
действия при сигналах гражданской
обороны

знать
основы
безопасного,
конструктивного общения,
- уметь различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера;
- уметь предупреждать опасные явления и
противодействовать им

11

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения

- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;

- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
знать
основы
безопасного,
конструктивного общения, уметь
различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе
криминального
характера;
умение
предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
- сформировать представления об опасности
и негативном влиянии на жизнь личности,
общества,
государства
экстремизма,
терроризма; знать роль государства в
противодействии
терроризму;
уметь
различать
приемы
вовлечения
в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность и противодействовать им;
12

- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

знать порядок действий при объявлении
разного
уровня
террористической
опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической
операции;
- сформировать представления о роли
России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных
Сил Российской Федерации в обеспечении
мира; знать основы обороны государства и
воинской службы; прав и обязанностей
гражданина в области гражданской
обороны; знать действия при сигналах
гражданской обороны;
- знать основы государственной политики в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
различного
характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных
ситуаций,
прав
и
обязанностей гражданина в этой области;
- знать основы государственной системы,
российского
законодательства,
направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформировать
представления о роли государства, общества
и личности в обеспечении безопасности

13

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

сформировать
представления
о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде,
в социуме, в цифровой среде); владеть
основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
- сформировать представления о важности
соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знать правила
безопасного поведения на транспорте, уметь
применять их на практике, знать о порядке
действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
- знать о способах безопасного поведения в
природной среде; уметь применять их на
практике; знать порядок действий при
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера; сформировать представления об
экологической безопасности, ценности
бережного
отношения
к
природе,
разумного природопользования;
- знать основы пожарной безопасности;
уметь применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на транспорте,
в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной
безопасности
14

ОК 08. Использовать средства
физической культуры для сохранения
и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности

ПК 1.4
Анализировать состояние социальнокультурной ситуации в регионе и
учреждении культуры

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
- понимать и организовывать работу во время пандемии,
чрезвычайных ситуаций и т.д.
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;

- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического здоровья; сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера

- уметь соблюдать правила безопасного
поведения в быту и трудовой деятельности
в целях сохранения своего здоровья и
окружающих людей; учитывать опасность
воздействия на живые организмы вирусов,
понимая смысл показателя предельной
допустимой концентрации
15

ПК 1.8
Организовывать работу с коллективом
исполнителей на основе принципов
организации труда, этических и
правовых норм в сфере
профессиональной деятельности

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
- понимать и организовывать работу во время пандемии,
чрезвычайных ситуаций и т.д.
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;

- уметь соблюдать правила безопасного
поведения в быту и трудовой деятельности
в целях сохранения своего здоровья и
окружающих людей; учитывать опасность
воздействия на живые организмы вирусов,
понимая смысл показателя предельной
допустимой концентрации

16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и
тем
1
Основное содержание
Раздел 1. Мир опасностей
современной молодежи
Тема
1.1
В
чем
особенности
картины
опасностей
современной
молодежи

Тема 1.2 Как
опасности развития

ОБЖ__________

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2

Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в
системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять
вред людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие,
опасность как процесс 1) накопления отклонений от нормального
состояния или процесса; 2) инициирование негативной
способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных
факторов; 4) локализация/прекращение действия негативных факторов;
предметное действие: моделирование поля опасностей на примере
современной молодежи;
правило действия : чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых элемент системы человек – среда обитания
становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и
классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей)
выявить Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12

ОК 01; ОК 02, ОК
04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2
17

Тема 1.3. Как выявить и
описать
опасности
на
дорогах

Тема 1.4. Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
пожара
в
общественном месте

объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных
условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни
Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения
Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в
развитии
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять
вред людям и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

2

ОК 04; ОК 07

2

18

определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –
общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)
Тема 1.5 Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Тема 1.6
студентов

По

выбору

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте
предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии)
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм

Раздел 2 Методы оценки
риска
Тема 2.1
опасности

Как

измерять

2

2

2

Комбинированное занятие
Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1)
вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба
для объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе

ОК 1; ОК 02; ОК
04;
ОК 07;

2

12
Содержание учебного материала

ОК 04; ОК 07;

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07;

2
19

Тема 2.2. Как
риски на дорогах

оценить

Тема 2.3 Как оценить риски
в ситуации пожара в
общественном месте (ЧС)

социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм расчета риска по формуле
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для
участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью от опасных факторов пожара (ожоги, отравление угарным
газом, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий
воздействия опасных факторов пожара на посетителей для

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;

2

20

Тема 2.4. Как оценить риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном месте (ЧС)

Тема 2.5 Как оценить риски
для
здоровья
в
подростковом возрасте

разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном
месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и 2) тяжести его
ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая, ранения,
гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
(по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных
факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для
разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей
алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности
заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервнопсихологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба
жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08

2

21

Тема 2.6 Как оценить риск
реализации
ситуации,
актуальной
для
обучающихся

Раздел
3.
Защита
населения и территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
Тема 3.1 Понятие о защите
от опасности

формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора
мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать
вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его
последствий
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: риск в…
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия:
Алгоритм

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения
уровня и продолжительности действия опасностей на человека
(природу). Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо
снизить негативное влияние источников опасности (сокращением
значения риска и размеров опасных зон), его выведением из опасной
зоны; применением экобиозащитной техники и средств индивидуальной
защиты
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от
опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации,

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

12

ОК 02; ОК 03; ОК
04;
ОК 07; ОК 08

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

22

Тема 3.2 Как снизить риски
для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый
образ жизни

Тема 3.3 Как защититься от
опасностей на дорогах

Тема 3.4. Как безопасно
вести себя в ситуации

необходимо
подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/ доступность+функциональность/ средства индивидуальной
защиты, модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из
опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям
оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

ОК 3; ОК 04; ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07
23

пожара
месте

в

общественном

Тема 3.5 Как безопасно
вести себя в ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)

Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и
методы снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет
выведения объекта защиты из опасной зоны, применения средств
пожаротушения и индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни
и здоровья в условиях пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных
факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения
Алгоритм

Раздел 4 Основы военной
службы
Тема 4.1. История создания

2

2

2

12

Содержание учебного материала

ОК 04; ОК 07

2

ОК 01; ОК 02; ОК
03;
ОК 04; ОК 06; ОК
08
ОК 06; ОК 08
24

Вооруженных Сил России

Тема 4.2 Основные понятия
о воинской обязанности

Тема 4.3 Основные понятия
о
психологической
совместимости
членов
воинского
коллектива
(экипажа, боевого расчета).
Тренинг бесконфликтного
общения и саморегуляции
Тема
4.4
Как
стать
офицером РА. Основные
виды
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
Тема
4.5
подготовка

Строевая

Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии
и Флота.

2
2

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в
период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного
общения в условиях военной службы.
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой
стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одношереножного

ОК 03; ОК 06; ОК
08

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

2

2

ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08

2
2

ОК 04; ОК 06; ОК
08

2

25

Тема
4.6
Огневая
подготовка.
Порядок
неполной
сборки
и
разборки ММГ АК-74

строя в двухшереножный строй и обратно. Движение строевым шагом.
Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения
торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие
в движении.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах
безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и
полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов
автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб

Раздел
5
Основы
медицинских знаний
Тема 5.1. Помощь при
состояниях
вызванных
нарушением сознания

Тема 5.2. Первая помощь
при
неотложных
состояниях:
закон
и
порядок
оказания.
Алгоритм
помощи
пострадавшим при ДТП и
ЧС

2

2

12
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125,
Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.

ОК 04; ОК 06; ОК
08

2

ОК 02; ОК 04; ОК
07;
ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 7

2
2

ОК 02; ОК 04; ОК
07

2

26

Тема
5.3.
Алгоритм
помощи при кровотечениях
и ранениях

Тема
5.4.
Оказание
помощи
подручными
средствами в природных
условиях

Тема 5.5. Помощь при
воздействии температур на
организм
человека.
Способы самоспасения.

Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Содержание учебного материала

2

ОК 04; ОК 07

Практическое занятие
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и
дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
Содержание учебного материала

Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 6
Безопасность в профессиональной деятельности работника культуры
Безопасность культурной
Основное содержание. Здоровье -основа качественной жизни.
среды
Профессиональные заболевания работников сферы культуры и их
профилактика. Профессиональные риски. Факторы эмоционального
выгорания у работников культуры.
Теоретическое обучение. Обеспечение безопасности проведения
культурно-массовых мероприятий. Требования к антитеррористической
защищенности. Меры по обеспечению безопасности мест проведения
КМП. Пожарная безопасность.

2
2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07; ОК
08

2

6
4

ОК 02; ОК 04;
ОК 06; ОК 07;
ПК…

2

27

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

2
112

28

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: реализация программы
дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности
жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется
особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и
практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
●
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов,
схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения
безопасной жизнедеятельности населения и др.);
●
тренажеры для отработки навыков оказания сердечнолегочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения
действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботытренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.;
●
тренажер - манекен взрослого для отработки приемов
удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;
●
имитаторы ранений и поражений;
●
образцы
средств
первой
медицинской
помощи:
индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий;
аптечка
индивидуальная
АИ-2;
комплект
противоожоговый;
индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная;
носилки плащевые;
●
образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз
ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный
костюм и оборудования: общевойсковой прибор химической разведки,
компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
●
макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и
муляжи;
●
образцы средств пожаротушения (СП);
●
макет автомата Калашникова;
●
электронный стрелковый тренажер
Технические средства обучения:
●
персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
●
мультимедийный проектор;
●
интерактивная доска
●
Выход в локальную сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной
дисциплины
представлены
в
методических
рекомендациях по организации обучения.
Основные печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.
Основы безопасности
жизнедеятельности:
учебник
для
студентов
профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2021. – 368 c.
2. Смирнов
А.Т.,
Хренников
Б.О.
Основы
безопасности
жизнедеятельности: учебник 10-11 класс. – М.: Издательство
«Просвещение», 2021. – 253 с.
3.2. Электронные издания
1. http://www.mvd.ru сайт МВД РФ
2. http://www.mil.ru сайт Министерство обороны Российской
Федерации
3. http://www.fsb. ru сайт ФСБ РФ
4. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России)
5. http://www.minzdrav.gov.ru
Министерство
здравоохранения
Российской Федерации
6. http://www.rostrud.gov.ru Федеральная служба по труду и занятости
(Роструд)
7. http://www. rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в
сфере
защиты
прав
потребителей
и
благополучия
человека
(Роспотребнадзор)
8. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
9. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
10. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
11. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
12. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
13. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание
по основам безопасности жизнедеятельности
14. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
30

15. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm
Автономное существование в природе – детям
16. http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант
Плюс»
17. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант»
18. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
19. http://www.mspbsng.org
Межгосударственный
совет
по
промышленной безопасности
20. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)
21. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
22. http://ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия
3.3. Дополнительные источники
1. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы
безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.:
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021. – 414 с.
2. Ким С.В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности.
10-11 классы: базовый уровень. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ,
2022. – 400 с.
3. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы
безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый уровень. – М.: ДРОФА,
2020. – 256 с.
4. Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева M.B., Мишин Б.И. Основы
безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). 10 класс / Под ред.
Воробьёва Ю.Л. – М.: АСТ. 2019. – 268 с.
5. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы
безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень. – М.:
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2021. – 416 с.
6. Смирнов
А.Т.,
Хренников
Б.О.
Основы
безопасности
жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
(базовый уровень). 10-11 классы. / Под ред. Смирнова А.Т. – М.:
Издательство «Просвещение», 2019 – 272 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Практикум [Электронный
ресурс]: учебное пособие / [В. А. Бондаренко [и др.]. – Москва: РИОР:
ИНФРА-М, 2019. – 150 с. https://new.znanium.com/catalog/product/995045
8. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях
[Электронный ресурс]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих программы СПО / [В. А.
Бондаренко [и др.]. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
https://new.znanium.com/catalog/product/972438
9. Мурашова К., Кривец Н. Игра-тренажер «Экзамен для подростков».
– М.: Дискурс, 2020. – 160 с.
31

10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология [Электронный ресурс]:
учебное пособие
11. Барышков В.П., Гунибский М.Ш., Рыбаков О.Ю. Конфликтология:
учебное пособие для специалистов. – М.: Проспект, 2021. – 336 с.
12. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования.
Обучение выживанию: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510
13. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник /
В. С. Долгов. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-81143928-7. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. –
URL: https://e.lanbook.com/book/133903
14. Охрана труда: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова, Е. Ю.
Гузенко, Ю. Л. Курганский [и др.]. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский
ГАУ,
2019.
88
с.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1087921 (дата обращения: 11.07.2021). –
Режим доступа: по подписке.
15. Экстренная допсихологическая помощь: практическое пособие
Оказание первой помощи пострадавшим: памятка ГУМЧС России
3.4. Программное обеспечение
1. Операционная система Microsoft Windows 10
2. Пакет программ Microsoft Office Professional Plus
3. 7-zip GNULesser General Public License (свободное программное
обеспечение, не ограничено, бессрочно);
4. Интернет браузер Google Chrome (бесплатное программное
обеспечение, не ограничено, бессрочно);
5. K-Lite Codec Pack – универсальный набор кодеков (кодировщиковдекодировщиков) и утилит для просмотра и обработки аудио- и видеофайлов
(бесплатное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);
6. WinDjView – программа для просмотра файлов в формате DJV и
DjVu (свободное программное обеспечение, не ограничено, бессрочно);
Foxit Reader – прикладное программное обеспечение для просмотра
электронных документов в стандарте PDF (бесплатное программное
обеспечение, не ограничено, бессрочно).

32

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения
определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать
по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая
собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами
обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные
результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,
усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций
Общая/профессиональная
компетенция

Раздел/тема

ОК 01. Выбирать способы
решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Р 1, Темы:1.6; Р 4, Темы:4.4;
Р1П
о/c5 , Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c

ОК 02 Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Р 1,
Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6; Р
3,
Темы:3.1,3.2,3.4,3.5,3.6; Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6; Р
1 П-о/c,
Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с,
Р 5П-о/с

ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,

Р 3, Темы: 3.2; Р 4, Темы:
4.2;

Тип оценочных
мероприятий
- Кейс-задание;
- Старт-задание;
- Задание исследование;
- Задание эксперимент;
- Фронтальный опрос;
- Защита алгоритма
оказания первой помощи;
- Защита презентаций;
- Тестирование;
- Тест-задание;
- Защита работ прикладного
модуля
- Выполнение заданий на
дифференцированном зачете

33

предпринимательскую
деятельность
в профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и команде

ОК 06 Проявлять гражданско
патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07 Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства
физической для сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ПК 3.2. Организовывать
работу коллектива
исполнителей на основе
принципов организации
труда, этических и правовых

Р 1,
Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6; Р
3,
Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6,
4.7 Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6; Р
1 П-о/c,
Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с,
Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3,
3.4,3.5,3.6; Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6,
4.7 Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5; Р 1
П-о/c, Р 2
П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с, Р
5П-о/с
Р 1,
Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 Р
2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5; Р 3,
Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 1 П-о/c,
Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с,
Р 5П-о/с
Р 1, Темы:1.1; Р 2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5; Р 3,
Темы:3.1,3.3, 3.4,3.5,3.6; Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6,
4.7 Р 5,
Темы:5.3,5.4,5.5,5.6; Р 1 По/c, Р 2 П
о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с, Р 5По/с

34

норм в сфере
профессиональной
деятельности.

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».