Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОФИНГРАМ_скд_2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
по специальности: 51.02.02 Социально-культурная деятельность
(по видам)

Екатеринбург
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего профессионального образования (далее - СПО): 51.02.02 Социально-культурная
деятельность (по видам).

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Носарева А.Л. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по
видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке специалистов указанной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к
обязательной части циклов ППССЗ социально-гуманитарного цикла. Изучение
учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» при реализации
образовательных программ СПО вносит существенный вклад в формирование
общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена в рамках осваиваемой профессии или специальности. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК-1, ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-5, ОК -7.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Целью изучения основ финансовой грамотности в организациях среднего
профессионального образования является освоение знаний о финансовой
жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых
продуктах, финансовых рисках, способах получения информации,
позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать
индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных
альтернатив.
1.4. Задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Ключевыми задачами изучения финансовой грамотности с учётом
преемственности с основной школой являются:
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать финансовую информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач;
формирование представлений о грамотном финансовом поведении,
включая типичные стратегии, действия, связанные с осуществлением
социальных ролей в финансовой сфере жизнедеятельности человека;
4

совершенствование опыта применения полученных финансовых
знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных
фактов, поведения людей и собственных поступков с учётом
профессиональной
направленности
организации
среднего
профессионального образования.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часа.
− самостоятельной работы – 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− практические занятия
− самостоятельная работа студентов
- профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
- теоретическое обучение
- практическое обучение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
80
56
29
15
24
12
2
10

5

Код и
наименование
формируемых
компетенций

ОК 01.
Выбирать
способы
решения задач
профессионал
ьной
деятельности
применительн
о к различным
контекстам

ОК 02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа и
интерпретаци
и
информации,
и
информацион
ные
технологии
для
выполнения
задач

Планируемые результаты освоения дисциплины
Знать

Уметь

- определять задачу в профессиональном
и/или социальном контексте, в контексте
личностного развития и управления
финансовым благополучием;
- анализировать задачу и выделять её
составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и отбирать информацию,
необходимую для решения задачи;
- составлять план действий;
- определять необходимые ресурсы;
- оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
- определять задачи для сбора информации;
- планировать процесс поиска информации и
осуществлять выбор необходимых источников;
- структурировать
получаемую
информацию;
- оценивать практическую значимость
результатов поиска;
- оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- использовать различные цифровые средства
при решении профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия.

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач в
профессиональном и социальном контексте, в контексте личностного
развития и управления финансовым благополучием;
этапы планирования для решения задач;
алгоритмы
выполнения
работ
в профессиональной и
смежных областях;
- критерии оценки результатов принятого решения
в
профессиональной деятельности, для личностного развития и
достижения финансового благополучия

информационные источники,
применяемые
в
профессиональной деятельности; для решения задач личностного
развития и финансового благополучия;
формат
представления
результатов
поиска
информации,
- современные средства и устройства информатизации;
- возможности использования различных цифровых средств при
решении профессиональных
задач, задач личностного развития и
финансового благополучия

6

профессионал
ьной
деятельности
ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессионал
ьное и
личностное
развитие,
предпринимат
ельскую
деятельность в
профессионал
ьной сфере,
использовать
знания по
правовой и
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

- определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной деятельности, для ведения
предпринимательской деятельности и
личного финансового планирования;
- определять и выстраивать траектории
профессионального и личностного развития;
-осуществлять наличные и безналичные
платежи, сравнивать различные способы
оплаты товаров и услуг, соблюдать требования
финансовой безопасности;
- учитывать инфляцию при решении
финансовых задач в профессии, личном
планировании;
- производить расчеты по валютно- обменным
операциям;
-планировать личные доходы и расходы,
принимать финансовые решения, составлять
личный бюджет;
- использовать разнообразие финансовых
инструментов для управления личными
финансами в целях
достижения
финансового благополучия, с учетом
финансовой безопасности;
- выявлять сильные и слабые стороны бизнесидеи;
- грамотно проводить презентацию идеи
открытия собственного дела в области
профессиональной деятельности;
- определять источники финансирования для
реализации бизнес-идеи;

- актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую
профессиональную деятельность, предпринимательство и личное
финансовое планирование;
возможные
траектории профессионального развития
и самообразования;
-различие между наличными и безналичными платежами, порядок
использования их при оплате покупки;
понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в
профессии, личном планировании;
понятие иностранной валюты и валютного курса;
-структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и
семейного бюджета;
особенности различных банковских и страховых продуктов и
возможности
их
использования
в
профессиональной,
предпринимательской деятельности и для управления личными
финансами;
базовые характеристики и риски основных финансовых
инструментов для предпринимательской деятельности и управления
личными финансами;
систему и полномочия государственных органов в сферах
профессиональной деятельности, предпринимательской деятельности и
защиты прав потребителей;

7

- производить основные финансовые
расчеты в сферах предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов;
- оценивать финансовые риски, связанные
с осуществлением предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов;
ОК 04.
- работать в коллективе и команде;
Эффективно
- взаимодействовать с коллегами,
взаимодейство руководством, клиентами, в ходе
вать и
профессиональной и
работать в
предпринимательской деятельности
коллективе и
команде
ОК 05.
- грамотно излагать свои мысли,
Осуществлять формулировать собственное мнение,
устную и
обосновывать свою позицию в учебных и
письменную
практических ситуациях;
коммуникаци - проявлять толерантность в коллективе;
ю на
- оформлять документы, связанные с
государственн профессиональной деятельностью и деловой
ом языке
коммуникацией,
на государственном языке
Российской
РФ
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 07.
- соблюдать нормы экологической
Содействовать безопасности;
сохранению
- определять направления
окружающей
ресурсосбережения в рамках

- особенности работы в малых и больших группах, работы в команде,
организации коллективной работы;
- принципы организации проектной деятельности

принципы взаимодействия в коллективе;
правила оформления документов и
сообщений на государственном языке РФ

построения

устных

- правила экологической безопасности;
- принципы бережливого производства

8

среды,
ресурсосбереж
ению,
применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ПК 1.7.
Осуществлять
предпринимат
ельскую
деятельности
в социальнокультурной
сфере.

профессиональной деятельности по профессии
(специальности), осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства

- принципы составления сметы расходов;
- формы организации предпринимательской
деятельности;
- методику бизнес-планирования;

- анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов, бизнесплан, организовывать, анализировать и оценивать работу коллектива
исполнителей, учреждений (организаций) культуры, использовать
рекламу популяризации учреждения (организации) культуры и его
услуг

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем

Основы финансовой грамотности_____

Содержание учебного материала

1
2
Введение в курс финансовой грамотности.
Потребности и ресурсы. Финансовые цели. Финансовое благополучие и финансовые риски. Финансовые решения.
Финансовое поведение. Финансовая культура
Раздел 1. Деньги и операции с ними
Тема 1.1. Деньги и платежи
Основное содержание учебного материала
Роль и функции денег. Виды современных денег, их основные характеристики.
Денежная система. Покупательная способность денег. Инфляция. Основные риски,
связанные с использованием денег. Возможности и ограничения использования иностранной
валюты. Валютный курс
Платежи и расчеты. Поставщики платежных услуг. Платежные агенты. Платежные
системы. Основные платежные инструменты: банковский счет, мобильный и интернет-банк,
дебетовая, кредитная банковские карты, электронный кошелек. Риски при использовании
различных платежных инструментов. Подтверждение расчетов
В том числе практических занятий
Влияние инфляции на финансовые возможности человека.Издержки
проведения платежей разного вида. Признаки подлинности и
платежности банкнот и монет (дизайн, применяемые технологии,
используемые материалы)
Тема 1.2. Покупки и цены

Основное содержание учебного материала
Выбор товаров и услуг. Обязательная информация о товаре (услуге). Поставщики товаров и
услуг. Агрегаторы и маркетплейсы. Цена товара. Дифференциация цен. Ценовая
дискриминация. Программы лояльности (дисконтные карты, скидки, бонусы, кэшбек).
Варианты оплаты (разные виды денег; оплата в момент получения, предоплата, покупка в
кредит, рассрочка, подписка). Роль рекламы и других способов продвижения товаров и услуг
продавцами. Возврат товара после покупки
В том числе практических занятий
Расчет полной цены. Выбор
наилучшего предложения. Стоимость товара с учетом скидок и рекламных акций. Влияние
неценовых факторов на совершение покупки (состав,
используемые материалы и технологии, ценности бренда и др.)

Объем
часов

3

Формируемые общие
компетенции и
профессиональные
компетенции
4

2
16
8
2

2

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

4
4

4

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2
2

10

Тема 1.3. Безопасное
использование денег

Основное содержание учебного материала
Финансовая безопасность в сфере денежного обращения и покупок. Выбор добросовестного
поставщика финансовых услуг. Персональные данные, их значение для безопасного
использования денег. Основы безопасного пользования банкоматами. Безопасность
денежных операций в цифровой среде. Техники социальной инженерии, включая фишинг, и
способы защиты. Правила возмещения средств, несанкционированно списанных со счета
В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)
Профильная направленность

4

2

2
2

Ориентация на
профиль

Выбор надежного интернет-магазина. Алгоритм безопасного
использования платежных инструментов . Признаки типичных ситуаций
финансового мошенничества в различных
сферах профессиональной деятельности

Раздел 2. Планирование и управление личными финансами
Тема 2.1. Личный и семейный Основное содержание учебного материала
бюджет, финансовое
Постановка финансовых целей (краткосрочные и долгосрочные финансовые цели, принцип
планирование
SMART, выбор способов и контроль достижения финансовой цели). Человеческий и
финансовый капитал. Виды доходов и расходов. Принципы ведения личного и семейного
бюджета
В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)

14
3
1
2

Профильная направленность

Тема 2.2. Личные сбережения

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Планирование личного бюджета и оценка его выполнения. Возможности для повышения
дохода с учетом особенностей своейпрофессии/специальности

2

Основное содержание учебного материала

4

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

11

Цели сбережений. Изменение стоимости денег во времени. Основные формы сбережений:
наличные деньги, банковские счета и их виды. Доходность банковских вкладов. Простые и
сложные проценты. Влияние инфляции на процентный доход. Сейфовые ячейки. Риски для
сбережений и пути их минимизации. Система страхования вкладов
В том числе практических занятий
Безопасное использование сберегательных инструментов. Выбор добросовестного
поставщика финансовых услуг. Выбор банка и оценка доходности банковского вклада. Анализ
необходимости и требуемого объема сбережений.
Тема 2.3. Кредиты и займы

Основное содержание учебного материала
Цели заимствований. Проценты по кредитам и займам. Неустойки. Регулирование процентови
неустоек. Основные инструменты заимствования.
Банковский кредит. Принципы кредитования. Виды кредитов. Условия кредитования. Формы
обеспечения возвратности кредита. Кредитный договор.
Риски использования кредитов и займов и пути их минимизации. Страхование
при кредитовании. Взыскание долгов. Кредитная
история. Кредитные каникулы.
Реструктуризация и рефинансирование кредита. Личное банкротство
В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)

2
2
2

3

1

2

Безопасное использование кредитных инструментов. Выбор добросовестного
поставщика финансовых услуг. Выбор оптимальных условий заимствования
Тема 2.4. Безопасное
управление личными
финансами

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Основное содержание учебного материала

4

Финансовая безопасность и цифровая среда в сфере личных финансов. Оптимизация личного
и семейного бюджета с учетом обеспечения безопасности.
Удаленное банковское
обслуживание. Дистанционное управление личными финансами
В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)

2
2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Профильная направленность

12

Управление личным бюджетом. Моделирование семейного бюджета в условиях как
дефицита, так и избытка доходов Возможности и ограничения льготных программ банков с
учетом особенностей своей профессии, иных факторов (вклады и кредиты для молодежи,
программистов, семей с детьми)

Раздел 3. Риск и доходность
Тема 3.1. Инвестирование

Тема 3.2. Страхование

12
Основное содержание учебного материала
Цели и риски инвестирования. Ликвидность и доходность инвестиций. Взаимосвязь
доходности и риска. Основные инвестиционные продукты и их базовые характеристики.
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Формирование инвестиционного портфеля.
Диверсификация. Мошенничество в сфере инвестиций, способы защиты от него.
Особенности финансовых пирамид
В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)
Стратегия инвестирования. Базовые принципы формирования инвестиционного портфеля.

4

Основное содержание учебного материала
Страхование как один из способов управления рисками. Виды страхования: личное
страхование, имущественное страхование, страхование гражданской ответственности.
Основные виды страховых продуктов
В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)

4

Профильная направленность

2

2

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2
2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Безопасное использование страховых продуктов. Выбор добросовестного поставщика
страховых услуг. Страхование как способ обеспечения безопасности в
профессиональной деятельности. Специфика страхования в разных профессиях
(профессиональные
страховые продукты)

Тема 3.3.
Предпринимательство

Профильная направленность
Основное содержание учебного материала

4

13

Раздел 4. Финансовая среда
Тема 4.1. Финансовые
взаимоотношения с
государством

Роль предпринимательства в жизни человека и общества. Условия развития стартапов и
малого бизнеса. Формы ведения предпринимательской деятельности и их основные
характеристики. Возможные источники финансирования малого бизнеса

2

В том числе практических занятий
Требования для открытия собственного бизнеса и алгоритм действий

2
1

Базовые финансовые показатели бизнеса: выручка, постоянные и
переменные издержки, прибыль. Анализ бизнес-идей и рисков, связанных с ними, с учетом
особенностейсвоей профессии/специальности.

1

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 3.1

10
Основное содержание учебного материала

6

Роль налогов, налоговой и социальной политики государства для экономики страны иличного
благосостояния граждан. Налоги физических лиц. Налоговые вычеты и льготы.

2

Пенсионная система России. Социальная поддержка граждан. Возможности инициативного
бюджетирования

2

В том числе практических занятий

2

Применение налоговых вычетов для увеличения дохода

1

Профильная направленность

1

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Основные цифровые сервисы государства для граждан. Налоги и пенсионное обеспечение для
самозанятых и ИП. Специфика налогообложения и пенсионного обеспечения в
разных профессиях (профессиональные налоговые вычеты длятворческих профессий)

Тема 4.2. Защита прав
граждан в финансовой сфере

Основное содержание учебного материала
Основные права граждан в финансовой сфере и формы их защиты. Задачи и полномочия

Банка России, других государственных органов в сфере защиты прав потребителей
финансовых
услуг.
Досудебное
и
судебное
урегулирование
споров.
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Особенности защиты
прав потребителей в цифровой среде.

4

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

14

В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности)

2

Типичные ситуация нарушения прав граждан в финансовой сфере. Алгоритм действий при
нарушении прав граждан в финансовой сфере.
Зачет

2
Итого

56

15

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Освоение программы дисциплины «Основы финансовой грамотности»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации,
реализующей образовательную программу среднего общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию
по
финансовой
грамотности,
создавать
презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят:
●
информационно-коммуникационные средства;
●
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
●
библиотечный фонд кабинета;
●
рекомендованные мультимедийные пособия.
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной
дисциплины ««Основы финансовой грамотности»», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях. Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен
энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой
литературой по вопросам финансовой грамотности.
В процессе освоения программы учебной дисциплины ««Основы финансовой
грамотности»» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным
учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям,
практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше 5 лет с момента издания.

2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся
должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения
дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая
собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения
и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по
дисциплине) и ФГОС СПО.
Результаты обучения

Критерии оценки

Знать:
- актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
работаешь и живешь;
- основные источники информации и
ресурсы для решения задач в
профессиональном и социальном
контексте;
- алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
- критерии оценки результатов
принятого решения в
профессиональной
деятельности, для личностного
развития и достижения финансового
благополучия;
- информационные источники,
используемые в профессиональной
деятельности; для решения задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- формат представления результатов
поиска информации;
- возможности использования
различных цифровых средств при
решении
профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- актуальную нормативно-правовую
базу, регламентирующую
профессиональную деятельность,
предпринимательство и личное
финансовое планирование;

Оценка результатов
устного опроса;
- демонстрирует знания
особенностей
профессионального и социального Оценка результатов
контекста;
практической работы;
- ориентируется в источниках
информации и ресурсах для решения Оценка результатов
задач в профессиональном и
тестирования;
социальном контексте;
- способен сформулировать алгоритм Самооценка своего
выполнения работ в
знания,
профессиональной
и смежных
осуществляемая
областях;
обучающимися;
- может назвать критерии оценки
результатов принятого решения в
Экспертное
профессиональной деятельности, для наблюдение за ходом
личностного развития и достижения выполнения учебных
финансового благополучия;
заданий
- может объяснить, как пользоваться
цифровыми средствами при решении
профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- демонстрирует знания о том, как
представлять результаты поиска
информации;
- может охарактеризовать
возможности различных цифровых
средств, используемых
для
решения профессиональных задач,
задач личностного развития и
финансового благополучия;
- ориентируется в нормативноправовой базе, регламентирующей
профессиональную деятельность,

Методы оценки

- возможные траектории
предпринимательство и личное
профессионального развития и
финансовое планирование;
самообразования;
- способен определить возможные
-различие между наличными и
траектории профессионального
безналичными платежами, порядок
развития и самообразования;
использования их при оплате покупки; способен определить наиболее
- понятие инфляции, ее влияние на
подходящие способы оплаты товаров
решение финансовых задач в
и услуг в конкретных ситуациях;
профессии, личном планировании;
- демонстрирует понимание влияния
- понятие иностранной валюты и
инфляции на решение финансовых
валютного курса;
задач в профессии, личном
-структуру личных доходов и расходов, планировании
правила составления личного и
- демонстрирует понимание
семейного бюджета;
валютных курсов и порядка
- особенности различных банковских проведения расчетов по обмену
продуктов и возможности их
одной валюты на другую;
использования в профессиональной,
- демонстрирует понимание правил
предпринимательской деятельности и составления личного и семейного
для управления личными финансами; бюджета;
- базовые характеристики и риски
- способен назвать банковские
основных финансовых инструментов продукты, описать их особенности и
для предпринимательской деятельности возможности для профессиональной,
и управления личными финансами;
предпринимательской деятельности
- систему и полномочия
и для управления личными
государственных органов в сферах
финансами;
профессиональной
- способен назвать базовые
деятельности, предпринимательской
характеристики и риски основных
деятельности и защиты прав
финансовых инструментов для
потребителей;
предпринимательской деятельности
- особенности работы в малых и
и управления личными финансами;
больших группах, работы в команде, - демонстрирует знания о
организации коллективной работы;
государственных органах и их
- принципы организации проектной
полномочиях в профессиональной и
деятельности;
предпринимательской сферах, а
- принципы взаимодействия в
также в сфере защиты прав
коллективе;
потребителей;
- правила оформления документов и
- способен охарактеризовать
построения устных сообщений на
особенности работы в малых и
государственном языке РФ;
больших группах, работы в команде,
- правила экологической безопасности; организации коллективной работы;
- принципы бережливого производства. - демонстрирует представление о
принципах организации проектной
деятельности;
- демонстрирует представление о
принципах взаимодействия в
коллективе;
- демонстрирует знание правил
оформления документов и
построения устных сообщений на
государственном языке РФ;
- демонстрирует знание правил
экологической безопасности;
- демонстрирует знание принципов
бережливого производства.
Уметь:
- определяет задачу в
Оценка результатов
- определять задачу в
профессиональном и/или
устного опроса;
профессиональном и/или социальном социальном контексте;

контексте;
- осуществляет поиск и отбор
Оценка результатов
-выявлять и отбирать информацию,
информации, необходимой для
практической работы;
необходимую для решения задачи;
решения задачи;
- составлять план действий;
- осуществляет планирование
Оценка результатов
-определять необходимые ресурсы;
действий для решения задачи;
тестирования;
- реализовывать составленный план;
определяет
ресурсы
для
- оценивать результат и последствия
решения задачи;
Самооценка своего
своих действий (самостоятельно или с - выполняет составленный план;
умения,
помощью наставника)
оценивает полученный результат;
осуществляемая
- определять задачи для сбора
определяет
задачи для
сбора обучающимися;
информации;
информации;
- планировать процесс поиска
- планирует процесс поиска
Экспертное
информации и осуществлять выбор
информации и осуществлять выбор наблюдение за ходом
необходимых источников;
необходимых источников;
выполнения учебных
- оформлять результаты поиска,
- представляет результаты поиска
пользоваться средствами
информации для
решения
информационных технологий для
профессиональных задач, задач
решения профессиональных задач,
личностного развития и финансового
задач личностного развития и
благополучия с применением
финансового
средств информационных
благополучия;
технологий;
- использовать различные цифровые
- демонстрирует умение
средства при решении
пользоваться цифровыми средствами
профессиональных задач, задач
при решении профессиональных
личностного развития и финансового задач, задач личностного развития и
благополучия;
финансового благополучия;
- определять актуальность нормативно- - использует актуальную
правовой документации в
нормативно- правовую
профессиональной деятельности, для документацию в профессиональной
ведения предпринимательской
деятельности, для ведения
деятельности и личного финансового предпринимательской деятельности
планирования;
и личного финансового
- определять и выстраивать траектории планирования;
профессионального и личностного
- планирует траектории
развития;
профессионального и личностного
- осуществлять наличные и
развития;
безналичные платежи, сравнивать
- выполняет задания по выбору и
различные способы оплаты товаров и использованию различных
услуг, соблюдать
платежных инструментов в
требования финансовой безопасности; конкретной ситуации с учетом
- учитывать инфляцию при решении
правил финансовой безопасности;
финансовых задач в профессии, личном - учитывает инфляцию при решении
планировании;
финансовых задач в профессии,
- производить расчеты по валютноличном планировании;
обменным операциям;
производит
расчеты
по
-планировать личные доходы и
валютно-обменным операциям;
расходы, принимать финансовые
- планирует личные доходы и
решения,
расходы, принимать финансовые
составлять личный бюджет;
решения, составляет личный
- использовать разнообразие
бюджет;
финансовых инструментов для
- выполняет практические задания,
управления личными финансами в
основанные на использовании
целях достижения финансового
разнообразных
финансовых
благополучия с учетом финансовой
инструментов для управления
безопасности;
личными финансами в целях
;
достижения финансового
- выявлять сильные и слабые стороны
благополучия с учетом финансовой
бизнес-идеи;
безопасности;

- грамотно проводить презентацию
- анализирует бизнес-идею;
бизнес-идеи открытия собственного
проводит презентацию бизнес-идеи
дела в области профессиональной
открытия собственного дела в
деятельности;
области профессиональной
- определять источники
деятельности;
финансирования для реализации
- предлагает возможные источники
бизнес-идеи;
финансирования
для
- производить основные финансовые реализации бизнес- идеи;
расчеты при планировании личных
- проводит финансовые расчет,
финансов;
включая анализ расходов,
- оценивать финансовые риски,
необходимых для достижения цели,
связанные с осуществлением
выполняет практические задания,
предпринимательской деятельности и основанные на ситуациях, связанных
планирования личных финансов;
с различными финансовыми
- работать в коллективе и команде;
расчетами;
- взаимодействовать с коллегами,
- проводит оценку возможных
руководством, клиентами, в ходе
финансовых рисков, связанных с
профессиональной и
осуществлением
предпринимательской деятельности;
предпринимательской деятельности
- грамотно излагать свои мысли,
и планирования личных финансов;
формулировать собственное мнение, осуществляет коммуникации в
обосновывать свою позицию в учебных соответствии с полученными
и практических ситуациях;
знаниями и практическим опытом;
- проявлять толерантность в
- взаимодействует с коллегами,
коллективе;
руководством, клиентами в
- оформлять документы, связанные с модельных ситуациях
профессиональной деятельностью и
профессиональной и
деловой коммуникацией, на
предпринимательской деятельности
государственном языке РФ;
с опорой на знания правил
- соблюдать нормы экологической
коммуникации;
безопасности;
- грамотно излагает собственную
- определять направления
точку зрения с приведением
ресурсосбережения в рамках
аргументов;
профессиональной деятельности,
- демонстрирует
толерантное
осуществлять работу с соблюдением
поведение;
принципов бережливого производства. - выполняет практические задания по
заполнению документов на
государственном языке РФ в
соответствии с примерами;
- демонстрирует
соблюдение
норм экологической безопасности;
демонстрирует понимание важности
- ресурсосбережения и определяет
направления его применения.

Информационные источники:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность:
материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.:
ВАКО, 2020. – 400 с.
2.
Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В.
Дубровская, А.Р. Елисеева. – . – 4-е изд. стер. М.: Издательский центр
«Академия», 2022. – 288 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Методические
рекомендации : учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное
образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – М. :
Издательский центр «Академия», 2020. – 96 с.
2.
Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Практикум : учеб.
пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р.
Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – 2-е изд. стер. – М. :
Издательский центр «Академия», 2022. – 128 с.
3.
Флицлер А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А.В. Флицлер, Е.А.
Тарханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 154 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Основные электронные издания
1.

Купцова Е.В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего

профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/476085.
2.

Каджаева М.Р. Электронный учебно-методический комплекс

«Финансовая грамотность»: / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева,
Е.Г. Метревели. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

Дополнительные источники (при необходимости)
1.

Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://minfin.gov.ru/.
2.

Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим

доступа: www.edu.pacc.ru.
3.

Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:

www.pfr.gov.ru
4.

Персональный навигатор по финансам Моифинансы.рф [Электронный

ресурс] – Режим доступа: https: https://моифинансы.рф/.
5.

Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа:

www.rospotrebnadzor.ru.
6.

Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности

системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный
ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru.
7.

Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://www.cbr.ru.
8.

Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим

доступа: www.nalog.ru.
9.

Федеральный методический центр по финансовой грамотности

населения [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://iurr.ranepa.ru/centry/finlit/.
10.

Финансовая культура [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://fincult.info/.
11.

Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный

ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/.
Перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают
отдельные аспекты тем, заявленных программе

Нормативно-правовая база
1.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового

дела в Российской Федерации».
2.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и

банковской деятельности».
3.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных

бумаг».
4.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге

недвижимости)».

5.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма».
6.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)».
7.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном

регулировании и валютном контроле».
8.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании

вкладов в банках Российской Федерации».
9.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных

историях».
10.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной

платежной системе».
11.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых

пенсиях».
12.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Налоговый кодекс

Российской Федерации. Ч. 2.
13.

Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии

платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».

14.

Положение Банка России от 29 июня 2021 г. № 762-П «О правилах

осуществления перевода денежных средств».

Разработчики:

___________________
(место работы)

___________________
(место работы)

__________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

_________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:
____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».