Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» (ГБПОУ СО «СКИиК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ по специальности: 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) Екатеринбург 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам). Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» Разработчик: Носарева А.Л. – преподаватель Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» Протокол №____________ от «____»__________20__ г. номер © © © © © 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 25 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1.1. Область применения примерной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов указанной специальности. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к обязательной части циклов ППССЗ социально-гуманитарного цикла. Изучение учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» при реализации образовательных программ СПО вносит существенный вклад в формирование общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в рамках осваиваемой профессии или специальности. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК -7. 1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Целью изучения основ финансовой грамотности в организациях среднего профессионального образования является освоение знаний о финансовой жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных альтернатив. 1.4. Задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Ключевыми задачами изучения финансовой грамотности с учётом преемственности с основной школой являются: овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать финансовую информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач; формирование представлений о грамотном финансовом поведении, включая типичные стратегии, действия, связанные с осуществлением социальных ролей в финансовой сфере жизнедеятельности человека; 4 совершенствование опыта применения полученных финансовых знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования. 1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа, в том числе: − обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа. − самостоятельной работы – 17 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: − теоретическое обучение − лабораторные занятия − самостоятельная работа студентов - профессионально-ориентированное содержание в том числе: - теоретическое обучение - практическое обучение Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 51 34 17 11 17 6 6 5 Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессионал ьной деятельности применительн о к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретаци и информации, и информацион ные технологии для выполнения задач Планируемые результаты освоения дисциплины Знать Уметь - определять задачу в профессиональном и/или социальном контексте, в контексте личностного развития и управления финансовым благополучием; - анализировать задачу и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и отбирать информацию, необходимую для решения задачи; - составлять план действий; - определять необходимые ресурсы; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) - определять задачи для сбора информации; - планировать процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников; - структурировать получаемую информацию; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; - использовать различные цифровые средства при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия. - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте, в контексте личностного развития и управления финансовым благополучием; этапы планирования для решения задач; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия информационные источники, применяемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия; формат представления результатов поиска информации, - современные средства и устройства информатизации; - возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия 6 профессионал ьной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессионал ьное и личностное развитие, предпринимат ельскую деятельность в профессионал ьной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях - определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; - определять и выстраивать траектории профессионального и личностного развития; -осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности; - учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; - производить расчеты по валютно- обменным операциям; -планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составлять личный бюджет; - использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия, с учетом финансовой безопасности; - выявлять сильные и слабые стороны бизнесидеи; - грамотно проводить презентацию идеи открытия собственного дела в области профессиональной деятельности; - определять источники финансирования для реализации бизнес-идеи; - актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; возможные траектории профессионального развития и самообразования; -различие между наличными и безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки; понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании; понятие иностранной валюты и валютного курса; -структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета; особенности различных банковских и страховых продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; систему и полномочия государственных органов в сферах профессиональной деятельности, предпринимательской деятельности и защиты прав потребителей; 7 - производить основные финансовые расчеты в сферах предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; - оценивать финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; ОК 04. - работать в коллективе и команде; Эффективно - взаимодействовать с коллегами, взаимодейство руководством, клиентами, в ходе вать и профессиональной и работать в предпринимательской деятельности коллективе и команде ОК 05. - грамотно излагать свои мысли, Осуществлять формулировать собственное мнение, устную и обосновывать свою позицию в учебных и письменную практических ситуациях; коммуникаци - проявлять толерантность в коллективе; ю на - оформлять документы, связанные с государственн профессиональной деятельностью и деловой ом языке коммуникацией, на государственном языке Российской РФ Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 07. - соблюдать нормы экологической Содействовать безопасности; сохранению - определять направления окружающей ресурсосбережения в рамках - особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; - принципы организации проектной деятельности принципы взаимодействия в коллективе; правила оформления документов и сообщений на государственном языке РФ построения устных - правила экологической безопасности; - принципы бережливого производства 8 среды, ресурсосбереж ению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК 3.1. Осуществлять руководство любительским творческим коллективом, досуговым формирование м (объединение м) сферы на основе современных методик профессиональной деятельности по профессии (специальности), осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства - принципы составления сметы расходов; - формы организации предпринимательской деятельности; - методику бизнес-планирования; - анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов, бизнесплан, организовывать, анализировать и оценивать работу коллектива исполнителей, учреждений (организаций) культуры, использовать рекламу популяризации учреждения (организации) культуры и его услуг 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Основы финансовой грамотности_____ Содержание учебного материала 1 2 Введение в курс финансовой грамотности. Потребности и ресурсы. Финансовые цели. Финансовое благополучие и финансовые риски. Финансовые решения. Финансовое поведение. Финансовая культура Раздел 1. Деньги и операции с ними Тема 1.1. Деньги и Основное содержание учебного материала Роль и функции денег. Виды современных денег, их основные характеристики. платежи Денежная система. Покупательная способность денег. Инфляция. Основные риски, связанные с использованием денег. Возможности и ограничения использования иностранной валюты. Валютный курс Платежи и расчеты. Поставщики платежных услуг. Платежные агенты. Платежные системы. Основные платежные инструменты: банковский счет, мобильный и интернет-банк, дебетовая, кредитная банковские карты, электронный кошелек. Риски при использовании различных платежных инструментов. Подтверждение расчетов В том числе практических занятий Влияние инфляции на финансовые возможности человека. Издержки проведения платежей разного вида. Признаки подлинности и платежности банкнот и монет (дизайн, применяемые технологии, используемые материалы) Тема 1.2. Покупки и цены Основное содержание учебного материала Выбор товаров и услуг. Обязательная информация о товаре (услуге). Поставщики товаров и услуг. Агрегаторы и маркетплейсы. Цена товара. Дифференциация цен. Ценовая дискриминация. Программы лояльности (дисконтные карты, скидки, бонусы, кэшбек). Варианты оплаты (разные виды денег; оплата в момент получения, предоплата, покупка в кредит, рассрочка, подписка). Роль рекламы и других способов продвижения товаров и услуг продавцами. Возврат товара после покупки Объем часов 3 Формируемые общие компетенции и профессиональные компетенции 4 2 8 4 1 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 2 2 2 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 10 В том числе практических занятий Расчет полной цены. Выбор наилучшего предложения. Стоимость товара с учетом скидок и рекламных акций. Влияние неценовых факторов на совершение покупки (состав, используемые материалы и технологии, ценности бренда и др.) 1 1 11 Тема 1.3. Безопасное использование денег Основное содержание учебного материала Финансовая безопасность в сфере денежного обращения и покупок. Выбор добросовестного поставщика финансовых услуг. Персональные данные, их значение для безопасного использования денег. Основы безопасного пользования банкоматами. Безопасность денежных операций в цифровой среде. Техники социальной инженерии, включая фишинг, и способы защиты. Правила возмещения средств, несанкционированно списанных со счета В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Профильная направленность Ориентация на Выбор надежного интернет-магазина. Алгоритм безопасного профиль использования платежных инструментов . Признаки типичных ситуаций финансового мошенничества в различных сферах профессиональной деятельности Раздел 2. Планирование и управление личными финансами Основное содержание учебного материала Тема 2.1. Личный и семейный бюджет, Постановка финансовых целей (краткосрочные и долгосрочные финансовые финансовое цели, принцип SMART, выбор способов и контроль достижения финансовой планирование цели). Человеческий и финансовый капитал. Виды доходов и расходов. Принципы ведения личного и семейного бюджета В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) 2 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 1 8 2 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 Профильная направленность Тема 2.2. Личные сбережения Планирование личного бюджета и оценка его выполнения. Возможности для повышения дохода с учетом особенностей своей профессии/специальности Основное содержание учебного материала 1 2 12 Тема 2.3. Кредиты и займы Тема Безопасное управление личными финансами 2.4. Цели сбережений. Изменение стоимости денег во времени. Основные формы сбережений: наличные деньги, банковские счета и их виды. Доходность банковских вкладов. Простые и сложные проценты. Влияние инфляции на процентный доход. Сейфовые ячейки. Риски для сбережений и пути их минимизации. Система страхования вкладов В том числе практических занятий Безопасное использование сберегательных инструментов. Выбор добросовестного поставщика финансовых услуг. Выбор банка и оценка доходности банковского вклада. Анализ необходимости и требуемого объема сбережений. Основное содержание учебного материала Цели заимствований. Проценты по кредитам и займам. Неустойки. Регулирование процентов и неустоек. Основные инструменты заимствования. Банковский кредит. Принципы кредитования. Виды кредитов. Условия кредитования. Формы обеспечения возвратности кредита. Кредитный договор. Риски использования кредитов и займов и пути их минимизации. Страхование при кредитовании. Взыскание долгов. Кредитная история. Кредитные каникулы. Реструктуризация и рефинансирование кредита. Личное банкротство В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Безопасное использование кредитных инструментов. Выбор добросовестного поставщика финансовых услуг. Выбор оптимальных условий заимствования Основное содержание учебного материала Финансовая безопасность и цифровая среда в сфере личных финансов. Оптимизация личного и семейного бюджета с учетом обеспечения безопасности. Удаленное банковское обслуживание. Дистанционное управление личными финансами В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Профильная направленность ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 1 1 2 1 1 2 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 13 Управление личным бюджетом. Моделирование семейного бюджета в условиях как дефицита, так и избытка доходов Возможности и ограничения льготных программ банков с учетом особенностей своей профессии, иных факторов (вклады и кредиты для молодежи, программистов, семей с детьми) Раздел 3. Риск и доходность 8 Тема 3.1. Инвестирование Основное содержание учебного материала Цели и риски инвестирования. Ликвидность и доходность инвестиций. Взаимосвязь доходности и риска. Основные инвестиционные продукты и их базовые характеристики. Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Формирование инвестиционного портфеля. Диверсификация. Мошенничество в сфере инвестиций, способы защиты от него. Особенности финансовых пирамид В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Стратегия инвестирования. Базовые принципы формирования инвестиционного портфеля. 2 Основное содержание учебного материала Страхование как один из способов управления рисками. Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование гражданской ответственности. Основные виды страховых продуктов В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) 2 Тема 3.2. Страхование Профильная направленность ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 1 1 1 1 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 14 Безопасное использование страховых продуктов. Выбор добросовестного поставщика страховых услуг. Страхование как способ обеспечения безопасности в профессиональной деятельности. Специфика страхования в разных профессиях (профессиональные страховые продукты) Тема 3.3. Предпринимательство Основное содержание учебного материала 4 15 Роль предпринимательства в жизни человека и общества. Условия развития стартапов и малого бизнеса. Формы ведения предпринимательской деятельности и их основные характеристики. Возможные источники финансирования малого бизнеса В том числе практических занятий Требования для открытия собственного бизнеса и алгоритм действий Профильная направленность Базовые финансовые показатели бизнеса: выручка, постоянные и переменные издержки, прибыль. Анализ бизнес-идей и рисков, связанных с ними, с учетом особенностей своей профессии/специальности. Раздел 4. Финансовая среда Основное содержание учебного материала Тема 4.1. Финансовые Роль налогов, налоговой и социальной политики государства для экономики взаимоотношения страны и личного благосостояния граждан. Налоги физических лиц. Налоговые с государством вычеты и льготы. Пенсионная система России. Социальная поддержка граждан. Возможности инициативного бюджетирования В том числе практических занятий 2 2 1 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК 3.1 6 4 1 1 2 Применение налоговых вычетов для увеличения дохода 1 Профильная направленность 1 ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 Основные цифровые сервисы государства для граждан. Налоги и пенсионное обеспечение для самозанятых и ИП. Специфика налогообложения и пенсионного обеспечения в разных профессиях (профессиональные налоговые вычеты для творческих профессий) Тема 4.2. Защита прав Основное содержание учебного материала 2 16 граждан в финансовой сфере Основные права граждан в финансовой сфере и формы их защиты. Задачи и полномочия Банка России, других государственных органов в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Досудебное и судебное урегулирование споров. Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Особенности защиты прав потребителей в цифровой среде. 1 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 17 В том числе практических занятий (с учетом профильной направленности) Типичные ситуация нарушения прав граждан в финансовой сфере. Алгоритм действий при нарушении прав граждан в финансовой сфере. Зачет Итого 1 2 34 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Освоение программы дисциплины «Основы финансовой грамотности» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по финансовой грамотности, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят: ● информационно-коммуникационные средства; ● комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; ● библиотечный фонд кабинета; ● рекомендованные мультимедийные пособия. В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплины ««Основы финансовой грамотности»», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях. Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам финансовой грамотности. В процессе освоения программы учебной дисциплины ««Основы финансовой грамотности»» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше 5 лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО. Результаты обучения Критерии оценки Знать: - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором работаешь и живешь; - основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; - информационные источники, используемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия; - формат представления результатов поиска информации; - возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; - актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; Оценка результатов устного опроса; - демонстрирует знания особенностей профессионального и социального Оценка результатов контекста; практической работы; - ориентируется в источниках информации и ресурсах для решения Оценка результатов задач в профессиональном и тестирования; социальном контексте; - способен сформулировать алгоритм Самооценка своего выполнения работ в знания, профессиональной и смежных осуществляемая областях; обучающимися; - может назвать критерии оценки результатов принятого решения в Экспертное профессиональной деятельности, для наблюдение за ходом личностного развития и достижения выполнения учебных финансового благополучия; заданий - может объяснить, как пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; - демонстрирует знания о том, как представлять результаты поиска информации; - может охарактеризовать возможности различных цифровых средств, используемых для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; - ориентируется в нормативноправовой базе, регламентирующей профессиональную деятельность, Методы оценки - возможные траектории предпринимательство и личное профессионального развития и финансовое планирование; самообразования; - способен определить возможные -различие между наличными и траектории профессионального безналичными платежами, порядок развития и самообразования; использования их при оплате покупки; способен определить наиболее - понятие инфляции, ее влияние на подходящие способы оплаты товаров решение финансовых задач в и услуг в конкретных ситуациях; профессии, личном планировании; - демонстрирует понимание влияния - понятие иностранной валюты и инфляции на решение финансовых валютного курса; задач в профессии, личном -структуру личных доходов и расходов, планировании правила составления личного и - демонстрирует понимание семейного бюджета; валютных курсов и порядка - особенности различных банковских проведения расчетов по обмену продуктов и возможности их одной валюты на другую; использования в профессиональной, - демонстрирует понимание правил предпринимательской деятельности и составления личного и семейного для управления личными финансами; бюджета; - базовые характеристики и риски - способен назвать банковские основных финансовых инструментов продукты, описать их особенности и для предпринимательской деятельности возможности для профессиональной, и управления личными финансами; предпринимательской деятельности - систему и полномочия и для управления личными государственных органов в сферах финансами; профессиональной - способен назвать базовые деятельности, предпринимательской характеристики и риски основных деятельности и защиты прав финансовых инструментов для потребителей; предпринимательской деятельности - особенности работы в малых и и управления личными финансами; больших группах, работы в команде, - демонстрирует знания о организации коллективной работы; государственных органах и их - принципы организации проектной полномочиях в профессиональной и деятельности; предпринимательской сферах, а - принципы взаимодействия в также в сфере защиты прав коллективе; потребителей; - правила оформления документов и - способен охарактеризовать построения устных сообщений на особенности работы в малых и государственном языке РФ; больших группах, работы в команде, - правила экологической безопасности; организации коллективной работы; - принципы бережливого производства. - демонстрирует представление о принципах организации проектной деятельности; - демонстрирует представление о принципах взаимодействия в коллективе; - демонстрирует знание правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке РФ; - демонстрирует знание правил экологической безопасности; - демонстрирует знание принципов бережливого производства. Уметь: - определяет задачу в Оценка результатов - определять задачу в профессиональном и/или устного опроса; профессиональном и/или социальном социальном контексте; контексте; - осуществляет поиск и отбор Оценка результатов -выявлять и отбирать информацию, информации, необходимой для практической работы; необходимую для решения задачи; решения задачи; - составлять план действий; - осуществляет планирование Оценка результатов -определять необходимые ресурсы; действий для решения задачи; тестирования; - реализовывать составленный план; определяет ресурсы для - оценивать результат и последствия решения задачи; Самооценка своего своих действий (самостоятельно или с - выполняет составленный план; умения, помощью наставника) оценивает полученный результат; осуществляемая - определять задачи для сбора определяет задачи для сбора обучающимися; информации; информации; - планировать процесс поиска - планирует процесс поиска Экспертное информации и осуществлять выбор информации и осуществлять выбор наблюдение за ходом необходимых источников; необходимых источников; выполнения учебных - оформлять результаты поиска, - представляет результаты поиска пользоваться средствами информации для решения информационных технологий для профессиональных задач, задач решения профессиональных задач, личностного развития и финансового задач личностного развития и благополучия с применением финансового средств информационных благополучия; технологий; - использовать различные цифровые - демонстрирует умение средства при решении пользоваться цифровыми средствами профессиональных задач, задач при решении профессиональных личностного развития и финансового задач, задач личностного развития и благополучия; финансового благополучия; - определять актуальность нормативно- - использует актуальную правовой документации в нормативно- правовую профессиональной деятельности, для документацию в профессиональной ведения предпринимательской деятельности, для ведения деятельности и личного финансового предпринимательской деятельности планирования; и личного финансового - определять и выстраивать траектории планирования; профессионального и личностного - планирует траектории развития; профессионального и личностного - осуществлять наличные и развития; безналичные платежи, сравнивать - выполняет задания по выбору и различные способы оплаты товаров и использованию различных услуг, соблюдать платежных инструментов в требования финансовой безопасности; конкретной ситуации с учетом - учитывать инфляцию при решении правил финансовой безопасности; финансовых задач в профессии, личном - учитывает инфляцию при решении планировании; финансовых задач в профессии, - производить расчеты по валютноличном планировании; обменным операциям; производит расчеты по -планировать личные доходы и валютно-обменным операциям; расходы, принимать финансовые - планирует личные доходы и решения, расходы, принимать финансовые составлять личный бюджет; решения, составляет личный - использовать разнообразие бюджет; финансовых инструментов для - выполняет практические задания, управления личными финансами в основанные на использовании целях достижения финансового разнообразных финансовых благополучия с учетом финансовой инструментов для управления безопасности; личными финансами в целях ; достижения финансового - выявлять сильные и слабые стороны благополучия с учетом финансовой бизнес-идеи; безопасности; - грамотно проводить презентацию - анализирует бизнес-идею; бизнес-идеи открытия собственного проводит презентацию бизнес-идеи дела в области профессиональной открытия собственного дела в деятельности; области профессиональной - определять источники деятельности; финансирования для реализации - предлагает возможные источники бизнес-идеи; финансирования для - производить основные финансовые реализации бизнес- идеи; расчеты при планировании личных - проводит финансовые расчет, финансов; включая анализ расходов, - оценивать финансовые риски, необходимых для достижения цели, связанные с осуществлением выполняет практические задания, предпринимательской деятельности и основанные на ситуациях, связанных планирования личных финансов; с различными финансовыми - работать в коллективе и команде; расчетами; - взаимодействовать с коллегами, - проводит оценку возможных руководством, клиентами, в ходе финансовых рисков, связанных с профессиональной и осуществлением предпринимательской деятельности; предпринимательской деятельности - грамотно излагать свои мысли, и планирования личных финансов; формулировать собственное мнение, осуществляет коммуникации в обосновывать свою позицию в учебных соответствии с полученными и практических ситуациях; знаниями и практическим опытом; - проявлять толерантность в - взаимодействует с коллегами, коллективе; руководством, клиентами в - оформлять документы, связанные с модельных ситуациях профессиональной деятельностью и профессиональной и деловой коммуникацией, на предпринимательской деятельности государственном языке РФ; с опорой на знания правил - соблюдать нормы экологической коммуникации; безопасности; - грамотно излагает собственную - определять направления точку зрения с приведением ресурсосбережения в рамках аргументов; профессиональной деятельности, - демонстрирует толерантное осуществлять работу с соблюдением поведение; принципов бережливого производства. - выполняет практические задания по заполнению документов на государственном языке РФ в соответствии с примерами; - демонстрирует соблюдение норм экологической безопасности; демонстрирует понимание важности - ресурсосбережения и определяет направления его применения. Информационные источники: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. 2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – . – 4-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 288 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Методические рекомендации : учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 96 с. 2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – 2-е изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2022. – 128 с. 3. Флицлер А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Флицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 154 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Основные электронные издания 1. Купцова Е.В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476085. 2. Каджаева М.Р. Электронный учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность»: / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева, Е.Г. Метревели. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. Дополнительные источники (при необходимости) 1. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/. 2. Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.pacc.ru. 3. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru 4. Персональный навигатор по финансам Моифинансы.рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: https://моифинансы.рф/. 5. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru. 6. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru. 7. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru. 8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru. 9. Федеральный методический центр по финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iurr.ranepa.ru/centry/finlit/. 10. Финансовая культура [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fincult.info/. 11. Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/. Перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных программе Нормативно-правовая база 1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». 3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». 4. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». 5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 7. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 8. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». 9. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях». 10. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». 11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. 13. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». 14. Положение Банка России от 29 июня 2021 г. № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Разработчики: ___________________ (место работы) ___________________ (место работы) __________________ _____________________ (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) _________________ _____________________ (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ (место работы) ___________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия) ____________________ (место работы) ___________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия)