Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОФИНГРАМ_нхт_2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
по специальности: 51.02.01 Народное художественное творчество
(по видам)

Екатеринбург
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего

профессионального

образования

(далее

-

СПО):

51.02.01

Народное

художественное творчество (по видам).

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Носарева А.Л. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 51.02.01 Народное художественное творчество (по
видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке специалистов указанной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к
обязательной части циклов ППССЗ социально-гуманитарного цикла. Изучение
учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» при реализации
образовательных программ СПО вносит существенный вклад в формирование
общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена в рамках осваиваемой профессии или специальности. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК-1, ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-5, ОК -7.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Целью изучения основ финансовой грамотности в организациях среднего
профессионального образования является освоение знаний о финансовой
жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых
продуктах, финансовых рисках, способах получения информации,
позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать
индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных
альтернатив.
1.4. Задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Ключевыми задачами изучения финансовой грамотности с учётом
преемственности с основной школой являются:
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать финансовую информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач;
формирование представлений о грамотном финансовом поведении,
включая типичные стратегии, действия, связанные с осуществлением
социальных ролей в финансовой сфере жизнедеятельности человека;
4

совершенствование опыта применения полученных финансовых
знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных
фактов, поведения людей и собственных поступков с учётом
профессиональной
направленности
организации
среднего
профессионального образования.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа.
− самостоятельной работы – 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− лабораторные занятия
− самостоятельная работа студентов
- профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
- теоретическое обучение
- практическое обучение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
51
34
17
11
17
6

6

5

Код и
наименование
формируемых
компетенций

ОК 01.
Выбирать
способы
решения задач
профессионал
ьной
деятельности
применительн
о к различным
контекстам

ОК 02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа и
интерпретаци
и
информации,
и
информацион
ные
технологии
для
выполнения
задач

Планируемые результаты освоения дисциплины
Знать

Уметь

- определять задачу в профессиональном
и/или социальном контексте, в контексте
личностного развития и управления
финансовым благополучием;
- анализировать задачу и выделять её
составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и отбирать информацию,
необходимую для решения задачи;
- составлять план действий;
- определять необходимые ресурсы;
- оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
- определять задачи для сбора информации;
- планировать процесс поиска информации и
осуществлять выбор необходимых источников;
- структурировать
получаемую
информацию;
- оценивать практическую значимость
результатов поиска;
- оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- использовать различные цифровые средства
при решении профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия.

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач в
профессиональном и социальном контексте, в контексте личностного
развития и управления финансовым благополучием;
этапы планирования для решения задач;
алгоритмы
выполнения
работ
в профессиональной и
смежных областях;
- критерии оценки результатов принятого решения
в
профессиональной деятельности, для личностного развития и
достижения финансового благополучия

информационные источники,
применяемые
в
профессиональной деятельности; для решения задач личностного
развития и финансового благополучия;
формат
представления
результатов
поиска
информации,
- современные средства и устройства информатизации;
- возможности использования различных цифровых средств при
решении профессиональных
задач, задач личностного развития и
финансового благополучия

6

профессионал
ьной
деятельности
ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессионал
ьное и
личностное
развитие,
предпринимат
ельскую
деятельность в
профессионал
ьной сфере,
использовать
знания по
правовой и
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

- определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной деятельности, для ведения
предпринимательской деятельности и
личного финансового планирования;
- определять и выстраивать траектории
профессионального и личностного развития;
-осуществлять наличные и безналичные
платежи, сравнивать различные способы
оплаты товаров и услуг, соблюдать требования
финансовой безопасности;
- учитывать инфляцию при решении
финансовых задач в профессии, личном
планировании;
- производить расчеты по валютно- обменным
операциям;
-планировать личные доходы и расходы,
принимать финансовые решения, составлять
личный бюджет;
- использовать разнообразие финансовых
инструментов для управления личными
финансами в целях
достижения
финансового благополучия, с учетом
финансовой безопасности;
- выявлять сильные и слабые стороны бизнесидеи;
- грамотно проводить презентацию идеи
открытия собственного дела в области
профессиональной деятельности;
- определять источники финансирования для
реализации бизнес-идеи;

- актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую
профессиональную деятельность, предпринимательство и личное
финансовое планирование;
возможные
траектории профессионального развития
и самообразования;
-различие между наличными и безналичными платежами, порядок
использования их при оплате покупки;
понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в
профессии, личном планировании;
понятие иностранной валюты и валютного курса;
-структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и
семейного бюджета;
особенности различных банковских и страховых продуктов и
возможности
их
использования
в
профессиональной,
предпринимательской деятельности и для управления личными
финансами;
базовые характеристики и риски основных финансовых
инструментов для предпринимательской деятельности и управления
личными финансами;
систему и полномочия государственных органов в сферах
профессиональной деятельности, предпринимательской деятельности и
защиты прав потребителей;

7

- производить основные финансовые
расчеты в сферах предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов;
- оценивать финансовые риски, связанные
с осуществлением предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов;
ОК 04.
- работать в коллективе и команде;
Эффективно
- взаимодействовать с коллегами,
взаимодейство руководством, клиентами, в ходе
вать и
профессиональной и
работать в
предпринимательской деятельности
коллективе и
команде
ОК 05.
- грамотно излагать свои мысли,
Осуществлять формулировать собственное мнение,
устную и
обосновывать свою позицию в учебных и
письменную
практических ситуациях;
коммуникаци - проявлять толерантность в коллективе;
ю на
- оформлять документы, связанные с
государственн профессиональной деятельностью и деловой
ом языке
коммуникацией,
на государственном языке
Российской
РФ
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 07.
- соблюдать нормы экологической
Содействовать безопасности;
сохранению
- определять направления
окружающей
ресурсосбережения в рамках

- особенности работы в малых и больших группах, работы в команде,
организации коллективной работы;
- принципы организации проектной деятельности

принципы взаимодействия в коллективе;
правила оформления документов и
сообщений на государственном языке РФ

построения

устных

- правила экологической безопасности;
- принципы бережливого производства

8

среды,
ресурсосбереж
ению,
применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ПК 3.1.
Осуществлять
руководство
любительским
творческим
коллективом,
досуговым
формирование
м
(объединение
м)
сферы на
основе
современных
методик

профессиональной деятельности по профессии
(специальности), осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства

- принципы составления сметы расходов;
- формы организации предпринимательской
деятельности;
- методику бизнес-планирования;

- анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов, бизнесплан, организовывать, анализировать и оценивать работу коллектива
исполнителей, учреждений (организаций) культуры, использовать
рекламу популяризации учреждения (организации) культуры и его
услуг

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Основы финансовой грамотности_____

Содержание учебного материала

1
2
Введение в курс финансовой грамотности.
Потребности и ресурсы. Финансовые цели. Финансовое благополучие и финансовые риски.
Финансовые решения. Финансовое поведение. Финансовая культура
Раздел 1. Деньги и операции с ними
Тема 1.1. Деньги и
Основное содержание учебного материала
Роль и функции денег. Виды современных денег, их основные характеристики.
платежи
Денежная система. Покупательная способность денег. Инфляция.
Основные риски,
связанные с использованием денег. Возможности и ограничения использования
иностранной валюты. Валютный курс
Платежи и расчеты. Поставщики платежных услуг. Платежные агенты.
Платежные
системы. Основные платежные инструменты: банковский счет, мобильный и
интернет-банк, дебетовая, кредитная банковские карты, электронный кошелек.
Риски при использовании
различных платежных инструментов. Подтверждение расчетов
В том числе практических занятий
Влияние инфляции на финансовые возможности
человека. Издержки проведения платежей разного вида.
Признаки подлинности и платежности банкнот и
монет (дизайн, применяемые технологии, используемые
материалы)
Тема 1.2. Покупки и цены Основное содержание учебного материала
Выбор товаров и услуг. Обязательная информация о товаре (услуге).
Поставщики товаров и услуг. Агрегаторы и маркетплейсы. Цена товара.
Дифференциация цен. Ценовая дискриминация. Программы лояльности
(дисконтные карты, скидки, бонусы, кэшбек). Варианты оплаты (разные виды
денег; оплата в момент получения, предоплата, покупка в кредит, рассрочка,
подписка). Роль рекламы и других способов продвижения товаров и услуг
продавцами. Возврат товара после покупки

Объем
часов
3

Формируемые общие
компетенции и
профессиональные
компетенции
4

2
8
4
1

1

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2
2

2

1

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
10

В том числе практических занятий
Расчет полной цены. Выбор
наилучшего предложения. Стоимость товара с учетом скидок и рекламных
акций. Влияние неценовых факторов на совершение покупки (состав,
используемые материалы и технологии, ценности бренда и др.)

1
1

11

Тема 1.3.
Безопасное
использование
денег

Основное содержание учебного материала
Финансовая безопасность в сфере денежного обращения и покупок. Выбор
добросовестного поставщика финансовых услуг. Персональные данные, их
значение для безопасного использования денег. Основы безопасного
пользования банкоматами. Безопасность денежных операций в цифровой
среде. Техники социальной инженерии, включая фишинг, и
способы защиты. Правила возмещения средств, несанкционированно
списанных со счета
В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)
Профильная направленность

Ориентация на Выбор надежного интернет-магазина. Алгоритм безопасного
профиль
использования платежных инструментов . Признаки
типичных ситуаций финансового мошенничества в различных
сферах профессиональной деятельности
Раздел 2. Планирование и управление личными финансами
Основное содержание учебного материала
Тема 2.1. Личный и
семейный бюджет,
Постановка финансовых целей (краткосрочные и долгосрочные финансовые
финансовое
цели, принцип SMART, выбор способов и контроль достижения финансовой
планирование
цели). Человеческий и финансовый капитал. Виды доходов и расходов.
Принципы ведения личного и семейного
бюджета
В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)

2

1
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

1
1

8
2
1
ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

1

Профильная направленность

Тема 2.2. Личные
сбережения

Планирование личного бюджета и оценка его выполнения. Возможности для
повышения дохода с учетом особенностей своей профессии/специальности
Основное содержание учебного материала

1
2

12

Тема 2.3. Кредиты и
займы

Тема
Безопасное
управление
личными
финансами

2.4.

Цели сбережений. Изменение стоимости денег во времени. Основные формы
сбережений: наличные деньги, банковские счета и их виды. Доходность
банковских вкладов. Простые и сложные проценты. Влияние инфляции на
процентный доход. Сейфовые ячейки. Риски для
сбережений и пути их минимизации. Система страхования вкладов
В том числе практических занятий
Безопасное использование сберегательных инструментов. Выбор
добросовестного
поставщика финансовых услуг. Выбор банка и оценка доходности банковского
вклада. Анализ необходимости и требуемого объема сбережений.
Основное содержание учебного материала
Цели заимствований. Проценты по кредитам и займам. Неустойки.
Регулирование процентов и неустоек. Основные инструменты заимствования.
Банковский кредит. Принципы кредитования. Виды кредитов. Условия
кредитования. Формы обеспечения возвратности кредита. Кредитный договор.
Риски использования кредитов и займов и пути их минимизации. Страхование
при кредитовании. Взыскание долгов. Кредитная
история.
Кредитные каникулы. Реструктуризация и рефинансирование кредита.
Личное банкротство
В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)
Безопасное использование кредитных инструментов. Выбор добросовестного
поставщика финансовых услуг. Выбор оптимальных условий заимствования
Основное содержание учебного материала
Финансовая безопасность и цифровая среда в сфере личных финансов.
Оптимизация личного
и семейного бюджета с учетом обеспечения безопасности.
Удаленное
банковское обслуживание. Дистанционное управление личными финансами
В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)
Профильная направленность

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

1

1
1
2

1

1

2
1

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

1

13

Управление личным бюджетом. Моделирование семейного бюджета в
условиях как дефицита, так и избытка доходов Возможности и ограничения
льготных программ банков с учетом особенностей своей профессии, иных
факторов (вклады и кредиты для молодежи, программистов, семей с детьми)
Раздел 3. Риск и доходность

8

Тема 3.1. Инвестирование Основное содержание учебного материала
Цели и риски инвестирования. Ликвидность и доходность инвестиций.
Взаимосвязь доходности и риска. Основные инвестиционные продукты и их
базовые характеристики. Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС).
Формирование
инвестиционного
портфеля.
Диверсификация.
Мошенничество в сфере инвестиций, способы защиты от него.
Особенности финансовых пирамид
В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)
Стратегия инвестирования. Базовые принципы формирования
инвестиционного портфеля.

2

Основное содержание учебного материала
Страхование как один из способов управления рисками. Виды страхования:
личное страхование, имущественное страхование, страхование гражданской
ответственности.
Основные виды страховых продуктов
В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)

2

Тема 3.2. Страхование

Профильная направленность

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

1

1

1

1
1

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

14

Безопасное использование страховых продуктов. Выбор добросовестного
поставщика
страховых услуг. Страхование как способ обеспечения безопасности в
профессиональной деятельности. Специфика страхования в разных
профессиях (профессиональные
страховые продукты)
Тема 3.3.
Предпринимательство

Основное содержание учебного материала

4

15

Роль предпринимательства в жизни человека и общества. Условия развития
стартапов и малого бизнеса. Формы ведения предпринимательской
деятельности и их основные характеристики. Возможные источники
финансирования малого бизнеса
В том числе практических занятий
Требования для открытия собственного бизнеса и алгоритм действий
Профильная направленность
Базовые финансовые показатели бизнеса: выручка, постоянные и
переменные издержки, прибыль. Анализ бизнес-идей и рисков, связанных с
ними, с учетом особенностей своей профессии/специальности.
Раздел 4. Финансовая среда
Основное содержание учебного материала
Тема 4.1.
Финансовые
Роль налогов, налоговой и социальной политики государства для экономики
взаимоотношения
страны и личного благосостояния граждан. Налоги физических лиц. Налоговые
с государством
вычеты и льготы.
Пенсионная система России. Социальная поддержка граждан. Возможности
инициативного бюджетирования
В том числе практических занятий

2

2
1
1

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 3.1

6
4
1

1
2

Применение налоговых вычетов для увеличения дохода

1

Профильная направленность

1

ОК 01
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Основные цифровые сервисы государства для граждан. Налоги и пенсионное
обеспечение для самозанятых и ИП. Специфика налогообложения и
пенсионного обеспечения в
разных профессиях (профессиональные налоговые вычеты для творческих
профессий)
Тема 4.2. Защита прав

Основное содержание учебного материала

2

16

граждан в финансовой
сфере

Основные права граждан в финансовой сфере и формы их защиты. Задачи и
полномочия Банка России, других государственных органов в сфере защиты
прав потребителей финансовых услуг. Досудебное и судебное
урегулирование споров. Уполномоченный по правам потребителей
финансовых услуг. Особенности защиты прав потребителей в цифровой
среде.

1

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

17

В том числе практических занятий (с учетом профильной
направленности)
Типичные ситуация нарушения прав граждан в финансовой сфере. Алгоритм
действий при нарушении прав граждан в финансовой сфере.
Зачет
Итого

1

2
34

18

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Освоение программы дисциплины «Основы финансовой грамотности»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации,
реализующей образовательную программу среднего общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию
по
финансовой
грамотности,
создавать
презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят:
●
информационно-коммуникационные средства;
●
комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
●
библиотечный фонд кабинета;
●
рекомендованные мультимедийные пособия.
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной
дисциплины ««Основы финансовой грамотности»», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях. Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен
энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой
литературой по вопросам финансовой грамотности.
В процессе освоения программы учебной дисциплины ««Основы
финансовой грамотности»» обучающиеся должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в
свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, документам,
хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше 5 лет с момента издания.

2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся
должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения
дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая
собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения
и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по
дисциплине) и ФГОС СПО.
Результаты обучения

Критерии оценки

Знать:
- актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
работаешь и живешь;
- основные источники информации и
ресурсы для решения задач в
профессиональном и социальном
контексте;
- алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
- критерии оценки результатов
принятого решения в
профессиональной
деятельности, для личностного
развития и достижения финансового
благополучия;
- информационные источники,
используемые в профессиональной
деятельности; для решения задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- формат представления результатов
поиска информации;
- возможности использования
различных цифровых средств при
решении
профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- актуальную нормативно-правовую
базу, регламентирующую
профессиональную деятельность,
предпринимательство и личное
финансовое планирование;

Оценка результатов
устного опроса;
- демонстрирует знания
особенностей
профессионального и социального Оценка результатов
контекста;
практической работы;
- ориентируется в источниках
информации и ресурсах для решения Оценка результатов
задач в профессиональном и
тестирования;
социальном контексте;
- способен сформулировать алгоритм Самооценка своего
выполнения работ в
знания,
профессиональной
и смежных
осуществляемая
областях;
обучающимися;
- может назвать критерии оценки
результатов принятого решения в
Экспертное
профессиональной деятельности, для наблюдение за ходом
личностного развития и достижения выполнения учебных
финансового благополучия;
заданий
- может объяснить, как пользоваться
цифровыми средствами при решении
профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- демонстрирует знания о том, как
представлять результаты поиска
информации;
- может охарактеризовать
возможности различных цифровых
средств, используемых
для
решения профессиональных задач,
задач личностного развития и
финансового благополучия;
- ориентируется в нормативноправовой базе, регламентирующей
профессиональную деятельность,

Методы оценки

- возможные траектории
предпринимательство и личное
профессионального развития и
финансовое планирование;
самообразования;
- способен определить возможные
-различие между наличными и
траектории профессионального
безналичными платежами, порядок
развития и самообразования;
использования их при оплате покупки; способен определить наиболее
- понятие инфляции, ее влияние на
подходящие способы оплаты товаров
решение финансовых задач в
и услуг в конкретных ситуациях;
профессии, личном планировании;
- демонстрирует понимание влияния
- понятие иностранной валюты и
инфляции на решение финансовых
валютного курса;
задач в профессии, личном
-структуру личных доходов и расходов, планировании
правила составления личного и
- демонстрирует понимание
семейного бюджета;
валютных курсов и порядка
- особенности различных банковских проведения расчетов по обмену
продуктов и возможности их
одной валюты на другую;
использования в профессиональной,
- демонстрирует понимание правил
предпринимательской деятельности и составления личного и семейного
для управления личными финансами; бюджета;
- базовые характеристики и риски
- способен назвать банковские
основных финансовых инструментов продукты, описать их особенности и
для предпринимательской деятельности возможности для профессиональной,
и управления личными финансами;
предпринимательской деятельности
- систему и полномочия
и для управления личными
государственных органов в сферах
финансами;
профессиональной
- способен назвать базовые
деятельности, предпринимательской
характеристики и риски основных
деятельности и защиты прав
финансовых инструментов для
потребителей;
предпринимательской деятельности
- особенности работы в малых и
и управления личными финансами;
больших группах, работы в команде, - демонстрирует знания о
организации коллективной работы;
государственных органах и их
- принципы организации проектной
полномочиях в профессиональной и
деятельности;
предпринимательской сферах, а
- принципы взаимодействия в
также в сфере защиты прав
коллективе;
потребителей;
- правила оформления документов и
- способен охарактеризовать
построения устных сообщений на
особенности работы в малых и
государственном языке РФ;
больших группах, работы в команде,
- правила экологической безопасности; организации коллективной работы;
- принципы бережливого производства. - демонстрирует представление о
принципах организации проектной
деятельности;
- демонстрирует представление о
принципах взаимодействия в
коллективе;
- демонстрирует знание правил
оформления документов и
построения устных сообщений на
государственном языке РФ;
- демонстрирует знание правил
экологической безопасности;
- демонстрирует знание принципов
бережливого производства.
Уметь:
- определяет задачу в
Оценка результатов
- определять задачу в
профессиональном и/или
устного опроса;
профессиональном и/или социальном социальном контексте;

контексте;
- осуществляет поиск и отбор
Оценка результатов
-выявлять и отбирать информацию,
информации, необходимой для
практической работы;
необходимую для решения задачи;
решения задачи;
- составлять план действий;
- осуществляет планирование
Оценка результатов
-определять необходимые ресурсы;
действий для решения задачи;
тестирования;
- реализовывать составленный план;
определяет
ресурсы
для
- оценивать результат и последствия
решения задачи;
Самооценка своего
своих действий (самостоятельно или с - выполняет составленный план;
умения,
помощью наставника)
оценивает полученный результат;
осуществляемая
- определять задачи для сбора
определяет
задачи для
сбора обучающимися;
информации;
информации;
- планировать процесс поиска
- планирует процесс поиска
Экспертное
информации и осуществлять выбор
информации и осуществлять выбор наблюдение за ходом
необходимых источников;
необходимых источников;
выполнения учебных
- оформлять результаты поиска,
- представляет результаты поиска
пользоваться средствами
информации для
решения
информационных технологий для
профессиональных задач, задач
решения профессиональных задач,
личностного развития и финансового
задач личностного развития и
благополучия с применением
финансового
средств информационных
благополучия;
технологий;
- использовать различные цифровые
- демонстрирует умение
средства при решении
пользоваться цифровыми средствами
профессиональных задач, задач
при решении профессиональных
личностного развития и финансового задач, задач личностного развития и
благополучия;
финансового благополучия;
- определять актуальность нормативно- - использует актуальную
правовой документации в
нормативно- правовую
профессиональной деятельности, для документацию в профессиональной
ведения предпринимательской
деятельности, для ведения
деятельности и личного финансового предпринимательской деятельности
планирования;
и личного финансового
- определять и выстраивать траектории планирования;
профессионального и личностного
- планирует траектории
развития;
профессионального и личностного
- осуществлять наличные и
развития;
безналичные платежи, сравнивать
- выполняет задания по выбору и
различные способы оплаты товаров и использованию различных
услуг, соблюдать
платежных инструментов в
требования финансовой безопасности; конкретной ситуации с учетом
- учитывать инфляцию при решении
правил финансовой безопасности;
финансовых задач в профессии, личном - учитывает инфляцию при решении
планировании;
финансовых задач в профессии,
- производить расчеты по валютноличном планировании;
обменным операциям;
производит
расчеты
по
-планировать личные доходы и
валютно-обменным операциям;
расходы, принимать финансовые
- планирует личные доходы и
решения,
расходы, принимать финансовые
составлять личный бюджет;
решения, составляет личный
- использовать разнообразие
бюджет;
финансовых инструментов для
- выполняет практические задания,
управления личными финансами в
основанные на использовании
целях достижения финансового
разнообразных
финансовых
благополучия с учетом финансовой
инструментов для управления
безопасности;
личными финансами в целях
;
достижения финансового
- выявлять сильные и слабые стороны
благополучия с учетом финансовой
бизнес-идеи;
безопасности;

- грамотно проводить презентацию
- анализирует бизнес-идею;
бизнес-идеи открытия собственного
проводит презентацию бизнес-идеи
дела в области профессиональной
открытия собственного дела в
деятельности;
области профессиональной
- определять источники
деятельности;
финансирования для реализации
- предлагает возможные источники
бизнес-идеи;
финансирования
для
- производить основные финансовые реализации бизнес- идеи;
расчеты при планировании личных
- проводит финансовые расчет,
финансов;
включая анализ расходов,
- оценивать финансовые риски,
необходимых для достижения цели,
связанные с осуществлением
выполняет практические задания,
предпринимательской деятельности и основанные на ситуациях, связанных
планирования личных финансов;
с различными финансовыми
- работать в коллективе и команде;
расчетами;
- взаимодействовать с коллегами,
- проводит оценку возможных
руководством, клиентами, в ходе
финансовых рисков, связанных с
профессиональной и
осуществлением
предпринимательской деятельности;
предпринимательской деятельности
- грамотно излагать свои мысли,
и планирования личных финансов;
формулировать собственное мнение, осуществляет коммуникации в
обосновывать свою позицию в учебных соответствии с полученными
и практических ситуациях;
знаниями и практическим опытом;
- проявлять толерантность в
- взаимодействует с коллегами,
коллективе;
руководством, клиентами в
- оформлять документы, связанные с модельных ситуациях
профессиональной деятельностью и
профессиональной и
деловой коммуникацией, на
предпринимательской деятельности
государственном языке РФ;
с опорой на знания правил
- соблюдать нормы экологической
коммуникации;
безопасности;
- грамотно излагает собственную
- определять направления
точку зрения с приведением
ресурсосбережения в рамках
аргументов;
профессиональной деятельности,
- демонстрирует
толерантное
осуществлять работу с соблюдением
поведение;
принципов бережливого производства. - выполняет практические задания по
заполнению документов на
государственном языке РФ в
соответствии с примерами;
- демонстрирует
соблюдение
норм экологической безопасности;
демонстрирует понимание важности
- ресурсосбережения и определяет
направления его применения.

Информационные источники:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность:
материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.:
ВАКО, 2020. – 400 с.
2.
Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В.
Дубровская, А.Р. Елисеева. – . – 4-е изд. стер. М.: Издательский центр
«Академия», 2022. – 288 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Методические
рекомендации : учеб. пособие для студ. учреждений сред. профессиональное
образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – М. :
Издательский центр «Академия», 2020. – 96 с.
2.
Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Практикум : учеб.
пособие для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р.
Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – 2-е изд. стер. – М. :
Издательский центр «Академия», 2022. – 128 с.
3.
Флицлер А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А.В. Флицлер, Е.А.
Тарханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 154 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Основные электронные издания
1.
Купцова Е.В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для
среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476085.
2.
Каджаева М.Р. Электронный учебно-методический комплекс
«Финансовая грамотность»: / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева,
Е.Г. Метревели. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
Дополнительные источники (при необходимости)

1.
Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://minfin.gov.ru/.
2.
Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим
доступа: www.edu.pacc.ru.
3.
Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.pfr.gov.ru
4.
Персональный навигатор по финансам Моифинансы.рф
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https: https://моифинансы.рф/.
5.
Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.rospotrebnadzor.ru.
6.
Центр «Федеральный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru.
7.
Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://www.cbr.ru.
8.
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим
доступа: www.nalog.ru.
9.
Федеральный методический центр по финансовой грамотности
населения
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://iurr.ranepa.ru/centry/finlit/.
10. Финансовая культура [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://fincult.info/.
11. Электронный
учебник
по
финансовой
грамотности.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/.
Перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают
отдельные аспекты тем, заявленных программе
Нормативно-правовая база
1.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации
страхового дела в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и
банковской деятельности».
3.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке
ценных бумаг».
4.
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке
(залоге недвижимости)».

5.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О
противодействии
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным путем, и финансированию терроризма».
6.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
7.
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле».
8.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О
страховании вкладов в банках Российской Федерации».
9.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О
кредитных историях».
10. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О
национальной платежной системе».
11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Налоговый
кодекс Российской Федерации. Ч. 2.
13. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об
эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их
использованием».
14. Положение Банка России от 29 июня 2021 г. № 762-П «О
правилах осуществления перевода денежных средств».

Разработчики:

___________________
(место работы)

___________________
(место работы)

__________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

_________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:
____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».