Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Естествознание ЦИ _2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
по специальности:
52.02.03 Цирковое искусство

Екатеринбург
2023

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего профессионального образования (далее - СПО): 52.02.03 Цирковое искусство

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Скрябина Н.И.. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 52.02.03 Цирковое искусство
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке специалистов указанной специальности.
1.2. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Естествознание»
направлено на достижение следующих целей:
●
освоение знаний о современной естественнонаучной картине
мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными
идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее
влияние на развитие техники и технологий;
●
овладение умениями применять полученные знания для
объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и
профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных,
творческих способностей и критического мышления в ходе проведения
простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
естественнонаучной информации;
●
воспитание убежденности в возможности познания законов
природы и использования достижений естественных наук для развития
цивилизации и повышения качества жизни;
●
применение естественнонаучных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
грамотного
использования
современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.3. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК

4

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часов, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 39 часов.
− самостоятельной работы – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− практические занятия
− самостоятельная работа студентов
- профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
- теоретическое обучение
- практическое обучение
Итоговая аттестация в форме экзамена

Объем часов
55
39
29
10
16
11
5
6

5

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 10.
Использовать в
профессиональн
ой деятельности
умения и
знания,
полученные
обучающимися
в ходе освоения
учебных
предметов.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

- воспринимать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные
части;
- планировать этапы решения задачи; составлять план действия;
- эффективно искать информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника;
- осознанно использовать необходимые речевые средства для
решения коммуникативных задач
- грамотно излагать свои мысли на государственном и
иностранном языках;
- отстаивать свою гражданскую позицию;
- проявлять толерантность к другим народам и иной культуре;
- осознавать личностный смысл обучения и саморазвития;
- самостоятельно определять цели собственной траектории
развития;
- самостоятельно определять способы достижения заявленных
целей;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- оценивать и обосновывать свои действия (текущие и
планируемые;
- освоение и использование межпредметных понятий и

сформировать представления о целостной
современной естественно-научной картине мира,
о природе как единой целостной системе, о
взаимосвязи человека, природы и общества; о
пространственно-временных
масштабах
Вселенной;
- понимать значимость естественно-научного
знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности, различать факты
и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть
их связь с критериями оценок и связь критериев
с определённой системой ценностей.
- владеть знаниями о наиболее важных открытиях
и достижениях в области естествознания,
повлиявших
на
эволюцию
представлений
о природе, на развитие техники и технологий;
- сформировать представления о научном методе
познания природы и средствах изучения мегамира,
макромира и микромира; владение приёмами
естественно-научных наблюдений, опытов
исследований и оценки достоверности полученных
результатов

6

универсальных учебных действий
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
ПК 1.4.
-определять задачи для поиска информации;
Выполнять
- определять необходимые источники информации;
теоретический и - планировать процесс поиска; структурировать получаемую
исполнительски информацию;
й анализ,
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
применять
оценивать практическую значимость результатов поиска;
базовые
- оформлять результаты поиска, применять средства
теоретические
информационных технологий для решения профессиональных
знания в
задач;
процессе поиска - использовать современное программное обеспечение;
интерпретаторск - использовать различные цифровые средства для решения
их решений.
профессиональных задач;
- осознанно использовать необходимые речевые средства для
решения коммуникативных задач

- сформировать представления о научном методе
познания природы и средствах изучения мегамира,
макромира и микромира; владение приёмами
естественно-научных
наблюдений,
опытов
исследований и оценки достоверности полученных
результатов

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Естествознание __________
Формируемые
компетенции

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1

2
Основное содержание

Раздел 1. Естествознание как единая наука о природе
Содержание учебного материала:
Тема 1.1 Структура
естественнонаучного познания

Тема 1.2 Краткая
история
естествознания

Объем
часов

3

4

5
2

Теоретическое обучение:
Наука и ее характерные черты. Классификация наук. Система естественных наук и
предмет их изучения. Научное знание: критерии, структура, признаки. Классификация
методов научного исследования. Экспериментальные методы в естественных науках:
наблюдение, эксперимент, измерение. Теоретические методы исследования:
классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.
Структурное строение мира: микромир, макромир, мегамир

2

Содержание учебного материала:

1

ОК 10

ОК 10

Практические занятия:

1) Практическое занятие - История естествознания (Выдающиеся
естествоисследователи. Великие эксперименты в естественных науках. Исторические
этапы развития естествознания. Основные научные открытия XX столетия)
Раздел 2. Природа и закономерности мегамира
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Пространство и
время, как основные
Теоретическое обучение:
фундаментальные

1
11
2
ОК 10

8

формы
существования
материи

Симметрия пространства и времени. Классические свойства пространства, времени и
материи. Системы отсчёта. Механическое движение. Координаты. Характеристики
(путь, скорость, ускорение) и причины движения. Траектория движения

Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Сила, виды сил. Законы Ньютона. Законы сохранения (закон сохранения массы, закон
сохранения импульса, закон сохранения энергии, законы термодинамики, закон
сохранения электрического заряда, закон Всемирного тяготения)
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Основные гипотезы происхождения Земли. Современная гипотеза возникновения Земли
Содержание учебного материала:
Тема 2.4 Земля как Практические занятия:
планета и природное Практическое занятие - Состав и строение Земли (Физические характеристики Земли:
тело
масса, плотность, объем, радиус, магнитные полюса, форма и др. Внутреннее строение
Земли. Химический состав планеты)
Содержание учебного материала:
Тема 2.2
Динамические и
статистические
закономерности в
природе
Тема 2.3
Происхождение
Земли

Тема 2.5 Геосферы
Земли

2
2
ОК 10
2
2
ОК 10
2
1

ОК 10

1
2

Теоретическое обучение:

Литосфера: границы, химический состав. Атмосфера: границы, химический состав,
вертикальное строение. Гидросфера. Физические и химические свойства воды. Мировой
океан. Воды суши. Биосфера: границы, абиотические факторы
Раздел 3. Основные закономерности микромира
Содержание учебного материала:
Тема 3.1 Микромир
Теоретическое обучение:
как структурный
Понятие микромира. Дальнодействие и близкодействие. Гравитационное поле.
уровень организации
Электрические и магнитные поля. Электромагнитное взаимодействие. Взаимодействие
материи
поля и вещества. Спектры веществ. Шкала электромагнитных излучений
Содержание учебного материала:
Тема 3.2
Современное
Теоретическое обучение:
представление об
Виды элементарных частиц, их свойства. Фотоны, как частицы поля. Явления
элементарных
интерференции, дифракции, поляризации, дисперсия как подтверждение

ОК 10
2
13
2
ОК 10
2
2
ОК 10
2
9

частицах

электромагнитной природы света. Свет, как поток частиц - фотонов (фотоэффект,
эффект Комптона, излучение абсолютно черного тела, давление света).
Радиоактивность
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Тема 3.3 Строение
Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Валентность.
атомов химических Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
элементов
Менделеева. Значение периодического закона и периодической системы для развития
науки и понимания естественно-научной картины мира. Химические элементы и их
свойства. Распространенность химических элементов в природе
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Тема 3.4 Природа
Химическая связь. Механизмы образования химической связи.
химической связи
Электроотрицательность. Виды химической связи (Ковалентная связь. Ионная связь.
Металлическая связь. Водородная связь)
Содержание учебного материала:
Тема 3.5 Состав и
Теоретическое обучение:
свойства молекул
Молекула: определение, строение и свойства. Качественный и количественный состав
молекул. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулы в химии, физике и биологии
Содержание учебного материала:
Тема 3.6 Клетка структурноТеоретическое обучение:
функциональная
Живое и неживое. Свойство живого. Клетка (виды клеток, строение клетки). Роль
единица живого
клетки в обеспечении процессов жизнедеятельности и воспроизведения организмов.
организма
Закономерности наследственности. Генетически обусловленные заболевания.
Раздел 4. Мир макрообъектов: возникновение, развитие, закономерности
Содержание учебного материала:
Практические занятия:
Практическая работа №3 - Создание моделей кристаллических решеток (Учение о
Тема 4.1 Вещество:
составе и структуре вещества. Основные положения молекулярно-кинетической теории
состояние и свойства
строения вещества. Состояния вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Физические свойства веществ. Причины
многообразия веществ)
Тема 4.2
Содержание учебного материала:

2
ОК 10
2

2

2

ОК 10

2
ОК 10
2
1
ОК 10
1
5
1

ОК 10

1

1

ОК 10
10

Многообразие
химических
соединений, и их
свойства

Тема 4.3 Учение о
химических
процессах

Теоретическое обучение:
Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ. Особенности
строения и состава органических веществ. Основные положения теории А.М.
Бутлерова. Многообразие органических соединений, изомерия. Классификация
неорганических соединений и их свойства. Применение химических веществ в
повседневной жизни и профессиональной деятельности
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций (соединения, разложения,
замещения, обмена). Классификация химических реакций (по агрегатному состоянию,
по тепловому эффекту, по направленности протекания, по наличию катализатора).
Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической
реакции. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Основы
катализа.
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:

Тема 4.4 Концепция
происхождения
Основные теории возникновения жизни на Земле: креационизм, теория спонтанного
жизни на Земле
зарождения, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая
эволюция. Основные этапы развития жизни на Земле
Тема 4.5 Основные
этапы эволюции
живого

Содержание учебного материала:
Практические занятия:
Практическое занятие - Причины эволюции. Эволюция и разнообразие (Доказательства
эволюции живого. Пути и причины эволюции живого. Современная теория эволюции)
Профессионально-ориентированное содержание

Раздел 5. Естественные науки и человек
Содержание учебного материала:
Тема 5.1 Человек как Теоретическое обучение:
предмет
Положение человека в системе органического мира. Основы физиологии человека.
естественноСтроение и функционирование органов и систем органов человека
научного познания
Практические занятия:

1

1
ОК 10
1

1
ОК 10
1
1
ОК 10
1

11
2
1

ПК 1.4

11

Практическое занятие - Происхождение и основные этапы эволюции человека
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на
организм человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема
Тема 5.2 Здоровье и техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая
здоровый образ
химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
жизни
окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. Здоровье и
работоспособность
Практические занятия:
Практическое занятие - Факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека.
Правила и преимущества здорового образа жизни
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
здоровье. Группы здоровья. Основы закаливания. Биохимические аспекты
рационального питания. Пищевые добавки, витамины, биологически активные
Тема 5.3 Основы
здоровьесберегающе вещества. Общие принципы использования лекарственных веществ. Правила
безопасного использования бытовых приборов и технических устройств
го поведения
Практические занятия:
1. Практическое занятие - Решение ситуационных задач. Создание индивидуальной
памятки по организации рациональной физической активности
2. Практическая работа №5 - Определение суточного рациона питания
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение:
Экологические связи в системе «человек - общество - природа». Загрязнение
Тема 5.4 Основы
окружающей среды и его последствия. Глобальные экологические проблемы и пути их
рационального
решения. Проблема сохранения биоразнообразия на Земле. Экологический мониторинг
природопользования и охрана окружающей среды. Виды, формы и принципы рационального
природопользования

1
2

1

ПК 1.4

1
3

1
ПК 1.4

1
1
3

1

ПК 1.4

Практические занятия:
12

1. Практическое занятие - Основные экологические проблемы современности и пути их
решения. Способы рационального использования природных ресурсов
2. Практическое занятие - Пути снижения количества отходов
В т.ч. рубежный контроль по разделу 5: Контрольная работа (решение
ситуационных задач)
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

1

1
2
39

ОК 10, ПК 1.4.

13

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины требуется наличие
учебного кабинета для проведения аудиторных занятий (лекционных и
практических); лабораторий для проведения лабораторных работ.
Оборудование учебного кабинета:
– оборудование для проведения занятий: динамометр, цилиндрическое
тело с градуированной шкалой/два тела разного объема, мензурка,
термометр, психрометр, барометр, микроскоп, лупа, предметное и покровное
стекла, треугольная призма, стеклянные пробирки, слайды (плотная бумага) с
отверстием 1 мм, с щелью длиной 2 см и толщиной 1 мм, кусок плотной
прозрачной ткани (капрон, батист), психрометр, барометр, набор реактивов,
стеклянные палочки, штативы для пробирок, счетчик Гейгера, комплект для
демонстрации и изучения свойств электромагнитных волн;
- наглядные пособия: наборы шаростержневых моделей молекул, модели
кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или
коллекции полимеров, комплекты микропрепаратов по ботанике и зоологии,
модели физических приборов, модель «Теллурий», модель внутреннего
строения Земли, модель человека, модель внутренних органов человеческого
тела; коллекция горных пород и минералов, набор географических карт,
плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, таблица
Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами
воспроизведения
звука,
принтер,
мультимедиа-проектор
с
экраном/мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая
компетенция

ОК 10

Раздел/Тема
Раздел 1.
Естествознание как
единая наука о
природе
Тема 1.1. Структура
естественно-научного
познания

ОК 10
Тема 1.2. Краткая
история естествознания
ОК 10
Тема 1.3. Естественные
науки и развитие
техники и технологий
ОК 10
ОК 10

ОК 10

ОК 10
ОК 10
ОК 10

Раздел 2. Природа и
закономерности
мегамира
Тема 2.1. Пространство
и время, как основные
фундаментальные
формы существования
материи
Тема 2.2. Динамические
и статистические
закономерности в
природе
Тема 2.3. Положение
Земли во Вселенной
Тема 2.4.
Происхождение Земли
Тема 2.5. Земля как

Тип оценочных мероприятий
Эссе “Естествознание в нашей жизни”

Практическая работа №1 “Основные методы
научного исследования” (Наблюдение за
прорастанием семян фасоли)
1. Презентация и доклад "Выдающиеся
естествоисследователи. Великие эксперименты в
естественных науках" (работа в малых группах)
2. Лента времени "Исторические этапы развития
естествознания. Основные научные открытия XX
столетия” (групповая работа)
Ментальная карта "Современные технологии"
(подбор примеров, демонстрирующих
соответствующие взаимосвязи: связь техники и
технологий с естественными науками,
преимущества и недостатки современных
технологий)
Контрольная работа (решение ситуационных
задач)
Тематическое обсуждение в форме дебатов на
тему "Бесконечна ли Вселенная?" или "Машина
времени: миф или реальность?"
1. Тест
2. Лабораторная работа №1 "Определение веса
тела и силы Архимеда"
Составление графической схемы положения
Земли во Вселенной
Тест
Составление инфографики "Состав и строение
15

планета и природное
тело
ОК 10
Тема 2.6. Геосферы
Земли
ОК 10

Тема 2.7. Процессы и
явления мегамира, их
проявления в
повседневной жизни

ОК 10

Раздел 3. Основные
закономерности
микромира
Тема 3.1. Микромир как
структурный уровень
организации материи
Тема 3.2. Современное
представление об
элементарных частицах

ОК 10
ОК 10

ОК 10

Тема 3.3. Строение
атомов химических
элементов

ОК 10

Тема 3.4. Природа
химической связи
Тема 3.5. Состав и
свойства молекул
Тема 3.6. Клетка структурнофункциональная
единица живого
организма

ОК 10
ОК 10

ОК 10

Тема 3.7. Основные
виды микроорганизмов

ОК 10

Раздел 4. Мир
макрообъектов:
возникновение,

Земли" (работа в малых группах)
1. Практическая работа №2 «Классификация
горных пород»
2. Тест с заданиями на соответствие
3. Лабораторная работа №2 «Оценка параметров
состояния воздуха»
1. Составление глоссария по изученным явления
окружающего мира
2. Практическая работа №3 «Моделирование и
объяснение природных явлений Мегамира»
(смену времен года, дни весеннего и осеннего
равноденствия, солнечное и лунное затмения)
Контрольная работа (решение ситуационных
задач)
Тестовые задания на соответствие
1. Составление глоссария по объектам
микромира
2. Лабораторная работа №3 "Изучение волновых
свойств света: интерференции, дифракции,
дисперсии, поляризации"
1. Визуализация теоретического материала
(современная модель строения атома)
2. Работа с периодической таблицей (определить
химический элемент по модели электронного
строения атома)
Составление ментальной карты "Виды
химических связей"
Визуализация теоретического материала
(создание шаростержневых моделей)
1. Визуализация теоретической информации
(зарисовать клетку)
2. Подготовка презентаций и докладов "Роль
клетки в обеспечении процессов
жизнедеятельности и воспроизведения
организмов" (работа в малых группах)
3. Лабораторная работа №4 “Наблюдение
растительной и животной клетки”
1. Тестовые задания на соответствие
2. Подготовка презентаций и докладов "Роль
микроорганизмов в различных процессах
окружающего мира" (работа в малых группах)
3. Лабораторная работа №5 “Наблюдение за
простейшими под микроскопом”
Контрольная работа (решение ситуационных
задач)
16

развитие,
закономерности
ОК 10
Тема 4.1. Вещество:
состояние и свойства
ОК 10

Тема 4.2. Многообразие
химических соединений
и их свойства

ОК 10
Тема 4.3. Учение о
химических процессах
ОК 10

Тема 4.4. Концепция
происхождения жизни
на Земле

ОК 10
Тема 4.5. Основные
этапы эволюции живого
ОК 10

Тема 4.6. Биосфера и
ноосфера

ОК 10
ПК 1.4.
ОК 10
ПК 1.4.

Раздел 5.
Естественные науки
и человек
Тема 5.1. Человек как
предмет естественнонаучного познания
Тема 5.2. Здоровье и
здоровый образ жизни

1. Классификационная таблица (“Состояния
вещества” и/или “Типы кристаллических
решеток”);
2. Практическая работа №4 "Создание моделей
кристаллических решеток"
1. Классификационная таблица (“Сложные
неорганические соединения” и/или “Основные
классы органических соединений”);
2. Практическая работа №5 "Ознакомление с
коллекциями простых и сложных веществ" и/или
"Ознакомление с коллекцией полимеров"
3. Создание памятки по безопасному
использованию бытовых химических веществ в
формате блок-схемы или инфографики (работа в
малых группах)
1. Ментальная карта "Классификация
химических реакций"
2. Эссе "Химические реакции в окружающем
мире"
3. Лабораторная работа №6
«Признаки химических реакций»
Тест
1. Тест
2. Доклады и презентации "Причины эволюции.
Эволюция и разнообразие" (работа в малых
группах)
1. Опорный конспект "Структура биосферы и
ноосферы"
2. Ментальная карта "Связь между структурами
биосферы"
3. Составление схем круговоротов веществ в
природе
4. Лабораторная работа №7
“Наблюдения, иллюстрирующие влияние
экологических факторов на развитие растений и
животных”
Контрольная работа (решение ситуационных
задач)
1. Лента времени "Происхождение и основные
этапы эволюции человека" (групповая работа)
2. Задание на соответствие
1. Классификационная таблица "Факторы и
привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека"
2. Ментальная карта "Техногенные факторы,
17

ОК 10
ПК 1.4.

Тема 5.3. Основы
здоровьесберегающего
поведения

ОК 10
ПК 1.4.
Тема 5.4. Основы
рационального
природопользования

оказывающие воздействие на человека"
3. Визуализация теоретического материала
(плакат/ инфографика "Правила здорового
образа жизни"
4. Дискуссия "Преимущества здорового образа
жизни"
1. Игра “Фейк/антифейк” (подбор информации
из Интернет-источников о действиях,
направленных на сохранение жизни и здоровья
человека)
2. Визуализация теоретического материала
(создание инструкций по безопасности при
использовании бытовых приборов и технических
устройств)/инфографика/групповая работа
3. Решение ситуационных задач
4. Визуализация теоретического материала
(создание индивидуальной памятки по
организации рациональной физической
активности)
5. Практическая работа № 6 "Определение
суточного рациона питания"
1. Дискуссия "Взаимосвязь человека, природы и
общества" (групповая работа)
2. Презентации и доклады "Основные
экологические проблемы современности и пути
их решения" (работа в малых группах)
3. Классификационная таблица "Способы
рационального использования природных
ресурсов"
4. Решение кейса "Пути снижения количества
отходов" (групповая работа)

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Основные печатные издания
1.
Алексашина И.Ю. Естествознание. 11 класс. Базовый уровень.
Учебник для общеобразовательных организаций - Алексашина И.Ю. и др. —
Москва: Издательство Просвещение, 2019. — 256 с.
2.
Алексашина И.Ю. Естествознание. Учебник для 10 класса.
Базовый уровень - Алексашина И.Ю. и др. 9-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 330 с.
3.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А.,
Сивоглазов В.И. Естествознание. Базовый уровень. 10 кл.: учебник. - М.:
Дрофа, 2019. — 334 с.
4.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А.,
Сивоглазов В.И. Естествознание. Базовый уровень. 11 кл.: учебник. - М.:
Дрофа, 2019. — 336 с.
5.
Гусейханов, М. К. Естествознание: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. К. Гусейханов. — 8-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 442 с.
6.
Отюцкий, Г. П. Естествознание: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Г. П. Отюцкий; под редакцией Г.
Н. Кузьменко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 380 с.
7.
Смирнова, М. С. Естествознание: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. С. Смирнова, М. В.
Вороненко, Т. М. Смирнова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт,
2022. — 330 с.
Электронные издания
1. Машкова, С. В. Естествознание (Ботаника. Зоология): учебное
пособие для СПО / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Саратов:
Профобразование, 2019. — 147 c. — ISBN 978-5-4488-0745-9. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование. – Режим доступа: Естествознание (Ботаника. Зоология)
(profspo.ru)
2.
Естествознание: учебник для среднего профессионального
образования / В. Н. Лавриненко [и др.]; под редакцией В. Н. Лавриненко. —
5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 462 с. –
Режим доступа: https://urait.ru/bcode/483424.

19

3.
Стрельник, О. Н. Естествознание: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. Н. Стрельник. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 223 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489838.
Дополнительные источники
1.
Габриелян, О. С. Естествознание. Базовый уровень. 10 класс.
Книга для учителя, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян: — М.:
Дрофа, 2019 — 418 с.
2.
Габриелян, О. С. Естествознание. Базовый уровень. 11 класс:
книга для учителя / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. — М.:
Дрофа, 2019. — 314 с.
3.
Горелов, А. А. Естествознание: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 355 с.
4.
Естествознание: учебник для среднего профессионального
образования / В. Н. Лавриненко [и др.]; под редакцией В. Н. Лавриненко. —
5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 462 с.
5.
Стрельник, О. Н. Естествознание: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. Н. Стрельник. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 223 с.

20

Разработчики:

___________________
(место работы)

___________________
(место работы)

__________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

_________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:
____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».