Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ бв_2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
по специальности: 51.02.03 Библиотековедение

Екатеринбург
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего
профессионального образования (далее - СПО): 51.02.03 Библиотековедение

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Ломова С.Г. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и
культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 51.02.03 Библиотековедение.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
специалистов указанной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к обязательной
части циклов ОПОП общеобразовательного цикла.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
1.4. Задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения
учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при
анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и
собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом
профессиональной направленности организации среднего профессионального

образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в
период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных
дисциплин,
развитие
мотивации
к
предстоящему
самоопределению.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 78 часов.
−самостоятельной работы – 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− лабораторные занятия
− самостоятельная работа студентов
профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
теоретическое обучение
практическое обучение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

114
78
78
36
6
2
4
2

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии основных сфер и
институтов; основах социальной динамики;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в
том числе тенденций развития Российской
Федерации;
- человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в
современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе
государственной политики поддержки
конкуренции и импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в современной экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом
социальных наук, уметь различать существенные
и несущественные признаки понятий, определять
различные смыслы многозначных понятий,

- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы и способы
выполнения
профессиональных

классифицировать используемые в социальных
науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в
социальных науках и при изложении собственных
суждений и построении устных и письменных
высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые
понятия, теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и
фактами социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового образа
жизни; умение создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе предложенных
критериев
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и
влиянии массовых коммуникаций на все сферы
жизни общества;
- владеть умениями применять полученные
знания при анализе социальной информации,
полученной из источников разного типа, включая

задач, оценивать их
эффективность
и
качество.

официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы
стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать
информацию из неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения недостающих звеньев,
делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания
социальной информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых коммуникаций,
владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных
явлений, содержащиеся в источниках
информации, давать на основе полученных
знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах
изучения социальных явлений и процессов,
включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в

ОК 3. Принимать
решения
в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях и нести за
них ответственность.

том числе социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование
В области духовно-нравственного воспитания:
сформировать знания об (о):
-- сформированность нравственного сознания,
- особенностях социализации личности в
этического поведения;
современных условиях, сознании, познании и
- способность оценивать ситуацию и принимать
самосознании человека; особенностях
осознанные решения, ориентируясь на
профессиональной деятельности в области науки,
морально-нравственные нормы и ценности;
культуры, экономической и финансовой сферах;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
- отношениях, направлениях социальной
будущего;
политики в Российской Федерации, в том числе
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
поддержки семьи, государственной политики в
другим членам семьи, созданию семьи на основе
сфере межнациональных отношений; структуре и
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
функциях политической системы общества,
соответствии с традициями народов России;
направлениях государственной политики
Овладение универсальными регулятивными действиями: Российской Федерации;
а) самоорганизация:
- владеть умениями проводить с опорой на
- самостоятельно осуществлять познавательную
полученные знания учебно-исследовательскую и
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
проектную деятельность, представлять ее
формулировать собственные задачи в образовательной
результаты в виде завершенных проектов,
деятельности и жизненных ситуациях;
презентаций, творческих работ социальной и
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
междисциплинарной направленности; готовить
учетом имеющихся ресурсов, собственных
устные выступления и письменные работы
возможностей и предпочтений;
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
- давать оценку новым ситуациям;
проблематике, составлять сложный и тезисный
способствовать формированию и проявлению широкой
план развернутых ответов, анализировать
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
неадаптированные тексты на социальную
повышать свой образовательный и культурный уровень; тематику;
б) самоконтроль:
- готовность применять знания о финансах и
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
бюджетном регулировании при пользовании

ОК 4. Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития

выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях

финансовыми услугами и инструментами;
использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей,
обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности
в части уплаты налогов для развития общества и
государства

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей,
реализации прав и осознанного выполнения
обязанностей гражданина Российской Федерации,
в том числе правомерного налогового поведения;
ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской
позиции; осознание значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства
информационно-коммуникационных технологий
в решении различных задач

реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК5. Использовать В области эстетического воспитания:
информационно-комм - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
уникационные
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
технологии
в
и общественных отношений;
профессиональной
- способность воспринимать различные виды искусства,
деятельности.
традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- владеть умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить
устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную
тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые

- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

ОК 6. Работать в
коллективе,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями.

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным

понятия, теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и
фактами социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового образа
жизни; умение создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе предложенных
критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии основных сфер и
институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни
общества; глобальных проблемах и вызовах
современности;
перспективах развития современного общества, в
том числе тенденций развития Российской
Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений
и сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в
современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;

признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к

значении духовной культуры общества и
разнообразии ее видов и форм; экономике как
науке и хозяйстве, роли государства в экономике,
в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в
современной экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти,
этапах бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях
социальной политики в Российской Федерации, в
том числе поддержки семьи, государственной
политики в сфере межнациональных отношений;
структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в
Российской Федерации, правах ребенка и
механизмах защиты прав в Российской
Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;

участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

2) уметь характеризовать российские
духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности человеческой жизни, патриотизма и
служения Отечеству, семьи, созидательного
труда, норм морали и нравственности, прав и
свобод человека, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма, исторического
единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценности
культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности
государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом
социальных наук, уметь различать существенные
и несущественные признаки понятий, определять
различные смыслы многозначных понятий,
классифицировать используемые в социальных
науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в
социальных науках и при изложении собственных
суждений и построении устных и письменных
высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы
и общества, приводить примеры взаимосвязи всех
сфер жизни общества; выявлять причины и

последствия преобразований в различных сферах
жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах
изучения социальных явлений и процессов,
включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в
том числе социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные
знания при анализе социальной информации,
полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы
стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать
информацию из неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения недостающих звеньев,
делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные

суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить
устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную
тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей,
реализации прав и осознанного выполнения
обязанностей гражданина Российской Федерации,
в том числе правомерного налогового поведения;
ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской
позиции; осознание значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства
информационно-коммуникационных технологий
в решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по

определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые
понятия, теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений социальной
действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и
фактами социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового образа
жизни; умение создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами;
использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей,
обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности
в части уплаты налогов для развития общества и
государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по
каналам сетевых коммуникаций, владение
умением определять степень достоверности
информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать

ОК 7. Брать на себя
ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных),
за
результат выполнения
заданий.

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,

на основе полученных знаний правовую оценку
действиям людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью
полученных знаний наиболее эффективные
способы противодействия коррупции; определять
стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с
точки зрения социальных норм, ценностей,
экономической рациональности и финансовой
грамотности; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения, осознавать
опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической
ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан
- конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению
правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы

ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и
личностного
развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и

и общества, приводить примеры взаимосвязи всех
сфер жизни общества; выявлять причины и
последствия преобразований в различных сферах
жизни российского обществ
- владеть умениями применять полученные
знания при анализе социальной информации,
полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы
стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены технологий в
профессиональной
деятельности.
ПК 2.5. Соблюдать
этические и правовые
нормы
в
сфере
профессиональной
деятельности.
ПК 3.5. Владеть
культурой устной и
письменной речи,
профессиональной
терминологией

ПК
4.3.
Использовать
Интернет-технологии.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и практические
занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Теоретическое обучение
общественные
Общество как система. Общественные отношения. Связи между
отношения. Развитие подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
общества
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
Самостоятельная работа студентов
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие
глобальных проблем на профессиональную деятельность специальности
"Библиотековедение". Направления цифровизации в профессиональной
деятельности специальности "Библиотековедение".
Тема 1.2.

Основное содержание учебного материала

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
6

4

4

2
1

ОК 01
ОК 05

1
8

ОК 02

Биосоциальная
Теоретическое обучение
природа человека и его Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
деятельность
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в
современном
обществе.
Коммуникативные
качества
личности.
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека
Самостоятельная работа студента

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности
специальности
"Библиотековедение".
Межличностное
общение
и
взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере
специальности "Библиотековедение".
Основное содержание учебного материала
Самостоятельная работа студента
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его
виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности специальности "Библиотековедение".

ОК 04
ОК 05

6

2
1

1

4
3

1

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
Теоретическое обучение
личности и общества Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
элитарная культура. Молодежная субкультура. -Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог
культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и
социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности специальности "Библиотековедение".
Тема 2.2.
Основное содержание учебного материала
Наука и образование в Самостоятельная работа студента
современном мире
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональное образование в сфере специальности
"Библиотековедение". Роль и значение непрерывности образования.

Тема 2.3.
Религия

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение

11
3

3

ОК 03
ОК 05
ОК 06

3

1
1

1
ОК 02
ОК 03
1

4
4

ОК 05
ОК 06

Тема 2.4.
Искусство

Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Основное содержание учебного материала
Самостоятельная работа студента
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

3
3
1
2

ОК 01
ОК 05

Образ профессии/ специальности "Библиотековедение" в искусстве.

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа
Теоретическое обучение
жизнедеятельности
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
общества
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического
роста.
Понятие
экономического
цикла.
Фазы
экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере специальности
"Библиотековедение".
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала

30
4

4

ОК 02
ОК 07

2

5

ОК 01

Рыночные отношения
в экономике.
Финансовые
институты

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.

Теоретическое обучение
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия
Самостоятельная работа студента
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая
безопасность. Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи.
Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и
социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы
устойчивого развития общества
Самостоятельная работа студента
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в сфере специальности "Библиотековедение".
Стратегия поведения при поиске работы. Возможности специальности
"Библиотековедение" профессиональной переподготовки.
Основное содержание учебного материала

ОК 03
ОК 09
4

1

6

4

2
2

3

ОК 01
ОК 02
ОК 03

ОК 01

Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Самостоятельная работа студента
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере специальности
"Библиотековедение". Основы менеджмента и маркетинга в сфере
специальности "Библиотековедение".
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит
и
профицит
государственного
бюджета.
Принцип
сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской
Федерации
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение
труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

3

ОК 03

2

1

6

6

ОК 01
ОК 09

4
4
2

ОК 06
ОК 09

Региональная экономика и её особенности в сфере специальности
"Библиотековедение".
Основные направления развития региональной
экономики Свердловской области.

Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Теоретическое обучение
структура общества. Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
Положение личности критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
в обществе
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в
трудовом коллективе. Возможности профессионального роста.
Тема 4.2.
Основное содержание учебного материала
Семья в современном
Самостоятельная работа студента
мире
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям
Тема 4.3.
Основное содержание учебного материала
Этнические
Теоретическое обучение
общности и нации
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации
и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации

14
5

5

ОК 01
ОК 05

1

1
1
ОК 05
ОК 06

4

4

ОК 05
ОК 06

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Основное содержание учебного материала
Самостоятельная работа студента
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной
деятельности социолога, социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии
поведения в конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Теоретическое обучение
Политическая
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
система
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе.
Государство
как
основной
институт
политической
системы.
Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:
форма правления, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим Типология форм государства.
Самостоятельная работа студента
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика
государства,
механизмы
противодействия
коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию

3
3

1

ОК 04
ОК 05

2

14
7

5

ОК 05
ОК 06
2

экстремизму

Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Основное содержание учебного материала

7

Теоретическое обучение
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия
граждан в политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы
партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная
система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Самостоятельная работа студента
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника

4
ОК 03
ОК 04

3
1
2

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

28

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

4

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Правовое регулирование

общественных

отношений

в

Российской

4

ОК 01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые
акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации.
Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции правоохранительных органов Российской
Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Основное содержание учебного материала
Самостоятельная работа студента
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права
и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени
В том числе профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в
организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и
военного времени
Основное содержание учебного материала
Теоретические обучение
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,

1
2
2
1
ОК 02
ОК 06
ОК 07
1

8

ОК 02
ОК 05
ОК 06
5

заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок
приема на обучение в образовательные организации среднего
профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг
Самостоятельная работа студента
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Особенность регулирования трудовых отношений в сфере специальности
"Библиотековедение".
Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Тема 6.5.

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Административное
право
и
его
субъекты.
Административное
правонарушение и административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы
защиты права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели,
виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних
Самостоятельная работа студента
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности
налогоплательщиков.
Ответственность
за
налоговые
правонарушения
Основное содержание учебного материала

3
3

8

5

ОК 02
ОК 06
ОК 09

3

6

ОК 02

Основы
процессуального права

Теоретическое обучение
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и
стадии. Субъекты уголовного процесса
Самостоятельная работа студента
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное
судопроизводство
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего

ОК 05
ОК 09
4

2

2
114

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного
занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено
типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по обществознанию, создавать презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
· наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
· информационно-коммуникационные средства;
· экранно-звуковые пособия;
· комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
· библиотечный фонд кабинета;
· рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение
учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные для использования
в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП
СПО на базе основного общего образования, не старше пяти лет с момента

издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по
вопросам обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»
обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным
материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в
сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам,
тестам и другим подобным ресурсам).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных результатов,
регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных
и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения,
комплексные задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений,
компетентностно-ориентированные
задания,
позволяющие
оценивать

сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте
социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может
вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной
диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности
обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи;
проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность
самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом
оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и
динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения
содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает
как развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно
выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и
форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть
известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры
оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры
и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем
совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны
соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в
случае балльной оценки - то или иное количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации
обучения по программе дисциплины.

Общая/профессионал
Тип оценочных
Раздел/Тема
ьная компетенции
мероприятия
Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
Тема 1.1.
Познавательные задания
ОК 05
Общество и
· Вопросы проблемного
общественные
характера
отношения. Развитие ·
Задания к схемам,
общества
таблицам, диаграммам,
инфографике
·
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
Тема 1.2.
Устный опрос
ОК 04
Биосоциальная
Познавательные задания
ОК 05
природа человека и
· Задания к документам,
его деятельность
содержащим социальную
информацию
·
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
Тема 1.3.
Устный опрос
ОК 04
Познавательная
Познавательные задания
ОК 05
деятельность
· Задания к документам,
человека. Научное
содержащим социальную
познание
информацию
·
Познавательные
задания
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся

ОК 03
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 03

ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 05

Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Познавательные задания
Духовная культура
· Вопросы проблемного
личности и общества характера
·
Задания к
документам, содержащим
социальную информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 2.2.
Устный опрос
Наука и образование Познавательные задания
в современном мире · Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
·
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 2.3.
Устный опрос
Религия
Познавательные задания
· Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 2.4.
Устный опрос
Искусство
Познавательные задания
· Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и

ОК 02
ОК 07

ОК 01
ОК 03
ОК 09

ОК 01
ОК 02
ОК 03

ОК 01
ОК 03

взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Устный опрос
Экономика - основа Познавательные задания
жизнедеятельности
· Задания к схемам,
общества
таблицам, диаграммам,
инфографике
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.2.
Устный опрос
Рыночные
Познавательные задания
отношения в
· Задания к документам,
экономике.
содержащим социальную
Финансовые
информацию
институты
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.3.
Устный опрос
Рынок труда и
Познавательные задания
безработица.
· Задания- задачи
Рациональное
·
Задания к схемам,
поведение
таблицам, диаграммам,
потребителя
инфографике
·
Проектные задания
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.4.
Устный опрос
Предприятие в
Познавательные задания
экономике
· Задания - задачи
·
Задания к
документам, содержащим
социальную информацию

ОК 01
ОК 09

ОК 06
ОК 09

ОК 01
ОК 05

ОК 05
ОК 06

·
Проектные задания
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.5.
Устный опрос
Экономика и
Познавательные задания
государство
· Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 3.6.
Познавательные задания
Основные тенденции · Вопросы проблемного
развития экономики характера
России и
·
Работа с
международная
документами,
экономика
содержащими
социальную информацию
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Устный опрос
Социальная
Познавательные задания
структура общества. · Задания к документам,
Положение личности содержащим социальную
в обществе
информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 4.2.
Устный опрос
Семья в
Познавательные задания

современном мире

ОК 05
ОК 06

ОК 04
ОК 05

ОК 05
ОК 06

ОК 03
ОК 04

· Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 4.3.
Устный опрос
Этнические
Познавательные задания
общности и нации
· Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 4.4.
Устный опрос
Социальные нормы и Познавательные задания
социальный
· Задания- задачи
контроль.
·
Проектные задания
Социальный
Самооценка и
конфликт и способы взаимооценка знаний
его разрешения
/умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Устный опрос
Политика и власть. Познавательные задания
Политическая
· Задания к документам,
система
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 5.2.
Устный опрос
Политическая
Познавательные задания

культура общества и · Задания- задачи
личности.
·
Задания к
Политический
документам, содержащим
процесс и его
социальную информацию
участники
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации
ОК 01
Тема 6.1.
Устный опрос
ОК 05
Право в системе
Познавательные задания
ОК 09
социальных норм
· Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
ОК 02
Тема 6.2.
Устный опрос
ОК 06
Основы
Познавательные задания
ОК 07
конституционного
· Задания- задачи
права Российской
Тестирование
Федерации
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Тема 6.3.
Устный опрос
Правовое
Познавательные задания
регулирование
ОК 02
· Задания- задачи
гражданских,
ОК 05
Тестирование
семейных, трудовых, Самооценка и
ОК 06
образовательных
взаимооценка знаний
правоотношений
/умений обучающихся
ОК 02
Тема 6.4.
Устный опрос
ОК 06
Правовое
Познавательные задания
ОК 09
регулирование
· Задания- задачи

ОК 02
ОК 05
ОК 09

налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Тема 6.5.
Отрасли
процессуального
права

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 09

Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся

Устный опрос
Познавательные задания
· Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и
взаимооценка знаний
/умений обучающихся
Выполнение заданий
промежуточной
аттестации

Информационные источники:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Обществознание, 10 класс/Алешина А.В., Булгаков А.Л., Кузнецова
М.А., Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус"
2. Обществознание, 11 класс/Алешина А.В., Булгаков А.Л., Кузнецова
М.А., Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус"
3. Обществознание, 10 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Акционерное
общество "Издательство "Просвещение"
4. Обществознание, 11 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Акционерное
общество "Издательство "Просвещение"
5. Обществознание (в 2 частях), 10 и 11 класс/ Кудина М.В., Рыбакова
М.В., Пушкарева Г.В. и другие; под редакцией Никонова В.А., Общество с
ограниченной ответственностью "Русское слово - учебник"
6. Обществознание, 10 класс/ Гринберг Р.С., Королева Г.Э., Соболева
О.Б., Цыплакова О.Г.; под общей редакцией Тишкова В.А., Общество с
ограниченной ответственностью Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ";

Акционерное общество "Издательство "Просвещение"
7. Обществознание, 11 класс/ Гаман-Голутвина О.В., Ковлер А.И., Пономарева
Е.Г. и другие; под общей редакцией Тишкова В.А., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"; Акционерное
общество "Издательство "Просвещение"
8. Обществознание, 10 класс/ Кравченко А.И., Хасбулатов Р.И., Агафонов С.В.,
Общество с ограниченной ответственностью "ДРОФА"; Акционерное общество
"Издательство "Просвещение"
9. Обществознание, 11 класс/ Кравченко А.И., Акчурин Т.Ф., Агафонов С.В.,
Общество с ограниченной ответственностью "ДРОФА"; Акционерное общество
"Издательство "Просвещение"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. П.А. Баранов Обществознание: 11 кл. контрольные проверочные
работы.-М.,2002 г.
2. А.В. Клименко Обществознание: для школьников старших классов и
поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2002
3. Г.Г. Корсаков Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. –
Ростов н/Д: Феникс, 2003 г.
4. Г.Г. Корсаков Репетитор по обществознанию для подготовки к ЕГЭ. –
Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.
5. Е.А. Перцова Обществознание: 10 - 11кл.: Книга для учителя:
Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 10-11кл.
– М., 2000 г.

Разработчики:

___________________
_____________________
(место работы)
фамилия)

___________________
_____________________
(место работы)
фамилия)
Эксперты:
____________________
_________________________
(место работы)
фамилия)
____________________
_________________________
(место работы)
фамилия)

__________________
(занимаемая должность)

(инициалы,

_________________
(занимаемая должность)

(инициалы,

___________________
(занимаемая должность)

(инициалы,

___________________
(занимаемая должность)

(инициалы,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».