Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» (ГБПОУ СО «СКИиК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ по специальности: 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение Екатеринбург 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» Разработчик: Скрябина Н.И.. – преподаватель Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» Протокол №____________ от «____»__________20__ г. номер © © © © © 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 25 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ 1.1. Область применения примерной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов указанной специальности. 1.2. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия» направлено на достижение следующих целей: - сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - понимание физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой. Логика формулирования результатов обучения по астрономии отражает этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода определение целей дисциплины должно быть ориентировано на компетенции, определенные во ФГОС СПО, и формируемые при освоении обучающимися предметного содержания. 1.3. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 41 час, в том числе: − обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа. − самостоятельной работы – 7 часов. 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: − теоретическое обучение − практические занятия − самостоятельная работа студентов - профессионально-ориентированное содержание в том числе: - теоретическое обучение - практическое обучение Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 41 34 26 6 7 4 4 5 Код и наименование формируемых компетенций ОК 10. Использовать в профессиональн ой деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов. Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные - воспринимать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; - планировать этапы решения задачи; составлять план действия; - эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - определять необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовывать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника; - осознанно использовать необходимые речевые средства для решения коммуникативных задач - знать социокультурный портрет и наследие родной страны и страны изучаемого языка; - грамотно излагать свои мысли на государственном и иностранном языках; - отстаивать свою гражданскую позицию; - проявлять толерантность к другим народам и иной культуре; - владеть нормами межкультурного и межличностного общения; -осознавать личностный смысл обучения и саморазвития; - самостоятельно определять цели собственной траектории развития; - самостоятельно определять способы достижения заявленных -владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенно пользоваться астрономической терминологией и символикой; -сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; -осознавать роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области; -понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; - владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; 6 ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительски й анализ, применять базовые теоретические знания в процессе поиска целей; - устанавливать причинно-следственные связи; - оценивать и обосновывать свои действия (текущие и планируемые; - освоение и использование межпредметных понятий и универсальных учебных действий - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение; - использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; - осознанно использовать необходимые речевые средства для решения коммуникативных задач В результате изучения учебного предмета обучающийся должен: уметь: пользоваться различными источниками информации в культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного В результате изучения учебного предмета обучающийся должен: уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -выражения собственного суждения о строении и структуре Вселенной; - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека 7 интерпретаторск досуга; их решений. самостоятельного творчества; и дальнейшем научно-техническом развитии 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Астрономия__________ Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Объем часов Формируемые компетенции 4 Содержание учебного материала: 3 19 4 Теоретические занятия 2 1 Раздел 1. Солнечная система 2 1.Объект, предмет и методы исследования Астрономии, ее связь с другими науками. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил 2. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь Практические занятия Практическая работа “Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты” Содержание учебного материала: Теоретические занятия 1. Развитие представлений о строении мира: от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира Тема 1.2. Небесная механика 2. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение тел Солнечной системы искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе 3. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс Практические занятия Практическая работа "Особенности движения Солнца на различных широтах" Содержание учебного материала: Тема 1.3. Строение Солнечной Теоретические занятия системы 1. Планеты Солнечной системы Тема 1.1. Наблюдаемые явления и процессы в Солнечной системе ОК 10 2 2 2 6 4 ОК 10 2 2 2 2 9 6 2 ОК 10 9 2. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Влияние движения астероидов и комет на Землю 3. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета Практические занятия Практическая работа "Физические условия на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет" 2 2 2 2 Контрольная работа "Солнечная система" Раздел 2. Строение и эволюция Вселенной ПК 1.4. 8 ОК 01 ОК 02 Содержание учебного материала: Тема 2.1 Солнце, звезды и звездные скопления Тема 2.2. Изучение Вселенной Теоретические занятия 1. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю 2. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд 3. Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики 3. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары Содержание учебного материала: Теоретические занятия ПК 1.4. 4 4 2 2 ПК 1.4. 4 3 1. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Всеволновая астрономия 2 2. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная 2 ОК 10 ПК 1.4. 10 энергия» и антитяготение. Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной Контрольная работа "Строение и эволюция Вселенной" Раздел 3. Космические технологии в деятельности человека Тема 3.1. Освоение и использование космического пространства Тема 3.2 Космические технологии в научнотехническом развитии ПК 1.4. 8 Содержание учебного материала: 2 Теоретические занятия 2 1. Научные достижения в изучении гелиоцентрической системы мира. История отечественной и зарубежной науки в освоении космоса 2. Современные астрономические открытия и технологии. Исследование объектов Солнечной системы. Освоение космического пространства. Радиотелескоп и его принцип действия Содержание учебного материала: Теоретические занятия 1. Цифровые технологии для изучения небесных тел. Комплексы наземных, орбитальных телескопов и обсерваторий для исследования земной атмосферы, космического излучения в различных спектрах и его влияния на Землю 2. Космические комплексы связи, ИСЗ для мониторинга объектов строительства, состояния водохранилищ, нефтегазовой отрасли, агропромышленного и энергетического комплекса, решения задач метеорологии и геофизики Выполнение проектного задания: «Международная космическая станция - МКС» / «Гелиоцентрическая система мира» / «Достижения отечественной космонавтики» / «Исследование Солнечной системы и дальнего космоса» ОК 10 ПК 1.4. 2 ОК 10 ПК 1.4. 4 4 2 ОК 10 2 ПК 1.4. Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет) 2 Всего 34 ОК 10 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет оснащенный оборудованием: подвижная карта звездного неба, теллурий, модель небесной сферы, астропланетарий, глобус, модель небесной сферы, телескоп (перечисляется основное оборудование кабинета), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указкапрезентер для презентаций (перечисляются технические средства необходимые для реализации программы), наглядными пособиями: комплекты учебных таблиц, плакатов «Карта звёздного неба». В случае необходимости: Лаборатория, оснащенная необходимым для реализации программы общеобразовательной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.2 ПООП по специальности. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. 12 Общая/профессиональная компетенция ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов. ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Раздел 1. Тема 1.1. - составление ментальной карты / глоссария; опрос; составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос; - решение кейсов (ситуационных заданий); - практическая работа. - практическая работа; - решение разноуровневых задач; - составление структурной схемы; - тестирование. - составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос; - практическая работа; - решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия. - устный опрос; - составление структурной схемы / рисунка; - тестирование; - решение задач. - устный опрос; - заполнение таблицы; - решение задач. - составление хронологической таблицы. защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. - составление ментальной карты / глоссария; опрос; составление таблицы / ментальной карты / иллюстраций / каталога; опрос; - решение кейсов (ситуационных заданий); - практическая работа. - практическая работа; - решение разноуровневых задач; Раздел 1. Тема 1.2. Раздел 1. Тема 1.3. Раздел 2. Тема 2.1. Раздел 2. Тема 2.2. Раздел 3. Тема 3.1. Раздел 3. Тема 3.2. ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов. ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ, применять базовые Раздел 1. Тема 1.1. Раздел 1. Тема 1.2. 13 теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. Раздел 1. Тема 1.3. Раздел 2. Тема 2.1. Раздел 2. Тема 2.2. Раздел 3. Тема 3.1. Раздел 3. Тема 3.2. ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов. Раздел 3. Тема 3.1. Раздел 3. Тема 3.2. - составление структурной схемы; - тестирование. - составление структурной схемы / опорного конспекта / ментальной карты; опрос; - практическая работа; - решение кейсов (ситуационных заданий) / дискуссия. - устный опрос; - составление структурной схемы / рисунка; - тестирование; - решение задач. - устный опрос; - заполнение таблицы; - решение задач. - составление хронологической таблицы. защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. - составление хронологической таблицы. защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов. Раздел 3. Тема 3.2. защита промежуточных результатов выполнения проектного задания. ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ, применять базовые 14 теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. ОК 10. ПК 1.4. Дифференцированный форме защиты проекта зачет в 15 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.— М. : Дрофа, 2017. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017. 2. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с 2. CD-ROM «Библиотека электронных «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003 наглядных пособий https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292351449012/plakaty/ Солнечная%20система.jpg?height=281&width=400 https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292355320114/plakaty/ Наша%20Галактика.jpg?height=281&width=400 https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292355461589/plakaty/ Другие%20галактики.jpg?height=281&width=400 https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292351850296/plakaty/ Звёзды.jpg?height=279&width=400 https://avatanplus.com/files/resources/mid/56bf1e5536dbe152da8e7ce9.jpg http://planetarium.dn.ua/files/programms/zateyaniy_hram/For%20Lost%20T emple.jpg http://sirco.ro/images/stories/sirco/07948.png http://vestishki.ru/sites/default/files/Наблюдение%20Сириуса_1.jpg 16 http://travel-in-time.org/wp-content/uploads/2016/05/finikiyskiy-korabl.jpg http://astrogalactica.ru/wp-content/uploads/2013/03/kak-nayti-polyarnuyuzvezdu.jpg http://aikido-mariel.ru/misc/i/gallery/31700/812964.jpg http://libdocs.ru/tw_files2/urls_2520/4/d-3771/3771_html_1b401721.jpg http://frombork.art.pl/old.www.frombork.art.pl/images/h0_g177.jpg http://textarchive.ru/images/1205/2408700/m1f8ab8f3.jpg http://www.pvsm.ru/images/2016/08/14/neobyatnye-masshtaby-bytiyachast-1-mejplanetnye-dali-4.jpg http://www.creationmoments.com/sites/creationmoments.com/files/images/ What%27s%20the%20Right%20Answer.jpg http://www.epochtimes.com.ua/upload/medialibrary/1a2/1a2bb741c62fb718 21fd652de10108c6.jpg http://www.epochtimes.com.ua/upload/medialibrary/aad/aad8e9cc59022c5c 377d299b345158ba.jpg http://delovoysaratov.ru/wp-content/uploads/2016/04/img-600-denkosmonavtiki-300x188.png http://jpghoto.ru/img/picture/Aug/17/c878f49178b1cb0b6ea72bc7f0951f9f/ mini_5.jpg http://www.inudisti.it/public/amici/mikimax_480058_4060846090357_1949 845587_n.jpg https://profilib.com/reader/56/16/b101656/003.jpg http://foma.ru/fotos/online/online%202014/Fevral2014/Pushaevgalilij17214/galilei170214_1.jpg http://foma.ru/fotos/online/online%202014/Fevral2014/Pushaevgalilij17214/galilei170214_2.jpg https://www.naturliga.tk/Existens/ru/Файл:GodfreyKneller-IsaacNewton1689.jpg https://indicator.ru/imgs/2016/12/25/10/3995/fae624b611ce5a26b228a68271 9092100e7aacd9.jpg https://cdn.turkaramamotoru.com/ru/istoriya-vselennoj-230332-72.jpg http://uchebana5.ru/images/1381/2760537/m1de10643.png http://quicknews.lv/system/articles/images/000/342/592/original/article_ima ge_14.08.2017_19_3025__0300__701261.jpg?1502728225 17 http://2.bp.blogspot.com/KC0RZRnkM5I/UzQW0O07M4I/AAAAAAAADLo/vgYBNrXJ6hc/s1600/Solar+ System.png http://tainoe.info/upload/editor/news/2016.01/569ddb9766ff5_1453185943.j pg http://geography7.wdfiles.com/local--resized-images/rotating-ofearth/Andromeda_Galaxy_%28with_h-alpha%29.jpg/medium.jpg http://historylost.ru/wp-content/uploads/2016/01/01-1.jpg http://foldtime.com/astronomy/galaxies_net/ngc346_tucana_in_smc_young_ stars.jpg http://www.spaceflightinsider.com/wp-content/uploads/2014/02/LargeMagellanic-Cloud-NASA-photo-posted-on-The-SpaceFLight-Group-Insider488x655.png http://images.scienceworldreport.com/data/thumbs/full/34672/570/0/0/0/hub ble-reveals-oldest-seen-galaxies.jpg http://images.newsworldindia.in/2015/11/Massive-Dark-Matter-Found-InNearby-Galaxy.jpg http://heliograph.ru/images/1544582_tierra.jpg http://comfort-home.com.ua/upload/catalogue/globussamovrashchayushchijsya-PRES-MG-45-BOE-0dfff0-b.jpg 18 Разработчики: ___________________ (место работы) ___________________ (место работы) __________________ _____________________ (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) _________________ _____________________ (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ (место работы) ___________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия) ____________________ (место работы) ___________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия) 19