МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ стр. 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История . название дисциплины 1.1. Область применения примерной программы Рабочая программа учебной дисциплины «История» является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Социально-культурная деятельность». При проведении дисциплины «История» на 1 курсе реализуется элективный курс «Россия – моя история». Особое значение имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10. Рабочая программа учебной дисциплины «История» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах курсов повышения квалификации. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «История» входит в цикл общеобразовательных дисциплин. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: − проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; − критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); − анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах); − различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; − устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; − участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: − основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; − периодизацию всемирной и отечественной истории; 4 − современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; − историческую обусловленность современных общественных процессов; − особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. На 1 курсе основной частью дисциплины «История» является элективный курс «Россия – моя история». Целью элективного курса является формирование представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина «История» и элективный курс имеет историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Актуальность элективного курса «Россия – моя история» в рамках дисциплины «История» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания студентов. В результате освоения учебной дисциплины «История» и элективного курса на 1 курсе обучающийся должен уметь и знать: 5 Коды ОК, ПК ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10 − − Умения Знания Должен уметь: отражать понимание России − в мировых политических и социальноэкономических процессах XX начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое − значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских − научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной − военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать Должен знать: основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории; имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века; ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров; основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве; основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры ирелигии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; − Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции; − Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны; − Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. 6 − − − − изученные исторические события, явления, процессы; осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; − формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; – демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Укрепление Обороноспособности; − Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе; − СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза; Российская Федерация в 19922022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерациикак великой державы в XXI веке. Экономическая и социальнаямодернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире. 7 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «История»: максимальной учебной нагрузки обучающегося 247 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 165 часов; - самостоятельной работы обучающегося 82 часа. Из них: Курс «Россия – моя история» составляет __32__ часа на 1 курсе. 8 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) Итоговая аттестация в форме (указать) Объем часов 247 165 * * * * 82 * в этой строке часы не указываются Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов. 9 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История» Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Вводное занятие. Что изучает история Тема 2. Древневосточные цивилизации. Античная цивилизация Тема 3. История западноевропейского средневековья . Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Раздел 1. Содержание учебного материала Предмет истории. Зачем мы изучаем историю. Появление истории и ее формирование как науки. Выдающиеся историки древности. Историография всемирной истории и истории России. Исторические науки. Всемирная история и история Отечества. Периодизация всемирной истории и истории России. Особенности хронологии и содержания периодизации. Отрасли истории. Вспомогательные исторические дисциплины. Методы исторического исследования. Цивилизационный, формационный, культурологический подходы к изучению истории. Место России в мировом цивилизационном процессе. Исторические источники. Историческая литература о роли и месте России в мировом историческом процессе. Проблема историзма. «Воспитание историей». Истина исторического знания. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Возникновение и развитие древневосточных цивилизаций: Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай. Периодизация древневосточных цивилизаций. Развитие экономики: сельское хозяйство, ремесло, экономические отношения, торговые пути. Социально-политические отношения: имущественная и социальная дифференциация, системы управления государством, особенности религий и ее влияние на жизнь общества. Политическое устройство: город-государство, ном, восточная деспотия, империя. Западный тип цивилизации: античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Периодизация. Особенности античной экономики: сельское хозяйство, ремесло, торговля. Формы государственного устройства: город-государство/полис, республика, империя. Особенности социально-политических отношений. Общее и особенное в развитии древневосточной и античной цивилизаций. Человек и общество в древнем мире. Цивилизации Восточной Европы. Греческие колонии в Северном Причерноморье; скифы, сарматы, Боспорское царство. Падение Западной Римской империи. Великое переселение народов: новые этносы. Империи древности и раннего средневековья. Проблемы древневосточной и античной цивилизаций в зарубежной и отечественной историографии. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Общая характеристика европейского средневековья. Периодизация и ее особенности. Современная историческая наука о периодизации истории средних веков. Типы формирования феодализма (генезис). Признаки феодализма: господство феодальной иерархии в деревне; личная зависимость крестьян; вассально-ленные отношения; феодальная иерархия; сословная система; лидирующая роль городов; цеховой строй в городах; развитие купечества; зарождение мирового Объем часов 3 Уровень освоения 4 8 1 5 9 1 6 8 1 10 Тема 4. Византийская цивилизация Тема 5. Россия – великая наша держава Тема 6. Становление древнерусской цивилизации рынка; диктат религии в политике, экономике, искусстве и науке (университеты под эгидой церкви). Эпоха раздробленности как этап развития феодализма в европейских странах. Средневековые города – центры экономической жизни. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Общественная и политическая система средневековья. Развитие средневековых государств. Католическая церковь как важнейший общественный институт средневековья, ее структура. Власть папы. Борьба духовной и светской властей. Феодальные войны XII -XV веков. Религиозные войны XVI -XVII веков. Процесс образования централизованных государств. Кризис средневекового общества XVI - XVII веков. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Возникновение Византии как самостоятельного государства в результате распада Римской империи. Периодизация истории Византии. Развитие Византийской цивилизации. Сохранение основных элементов античной цивилизации. Особенности геополитического положения. Своеобразие исторического пути Византии. Формирование феодальных отношений. Общественная и политическая системы Византии. Императорская власть. Попытка модернизации Византии в XV веке. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. Содержание учебного материала Происхождение славян. Расселение славян. Образование славянских государств. Колонизация славянами Восточно-европейской равнины: природные условия и их влияние на жизнь восточных славян. Соседи восточных славян. Степь и Древняя Русь: диалог культур, хозяйства, языков. Письменные свидетельства о славянах. Версии происхождения термина «славяне». Проблема прародины славян в трудах русских и современных историков. Начала государственности: древнерусское государство. Его становление, этапы и тенденции развития (IX - начало XII веков). Социально-экономическое развитие. Аграрная экономика древних славян. Сельская община. Колонизация новых земель. Особенности земледелия, ремесла, торговли. Социальная структура общества. Древнерусская феодальная иерархия. Свободное и зависимое население, его категории. Норманнская теория происхождения древнерусского государства: научные дискуссии XVIII-XX веков. «Повесть временных лет». Роль варяжского элемента в становлении государственности на Руси. Критики и сторонники норманнской теории. Происхождение термина «Русь». Первые Рюриковичи. Внутренняя и внешняя политика князей (IX-XII века). Княжеские усобицы. Принятие христианства на Руси (X век). Последствия принятия Русью христианства. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда». Основные тенденции развития древнерусского государства и других европейских стран в IX-XII веках: начало феодальной раздробленности. Варианты государственности на Руси в период раздробленности: Юго-Западная Русь, Северо-Западная 5 9 1 6 2 1 8 1 11 Тема 7. Александр Невский как спаситель Руси Тема 8. Московское княжество в XIV-начале XVI века Тема 9. Смута и её преодоление Тема 10. Волим под царя восточного, православного Тема 11. Западная Европа на пороге нового времени: Возрождение и Реформация Русь, Северо-Восточная Русь. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия. Взаимоотношения русских князей и Золотой Орды. Современники и историки об отношениях Руси и Золотой Орды. Цивилизационные варианты развития Древней Руси в XII-XIII веках. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. Содержание учебного материала Причины усиления Москвы. Деятельность Ивана Калиты и его преемников: этапы объединительного процесса. Северо-Восточная Русь – ядро формирования Российского государства. Современники и историки о причинах возвышения Москвы. Москва и Тверь. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой за национальную независимость. Значение победы в Куликовской битве (1380 г.) Православная церковь и ее роль в консолидации духовных сил народа. Становление Великорусской государственности в конце XIV – начале XVI веков: политическое устройство; формирование централизованного государственного управления; единое законодательство (Судебник 1497 г.). Социальные отношения Московской Руси: социальная структура общества; сословия; создание системы поместного землевладения; развитие вотчинного и условного землевладения. Личность и княжение Ивана III. Создание единого Российского государства. Конец ордынского ига на Руси (1480 г.). Распад Золотой Орды. Общая характеристика развития русских земель в XV – начале XVI веков: характер, тенденции, альтернативы экономической, политической, социальной жизни. Взгляды современников и историков. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. Содержание учебного материала Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Содержание учебного материала Переход от средневековья к новому времени в Западной Европе – «Возрождение» и «Реформация». Происхождение понятий. Особенности терминологии. Хронологические рамки. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения (XIV-XVI вв.). Европейская городская культура. Патрициат как социальная группа. Коммунальное движение. Освобождение европейских городов от феодальной зависимости и установление новых форм административных организаций. Мировоззрение сословия горожан, их политические идеалы. Великие географические открытия – начало европейской колонизации. Реформация: границы индивидуализма (XVI век). Религиозные войны. Протестантизм и развитие 5 2 1 9 1 5 2 1 2 8 1 12 Тема 12. Новое время в истории стран Запада. Тема 13. Пётр Великий. Строитель великой империи Тема 14. Россия в XVIII веке: традиции и модернизация. буржуазных отношений в Европе. Нидерландская революция (1566-1609). Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Общая характеристика нового времени. Хронологические рамки (начало XVII – 80-е годы XIX веков). Эволюция взглядов историков на периодизацию и содержание нового времени. Два подхода к изучению нового времени: как новой формы общества (исторический подход) и как формирование человека нового типа (культурологический, философский подход). Крупнейшие революции XVII-XIX веков, их влияние на развитие стран мира (английская революция 1640-1660 гг., французская революция 1789-1794 гг., американская революция 1775-1783 гг.). Политическое развитие стран Запада. Кризис абсолютизма. Становление парламентаризма, правовых государств, гражданского общества. Экономическое развитие стран Запада. Промышленная революция второй половины XVIII века, появление механизированного производства. Переход от мануфактур к фабричному производству. Общественные движения в странах Запада: социальные (крестьянские и рабочие), национальные и религиозные. Либерализм, консерватизм, социализм. Внешняя политика стран Запада. Колониализм. Межимперские противоречия. Историческое наследие цивилизаций нового времени. Становление мировой цивилизации. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Замедление европеизации России после смерти Петра I. Политическая борьба за власть в период 1725-1762 гг. (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III). Варианты политического развития России. Феномен «дворцовых переворотов»: причины, поводы, движущие силы. Верховный тайный совет и первые попытки ограничения самодержавия. Царствование Екатерины II: основные направления преобразований. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Власть и общество при Екатерине II. Переустройство органов управления. «Жалованная грамота дворянству». «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Сословное устройство. Положение крестьян. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Сельское хозяйство и дворянское землевладение. Развитие промышленности и торговли. Зарождение и начало развития капиталистического уклада. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: мнения современников, современные оценки. Внешняя политика Екатерины II. Екатерина II и революционные события во Франции. Современники и историки о правлении Екатерины II. Павел I: направления внутренней и внешней политики. Россия в системе международных отношений к концу XVIII века. 5 9 1 6 2 1 5 8 1 13 Тема 15. Отторженная возвратих Тема 16. Крымская война – «Пиррова победа Европы» Тема 17. Гибель империи Тема 18. От великих потрясений к Великой победе Тема 19. Вставай, страна огромная Тема 20. В буднях великих строек Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 6 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. Содержание учебного материала «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. Содержание учебного материала Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральскаяреволюция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. Содержание учебного материала Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне. Содержание учебного материала Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. Содержание учебного материала Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы. Тема 21. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению Содержание учебного материала Тема 22. Россия. ХХI Содержание учебного материала Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики –цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. 2 1 14 век Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. Тема 23. История антироссийской пропаганды Содержание учебного материала Тема 24. Слава русского оружия Содержание учебного материала Тема 25. Россия в деле Содержание учебного материала Тема 26. Индустриальная цивилизация XIX века в странах Западной Европы и в России 2 1 2 1 2 1 9 1 Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно- промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки. Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Содержание учебного материала Образование республик в странах Запада. Переход от абсолютной монархии к парламентаризму. Восстановление абсолютных монархий в странах Западной Европы. Попытка модернизации России по европейским образцам. Проекты реформ начала XIX века: М. Сперанский, Н.Новосильцев, А.Аракчеев. Реформы в странах Западной Европы: предпосылки, содержание, характер, итоги. Официальная идеология в странах Европы и в России в XIX веке. Теория «официальной народности». Движение декабристов в России: причины возникновения, организации и их проекты преобразований России, восстание в декабре 1825 года и его итоги. Значение движения декабристов. Царствование Александра I и Николая I: реформы и преобразования. Участие России в международных союзах в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Создание «Священного союза» – новый этап развития международных отношений. Восточный вопрос. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Национальные интересы 15 Тема 27. Россия и страны мира на рубеже XIX-XX веков: эпоха войн и революций и имперские притязания России. «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. Социально-экономическое развитие европейских стран в XIX веке: промышленный переворот и изменения в экономике. Традиционные и индустриальные общества. Промышленный переворот в России. Разложение крепостного права. Реформы в Англии, Австрии. Вторая империя и Третья республика во Франции. Объединение Германии, Италии. Гражданская война, отмена рабства в США. Реформы О. фон Бисмарка. Отход от традиционализма в странах Востока (Япония, Китай, Турция). Назревание революционной ситуации в России. Император Александр II и подготовка отмены крепостного права. Великие реформы в России 1860-70-х годов: отмена крепостного права (1861), положение о земских учреждениях, новые судебные уставы, городская и военная реформы. Модернизация и пути развития России. Историческое значение отмены крепостного права в России. Проект Конституции. Контрреформы Александра III (1881-1894). Идеология политики контрреформ. К.Победоносцев. Эпоха политической реакции. Политика в области крестьянского вопроса, просвещения и печати. Земская контрреформа. Новое городское положение. Национальный вопрос и попытки его решения. Индустриализация России второй половины XIX века. Многоукладность экономики. Ускоренное развитие промышленности, отставание сельского хозяйства, усиление экономических позиций русской буржуазии и отсутствие у нее политической власти. Численный рост пролетариата, неразвитость трудового законодательства. Крепостнические пережитки в деревне. Общественные движения в странах Запада и в России во второй половине XIX века. Либеральные и консервативные направления в общественной мысли. Социалистические учения. Анархизм. Марксизм. Рабочее движение. Социал-демократия в России и на Западе. Поиски путей развития России во второй половине XIX века. Межимперские противоречия. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении народов Балканского полуострова. «Тройственный союз». Нерешенные проблемы России. XIX век – этап на пути интеграции России в мировую историю. Западная и отечественная историография о развитии и проблемах западноевропейской и российской цивилизаций в XIX веке. Самостоятельная работа обучающихся Итого за 1 курс Содержание учебного материала Соотношение экономики, войны и политики в отношениях мировых держав в конце XIX – начале XX веков – Северная Америка, Россия и Западная Европа; Россия и Восток. Россия между Азией и Европой. Путь к капитализму: феодальные пережитки. Внутренняя политика царизма. Николай II: политический портрет, личные качества и их значение для судьбы России. Современники и историки о личности и политике Николая II (1894-1918). Международные отношения рубежа XIX-XX вв.: создание систем союзов (Антанта, Тройственный или Центральный союз), наращивание военной мощи, противоборство Франции – Германии, Японии – России, расширение колониальных империй, территориальные претензии. Политические лидеры и их роль в международных отношениях. Участие России в экономическом и территориальном разделе мира. Русско-японская война (1904-1905). Основные сражения (Порт-Артур, Ляоян, Мукден, Цусима). 6 117 18 1 16 Тема 28. Страны Запада в ХХ веке: переход к постиндустриальной цивилизации Портсмутский мир. Последствия русско-японской войны для внутриполитического положения России. Революция 1905-1907 гг. Буржуазно-демократическое содержание задач революции. Основные лозунги революции. Позиции политических партий. Советы рабочих депутатов. Основные этапы революции. «Манифест 17 октября». Образование либеральных партий. Спад революции. Начало российского парламентаризма. Первая и Вторая Государственные думы. Переворот 3 июня 1907 г. Итоги и последствия революции. Третьеиюньская монархия. Реформирование с позиций силы. Столыпинская аграрная реформа. Попытки решения крестьянского вопроса «сверху», «капитализация» деревни. Противоречивость столыпинской реформы. Разрушение общины. Переселенческая политика. Итоги и значение реформы, ее незавершенность. Проблемы модернизации России в начале ХХ века: возможности и осуществление. Индустриальные страны начала ХХ века. Два пути модернизации в странах первого и второго эшелонов. Либеральная идеология в странах первого эшелона модернизации (Великобритания, США, Франция). Государство как высшая ценность в странах второго эшелона модернизации (Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия, Япония). Обострение политического кризиса накануне Первой мировой войны. Геополитическая ситуация. Зоны и сферы столкновения интересов. Военные факторы как инициирующие начала в модернизационных процессах разных вариантов развития цивилизаций (на примерах Китая, Японии, Турции). Человечество накануне мировой войны: геополитические и социокультурные характеристики. Глобальный характер противоречий между основными участниками конфликта. Причины преобладания геополитических амбиций над необходимостью уберечь социокультурные ценности. Первая мировая война (1914-1918) – ее характер, основные этапы в различных регионах мира. Крушение четырех мировых империй – Российской, Австро-Венгерской, Османской, Германской. Последствия этого крушения. Первая мировая война и рождение тоталитарных режимов разных типов как очередных тупиковых ветвей цивилизации. Основные виды тоталитарных режимов. Откаты в развитии цивилизаций в зонах революционного экстремизма и радикализма. Версальско-Вашингтонская система регулирования международных отношений в период между двумя мировыми войнами. От Вены (1915) до Версаля (1922): аспекты коллективной безопасности. Основные этапы и принципы политики «баланса сил» в системе общечеловеческих ценностей индустриального общества. Место России в общемировом процессе. Общеполитический и хозяйственный кризис в России в начале 1917 года: канун Февральской революции. Падение самодержавия. Временное правительство. Советы рабочих и солдатских депутатов. Кризис праволиберальных партий. Земельный вопрос. Большевистская партия, ее ориентация на дальнейшее развитие революции. В.И.Ленин: политический портрет и деятельность после возвращения в Россию из эмиграции. Современники и историки о проблемах русской революции 1917 года. Положение на фронтах мировой войны. События июля 1917 г. в России. Идея военной диктатуры. Мятеж П.Корнилова. Рост популярности большевиков осенью 1917 г. Курс на вооруженное восстание. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Послевоенная Европа: от революций к стабилизации (1918-1929). «Теория империализма» и ее выводы. Экономический кризис (1929-1933) и выход из него стран Европы и Америки. Модернизация и либеральный реформизм в Великобритании, США, Франции, странах Северной Европы. Фашистские страны (Германия, 6 18 1 17 Тема 29. Советская цивилизация: становление, развитие и крах (1917-1991) Италия, Испания) и формирование фашистских режимов. Тоталитаризм как явление мирового масштаба. Его признаки. Политическое развитие стран Запада в ХХ веке: Вторая мировая война (1939-1945). Геополитические аспекты Второй мировой войны. Создание и функционирование ООН. Военное и экономическое противостояние в мире после Второй мировой войны. Столкновение и борьба имперской политики СССР и силовых доктрин США в разных регионах мира («холодная война»). Социалистическая система и ее распад. НТР второй половины ХХ века: техника и технология. Последствия НТР. Технология и свобода информации. Средства массовой информации. Формирование единого информационного пространства. Особенности социокультурных аспектов постиндустриальной цивилизации. Сопутствующие аспекты постиндустриальной цивилизации: безопасность и качество среды обитания, военно-политическое обеспечение преемственности прогресса (на коллективной основе) и др. Постсоветское пространство: его роль, место и значение в мировом сообществе. Взаимодействие постиндустриальных (технотронных) обществ и стран запаздывающего развития в конце ХХ – начале ХХI века. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Развитие России как локальной цивилизации в ХХ веке. Общенациональный кризис 1917 года. «Социалистическая революция» как форма разрешения внутренних и внешних противоречий. «Советская модель» – мобилизационный вариант форсированного развития, способ включения российской цивилизации в мировой исторический процесс и самосохранения в условиях ХХ века. Октябрьская революция 1917 года: победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве. II съезд Советов: декреты о мире, о земле. Формирование СНК. Избрание ВЦИК. Установление советской власти в различных регионах страны. Противоречия идеологии новой власти и ориентации большинства населения. Результаты выборов в Учредительное собрание. Формирование советского государственного аппарата и политической системы. Социально-экономическая политика большевиков. Переход к политике «военного коммунизма». Международное положение России. Выход Советской России из Первой мировой войны (1918). Гражданская война и интервенция (1917-1920): причины и начало. Сражения гражданской войны. Лидеры Белого движения. Герои гражданской войны. Окончание войны и ее последствия. Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война Современники и историки о проблемах российской истории 1917 года, гражданской войны и интервенции: стереотипы и современные взгляды. Кризис 1921 года: переход к НЭПу. Продналог. Уклады в экономике. Социально-экономические итоги НЭПа. Национальный вопрос и его решение большевиками. Образование СССР. Конституция СССР 1924 года. Общественно-политическая жизнь 20-х годов. «Уклоны» в партии. Внутрипартийная борьба. Возвышение И. Сталина. Н. Бухарин, Л. Троцкий, А. Рыков, Л. Каменев. Кризис конца 20-х годов. Советская модель модернизации. Альтернативные программы. «Социалистическая индустриализация». Коллективизация сельского хозяйства. Раскрестьянивание деревни. Ход индустриализации. Последствия «великого перелома». Смысл «культурной революции». ВКП(б) – ядро тоталитарной системы. Идеологизация 6 18 1 18 общественной жизни. Политика властей в отношении интеллигенции. Усиление роли идеологии в жизни общества. Утверждение социалистического реализма в культуре и искусстве. «Вклад» творческих союзов в развитие тоталитарной системы. Достижения и недостатки «культурной революции»: понижение общей культуры в СССР, примитивизация образования, фальсификация науки, использование достижений науки в интересах ВПК. Итоги первых пятилеток (1928-1933, 1933-1937, 1938-1942): успехи реальные и «официальные». Цена форсированной индустриализации. Конституция СССР 1936 года: декларации и реальность. Террор, подавление инакомыслия, политические процессы 30-х годов. Механизм репрессий. Создание и функционирование системы ГУЛАГ. Культ личности И.Сталина. Сопротивление сталинизму. Последствия репрессий для страны: военный, внешнеполитический, экономический, интеллектуальный урон. Международное положение в конце 20-х и 30-е годы. Внешняя политика СССР. Геополитические интересы СССР. Советская военная доктрина. Репрессии в армии в конце 30-х годов. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Имперская политика сталинского руководства. Пакт Молотова-Риббентропа (1939), его последствия. Вступление СССР во Вторую мировую войну. Расширение границ СССР. Западная, советская и российская историография о проблемах и противоречиях советской истории 20 – 30-х годов. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Катастрофическое начало войны: причины военных неудач 1941 года. Соотношение сил, просчеты руководства, ход боев. Оборона Москвы и контрнаступление. Первые победы Красной Армии. Перестройка экономики на военный лад. Военные действия летом и осенью 1942 года. Сталинградская и Курская битвы. Освобождение СССР. Освобождение Европы. Окончание войны. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Окончание Второй мировой войны. Итоги войны для СССР. Потери в войне. Геополитическое положение страны. Образование НАТО. Создание социалистического лагеря. Восстановление народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство). Продолжение репрессивной политики. «Ленинградское дело». «Дело врачей». Новый виток политических репрессий в конце 40-х годов. Ужесточение внешней политики СССР в конце 40-х – начале 50-х годов. Смерть И. Сталина (1953) и борьба за власть. Альтернативы политического развития после смерти И. Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Н. Хрущев. ХХ съезд КПСС (1956): его основные решения, историческое значение. Разоблачение культа личности И. Сталина. Десталинизация. Противоречивость перемен. Развитие экономики: плюсы и минусы реформ. Реформы в области управления. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и начало освоения космоса. Отношение Н. Хрущева к творческой интеллигенции. Ограниченный характер «оттепели». Внешняя политика: противоречия теории и практики. ХХII съезд и программа КПСС. Курс на форсированное строительство коммунизма. Смещение Н. Хрущева (1964). Современники и историки о проблемах развития СССР в середине ХХ века. Общественно-политическое развитие страны в 1964-1985 годах: смена политического курса Л. Брежневым. «Ползучая ресталинизация». Замедление темпов экономического роста. Реформа 1965 года: реализация, противоречие и неэффективность. Увеличение сырьевого экспорта, технологическое отставание, нарастание экономических трудностей. Стагнация. «Конституция развитого социализма» (1977). Развитие духовной сферы жизни советского общества, его основные тенденции. Возникновение и 19 Тема 30. Россия и страны Запада на рубеже ХХ-ХХI веков: тенденции развития и проблемы глобализации. оформление диссидентского движения, этапы его развития. Жизнь и быт советского человека (в городе и деревне). Советская культура в 60-е – 80-е годы: противоречия в развитии, застой в духовной жизни. А. Солженицын. А. Сахаров, В. Высоцкий. И. Бродский. Международное положение в СССР с середины 60-х до середины 80-х годов. Теория конвергенции. Курс на достижение паритета в военной области с Западом. Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности. Договоры об ограничении стратегических вооружений. Крах разрядки. СССР в 1985-1991 гг.: от Ю. Андропова к М. Горбачеву. Перестройка и попытки радикального изменения советского общества. От «ускорения» к созданию «регулируемой» рыночной экономики. Реформы в области идеологии. «Новое политическое мышление». Гласность как инструмент демократизации политической структуры. Переосмысление истории, критика периода «застоя». От критики сталинизма к критике классиков марксизма-ленинизма. Плюрализм. Неразвитость политической культуры населения, мифологизированность сознания. Смена мифологии советской на мифологию антисоветскую. Политическое развитие конца 80-х – начала 90-х годов. Попытки демократизации КПСС. Поляризация политических сил. Выборные кампании. Забастовочное движение. Активизация национального самосознания, национализм. Зарождение националистических движений и организаций. Начало суверенизации бывших союзных республик. Референдум 1991 года о сохранении СССР. Избрание Президента России. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР. Введение поста Президента СССР. Курс на суверенитет РСФСР. ГКЧП (1991). Радикальные изменения расстановки политических сил. Запрет КПСС. Окончательный развал СССР. Образование СНГ. Крах перестройки. Итоги перестройки (1985-1991). Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Геополитические альтернативы в цивилизациях на рубеже ХХ-ХХI веков: глобальные проблемы человечества и проблемы глобализации. Информационная революция в странах Запада конца ХХ века. Постиндустриальное общество: параметры и особенности. Общий характер социального устройства. Характер участия членов общества в управлении его делами. Господствующий характер экономических отношений. Общий характер организационного и технического уровня. Структура занятости. Характер поселений. Уровень и масштабы образования. Характер развития научных знаний и роль науки в жизни общества. Интеграция. Перспективы интеграционных процессов в начале XXI века. Особенности развития США, Японии, стран Западной и Восточной Европы, России. Вестернизация и новые формы модернизации в странах Юго-Восточной Азии. Динамичность развития на рубеже ХХ-ХХI веков: способность стран к модернизации и проблемы существования. Россия в 90-е годы ХХ века: переход к рынку. Проблемы в экономической и социально-политической сферах. Формирование управленческой структуры. Президент Б. Ельцин: политический портрет. Политический кризис 1993 г. Программы рыночных преобразований в стране (Е. Гайдар, Г. Явлинский). Приватизация государственной собственности, методы ее осуществления и последствия. Изменения в социальной структуре российского общества. Духовная жизнь в России на рубеже ХХ-ХХI веков: кризис мировоззрения; попытки осмысления прошлого и настоящего России, причин тяжелых испытаний конца ХХ века; падение общекультурного уровня населения; кризис морали; засилье «массовой культуры»; начало реформы системы образования и его деидеологизация. Политическая система на рубеже ХХ-ХХI веков: от советской к либеральной модели организации власти. Конституция 1993 г. Итоги и перспективы реформирования политической системы России. Президент В. Путин: политический портрет. Продолжение политики реформ. 6 18 1 20 Национальная политика и национальные проблемы. Геополитическое положение России после распада СССР и корректировка внешней политики в новых условиях. Отношения России со странами «ближнего зарубежья». Влияние России на судьбы «постсоветского пространства». Русские – разделенный народ. Проблемы русскоязычного населения в странах СНГ и «ближнего зарубежья». Проблемы реинтеграции бывших советских республик. Отношения с Западом. Проблемы отношений России с блоком НАТО и расширения границ стран НАТО на Восток. Отношения России со странами Азии (Китаем, Японией). Отношения России с мусульманским миром. Россия и западноевропейская цивилизация в начале ХХI века: проблемы нового миропорядка. Проблема беженцев и этнических меньшинств. Проблема трудовых ресурсов и демографическая проблема. Роль ООН в современном мире: возможности решений национальных, военных, региональных проблем и конфликтов. Роль политических лидеров в судьбах мировой цивилизации. Вклад России в решение глобальных проблем человечества в ХХI веке. Перспективы российской цивилизации. Перспективы мировой цивилизации. Самостоятельная работа обучающихся Всего: Из них: Аудиторная работа: Самостоятельная работа 6 247 165 82 21 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный оборудованием: учебная доска; рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия; рабочее место преподавателя. 3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.1.1. Основные печатные издания 1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с. 2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. 3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с. 4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. 3.1.2. Основные электронные издания 1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022). 2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022). 3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : 4. Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022). 5. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. 22 Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке. 3.1.3. Дополнительные источники 1. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05792-8. – Текст: непосредственный. 2. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09384. – Текст: непосредственный. 3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный. 4. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный. 5. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 08560-0. – Текст: непосредственный. 6. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный. 7. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09199-1. – Текст: непосредственный. 8. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст:непосредственный. 9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст: непосредственный. 10. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный. 11. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный. 12. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:непосредственный. 23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: − проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; − критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); − анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах); − различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; − устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; − участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: − основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; − периодизацию всемирной и отечественной истории; − современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; − историческую обусловленность современных общественных процессов; − особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Экзамен Срезы знаний (тестирование) Защита реферата 4.1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках элективного курса Знать: Демонстрация знания об Экспертное наблюдение и основные периоды истории основных тенденциях Оценивание знаний на Российского государства, ключевые экономического, теоретических занятиях. социально-экономические процессы, политического и Оценивание выполнения а также даты важнейших событий культурного развития индивидуальных и 24 отечественной истории; имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально- экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века; ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров; основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве; основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции; Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны; Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности; Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы России. Демонстрация групповых заданий. знания об основных источниках информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте. Демонстрирование знания о приемах структурирования информации. Демонстрация знания о формате оформления результатов поиска информации. Демонстрирование знания о возможных траекториях личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрация знания о психологии коллектива психологии личности. Сформированность знаний о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Демонстрация знания о сущности гражданско-патриотической позиции. Демонстрация знания об общечеловеческих ценностях. Демонстрация знания о содержании и назначении важнейших правовых и законодательных актов государственного значения. Сформированность знаний о перспективных направлениях и основных проблемах развития РФ на современном этапе. 25 войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе; СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза; Российская Федерация в 1992- 2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире. Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса Уметь: Демонстрация умения Подготовка выступлений с отражать понимание России в ориентироваться в проблемно- тематическими мировых политических и социально- современной сообщениями (докладами, экономических процессах XX экономической, презентациями). начала XXI века, знание достижений политической и культурной страны и ее народа; умение ситуации в России и мире. характеризовать историческое Демонстрирование умения значение Российской революции, распознавать задачу и/или Гражданской войны, Новой проблему в историческом экономической политики, контексте. Демонстрация индустриализации и умения анализировать коллективизации в СССР, задачу и/или проблему в решающую роль СССР в победе над историческом контексте и нацизмом, значение советских выделять ее составные научно-технологических успехов, части. Демонстрация освоения космоса; понимание причин умения оценивать результат и следствий распада СССР, и последствия 26 возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX–начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР(России); анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; осуществлять с соблюдением исторических событий. Сформированность умений определять задачи поиска исторической информации. Демонстрация умения определять необходимые источники информации. Демонстрация умения структурировать получаемую информацию. Демонстрация умения выделять наиболее значимое в перечне информации. Демонстрация умения оценивать практическую значимость результатов поиска и умения оформлять результаты поиска. Сформированность умения выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрация умения организовывать и мотивировать коллектив для совместной деятельности. Демонстрация умения излагать свои мысли в контексте современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрирование умения осознавать личную ответственность за судьбу России. Демонстрация умения проявлять социальную активность и гражданскую зрелость. Демонстрирование умения Применять средства информационных технологий для решения 27