Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Рабочая программа по истории СХНП_2022

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История

.

название дисциплины

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является обязательной
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по специальности «Сольное и хоровое народное пение».
При проведении дисциплины «История» на 1 курсе реализуется
элективный курс «Россия – моя история». Особое значение имеет при
формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.
Рабочая программа учебной дисциплины «История» может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании в программах
курсов повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина «История» входит в цикл
общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
− критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
− анализировать историческую информацию, представленную в разных
системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);
− различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
− устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
− участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации
исторические сведения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
− периодизацию всемирной и отечественной истории;
4

− современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
− историческую обусловленность современных общественных процессов;
− особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
На 1 курсе основной частью дисциплины «История» является элективный
курс «Россия – моя история». Целью элективного курса является формирование
представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах
истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории,
культуре, традициям. Дисциплина «История» и элективный курс имеет
историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность
и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти,
противодействию фальсификации исторических фактов.
Актуальность элективного курса «Россия – моя история» в рамках
дисциплины «История» заключается в его практической направленности на
реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России. Курс способствует формированию патриотизма,
гражданственности как важнейших направлений воспитания студентов.
В результате освоения учебной дисциплины «История» и элективного
курса на 1 курсе обучающийся должен уметь и знать:

5

Коды
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 10

−

−

Умения

Знания

Должен уметь:
отражать понимание России
− в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX начала XXI века, знание достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
−
значение Российской революции,
Гражданской
войны,
Новой
экономической
политики,
индустриализации
и
коллективизации
в
СССР,
решающую роль СССР в победе над
нацизмом,
значение
советских
−
научно-технологических
успехов,
освоения космоса; понимание причин
и
следствий
распада
СССР,
возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
−
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР
(России);
составлять описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать

Должен знать:
основные
периоды
истории
Российского государства, ключевые
социально-экономические процессы, а
также даты важнейших событий
отечественной истории;
имена героев Первой мировой,
Гражданской, Великой Отечественной
войн, исторических личностей, внесших
значительный вклад в социальноэкономическое,
политическое
и
культурное развитие России в XX –
начале XXI века;
ключевые события, основные
даты и этапы истории России и мира в
XX – начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории;
важнейших
достижений
культуры, ценностных ориентиров;
основные
этапы
эволюции
внешней политики России, роль и место
России в общемировом пространстве;
основные тенденции и явления в
культуре; роль науки, культуры ирелигии
в сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
−
Россия накануне Первой мировой
войны. Ход военных действий. Власть,
общество,
экономика,
культура.
Предпосылки революции;
−
Февральская революция 1917
года.
Двоевластие.
Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция.
Политика
«военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской войны;
−
Нэп. Образование СССР. СССР в
годы
нэпа.
«Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция.
Первые
Пятилетки. Политический строй и
репрессии. Внешняя политика СССР.
6

−

−

−

−

изученные исторические события,
явления, процессы;
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет,
СМИ
для
решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности;
анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных
источниках;
−
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига
народа
при
защите
Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям
российской
истории;
–
демонстрировать
патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своему
Отечеству
—
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
демократических
ценностей
современного общества.

Укрепление Обороноспособности;
−
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы сторон,
основные операции. Государство и
общество в годы войны, массовый
героизм советского народа, единство
фронта и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим,
зверства захватчиков. Освободительная
миссия Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад СССР в
Великую Победу. Защита памяти о
Великой Победе;
−
СССР
в
1945-1991
годы.
Экономические развитие и реформы.
Политическая
система
«развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования,
культуры.
«Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины распада Советского Союза;
Российская Федерация в 19922022 годы. Становление новой России.
Возрождение Российской Федерациикак
великой
державы
в XXI веке.
Экономическая
и
социальнаямодернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная
жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом
и
Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в современном
мире.

7

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины «История»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 282 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 198 часов;
- самостоятельной работы обучающегося
84
часа.
Из них:
Курс «Россия – моя история» составляет __32__ часа на 1 курсе.

8

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме (указать)

Объем
часов
282
198
*
*
*
*
84
*

в этой строке часы не указываются
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

9

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«История»
Наименование разделов и
тем
1
Тема 1. Вводное занятие.
Что изучает история

Тема 2. Древневосточные
цивилизации. Античная
цивилизация

Тема 3. История
западноевропейского
средневековья

.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Раздел 1.
Содержание учебного материала
Предмет истории. Зачем мы изучаем историю.
Появление истории и ее формирование как науки. Выдающиеся историки древности. Историография
всемирной истории и истории России. Исторические науки. Всемирная история и история Отечества.
Периодизация всемирной истории и истории России. Особенности хронологии и содержания периодизации.
Отрасли истории. Вспомогательные исторические дисциплины. Методы исторического исследования.
Цивилизационный, формационный, культурологический подходы к изучению истории. Место России в
мировом цивилизационном процессе. Исторические источники.
Историческая литература о роли и месте России в мировом историческом процессе.
Проблема историзма. «Воспитание историей». Истина исторического знания.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Возникновение и развитие древневосточных цивилизаций: Древняя Месопотамия, Древний Египет,
Древняя Индия, Древний Китай.
Периодизация древневосточных цивилизаций. Развитие экономики: сельское хозяйство, ремесло,
экономические отношения, торговые пути. Социально-политические отношения: имущественная и
социальная дифференциация, системы управления государством, особенности религий и ее влияние на жизнь
общества. Политическое устройство: город-государство, ном, восточная деспотия, империя.
Западный тип цивилизации: античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Периодизация.
Особенности античной экономики: сельское хозяйство, ремесло, торговля. Формы государственного
устройства: город-государство/полис, республика, империя. Особенности социально-политических
отношений.
Общее и особенное в развитии древневосточной и античной цивилизаций. Человек и общество в
древнем мире.
Цивилизации Восточной Европы. Греческие колонии в Северном Причерноморье; скифы, сарматы,
Боспорское царство. Падение Западной Римской империи. Великое переселение народов: новые этносы.
Империи древности и раннего средневековья.
Проблемы древневосточной и античной цивилизаций в зарубежной и отечественной историографии.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общая характеристика европейского средневековья. Периодизация и ее особенности. Современная
историческая наука о периодизации истории средних веков.
Типы формирования феодализма (генезис). Признаки феодализма: господство феодальной иерархии в
деревне; личная зависимость крестьян; вассально-ленные отношения; феодальная иерархия; сословная
система; лидирующая роль городов; цеховой строй в городах; развитие купечества; зарождение мирового

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

2

1

4
4

1

4
4

1

10

Тема 4. Византийская
цивилизация

Тема 5. Россия –
великая наша держава
Тема 6. Становление
древнерусской
цивилизации

рынка; диктат религии в политике, экономике, искусстве и науке (университеты под эгидой церкви).
Эпоха раздробленности как этап развития феодализма в европейских странах. Средневековые города –
центры экономической жизни. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли.
Общественная и политическая система средневековья. Развитие средневековых государств.
Католическая церковь как важнейший общественный институт средневековья, ее структура. Власть папы.
Борьба духовной и светской властей. Феодальные войны XII -XV веков.
Религиозные войны XVI -XVII веков.
Процесс образования централизованных государств.
Кризис средневекового общества XVI - XVII веков.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Возникновение Византии как самостоятельного государства в результате распада Римской империи.
Периодизация истории Византии.
Развитие Византийской цивилизации. Сохранение основных элементов античной цивилизации.
Особенности геополитического положения. Своеобразие исторического пути Византии.
Формирование феодальных отношений. Общественная и политическая системы Византии.
Императорская власть. Попытка модернизации Византии в XV веке.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе.
Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его
геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.
Содержание учебного материала
Происхождение славян. Расселение славян. Образование славянских государств. Колонизация
славянами Восточно-европейской равнины: природные условия и их влияние на жизнь восточных славян.
Соседи восточных славян. Степь и Древняя Русь: диалог культур, хозяйства, языков.
Письменные свидетельства о славянах. Версии происхождения термина «славяне». Проблема
прародины славян в трудах русских и современных историков.
Начала государственности: древнерусское государство. Его становление, этапы и тенденции развития
(IX - начало XII веков).
Социально-экономическое развитие. Аграрная экономика древних славян. Сельская община.
Колонизация новых земель. Особенности земледелия, ремесла, торговли.
Социальная структура общества. Древнерусская феодальная иерархия. Свободное и зависимое
население, его категории.
Норманнская теория происхождения древнерусского государства: научные дискуссии XVIII-XX веков.
«Повесть временных лет». Роль варяжского элемента в становлении государственности на Руси. Критики и
сторонники норманнской теории. Происхождение термина «Русь».
Первые Рюриковичи. Внутренняя и внешняя политика князей (IX-XII века). Княжеские усобицы.
Принятие христианства на Руси (X век). Последствия принятия Русью христианства.
Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда».
Основные тенденции развития древнерусского государства и других европейских стран в IX-XII веках:
начало феодальной раздробленности.
Варианты государственности на Руси в период раздробленности: Юго-Западная Русь, Северо-Западная

4
2

1

4
2

1

4

1

11

Тема 7. Александр
Невский
как
спаситель Руси
Тема 8. Московское
княжество в XIV-начале
XVI века

Тема 9. Смута и её
преодоление
Тема 10. Волим под
царя
восточного,
православного
Тема 11. Западная Европа
на пороге нового
времени: Возрождение и
Реформация

Русь, Северо-Восточная Русь.
Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия. Взаимоотношения русских князей и Золотой
Орды. Современники и историки об отношениях Руси и Золотой Орды.
Цивилизационные варианты развития Древней Руси в XII-XIII веках.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище.
Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда.
Отношение Александра с Ордой.
Содержание учебного материала
Причины усиления Москвы. Деятельность Ивана Калиты и его преемников: этапы объединительного
процесса. Северо-Восточная Русь – ядро формирования Российского государства. Современники и историки о
причинах возвышения Москвы. Москва и Тверь.
Начало открытой борьбы с Золотой Ордой за национальную независимость. Значение победы в
Куликовской битве (1380 г.) Православная церковь и ее роль в консолидации духовных сил народа.
Становление Великорусской государственности в конце XIV – начале XVI веков: политическое
устройство; формирование централизованного государственного управления; единое законодательство
(Судебник 1497 г.). Социальные отношения Московской Руси: социальная структура общества; сословия;
создание системы поместного землевладения; развитие вотчинного и условного землевладения.
Личность и княжение Ивана III. Создание единого Российского государства. Конец ордынского ига на
Руси (1480 г.). Распад Золотой Орды.
Общая характеристика развития русских земель в XV – начале XVI веков: характер, тенденции,
альтернативы экономической, политической, социальной жизни. Взгляды современников и историков.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Династический
кризис и
причины
Смутного
времени.
Избрание
государей
посредством
народного
голосования.
Столкновение с
иностранными
захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Содержание учебного материала
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных
княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана
Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г.
Содержание учебного материала
Переход от средневековья к новому времени в Западной Европе – «Возрождение» и «Реформация».
Происхождение понятий. Особенности терминологии. Хронологические рамки.
Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения (XIV-XVI вв.).
Европейская городская культура. Патрициат как социальная группа. Коммунальное движение. Освобождение
европейских городов от феодальной зависимости и установление новых форм административных
организаций.
Мировоззрение сословия горожан, их политические идеалы.
Великие географические открытия – начало европейской колонизации.
Реформация: границы индивидуализма (XVI век). Религиозные войны. Протестантизм и развитие

4
2

1

6

1

4
2

1

2

4

1

12

Тема 12. Новое время в
истории стран Запада.

Тема 13. Пётр Великий.
Строитель великой
империи

Тема 14. Россия в XVIII
веке: традиции и
модернизация.

буржуазных отношений в Европе. Нидерландская революция (1566-1609).
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общая характеристика нового времени. Хронологические рамки (начало XVII – 80-е годы XIX веков).
Эволюция взглядов историков на периодизацию и содержание нового времени. Два подхода к изучению
нового времени: как новой формы общества (исторический подход) и как формирование человека нового типа
(культурологический, философский подход).
Крупнейшие революции XVII-XIX веков, их влияние на развитие стран мира (английская революция
1640-1660 гг., французская революция 1789-1794 гг., американская революция 1775-1783 гг.).
Политическое развитие стран Запада. Кризис абсолютизма. Становление парламентаризма, правовых
государств, гражданского общества.
Экономическое развитие стран Запада. Промышленная революция второй половины XVIII века, появление
механизированного производства. Переход от мануфактур к фабричному производству.
Общественные движения в странах Запада: социальные (крестьянские и рабочие), национальные и
религиозные. Либерализм, консерватизм, социализм.
Внешняя политика стран Запада. Колониализм. Межимперские противоречия.
Историческое наследие цивилизаций нового времени. Становление мировой цивилизации.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы).
Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход.
Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в
стране. Строительство великой империи: цена и результаты.

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Замедление европеизации России после смерти Петра I. Политическая борьба за власть в период
1725-1762 гг. (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III).
Варианты политического развития России. Феномен «дворцовых переворотов»: причины, поводы, движущие
силы.
Верховный тайный совет и первые попытки ограничения самодержавия.
Царствование Екатерины II: основные направления преобразований. Эпоха «просвещенного
абсолютизма». Власть и общество при Екатерине II. Переустройство органов управления. «Жалованная
грамота дворянству». «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Сословное устройство.
Положение крестьян.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Сельское хозяйство и дворянское
землевладение. Развитие промышленности и торговли. Зарождение и начало развития капиталистического
уклада.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: мнения современников, современные оценки.
Внешняя политика Екатерины II. Екатерина II и революционные события во Франции. Современники и
историки о правлении Екатерины II.
Павел I: направления внутренней и внешней политики. Россия в системе международных отношений к
концу XVIII века.

4
4

1

4
2

1

4
4

1

13

Тема 15.
Отторженная
возвратих
Тема 16. Крымская
война – «Пиррова
победа Европы»
Тема 17. Гибель
империи

Тема 18. От
великих потрясений
к Великой победе
Тема 19. Вставай,
страна огромная

Тема 20. В буднях
великих строек

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

4
2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом
порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой.
Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в
Северном Причерноморье.
Содержание учебного материала

«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая
I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона
Севастополя. Итоги Крымской войны.
Содержание учебного материала

Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для
российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский
прорыв), расстановка сил. Февральскаяреволюция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как
реакция на происходящие события причины и ход Октябрьской революции. Гражданская
война.
Содержание учебного материала

Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее
последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти
и его выражение в Великой
Отечественной Войне.
Содержание учебного материала

Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой
Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны.
Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война
в исторической памяти нашего народа.
Содержание учебного материала

Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР
после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая
модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и
последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.

Тема 21. От
перестройки к кризису,
от кризиса к
возрождению

Содержание учебного материала

Тема 22. Россия. ХХI

Содержание учебного материала

Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы.
Кризис экономики –цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда
деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном
Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве.
2

1

14

век

Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических
настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на
суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии.
Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.

Тема 23. История
антироссийской
пропаганды

Содержание учебного материала

Тема 24. Слава
русского оружия

Содержание учебного материала

Тема 25. Россия в
деле

Содержание учебного материала

Тема 26.
Индустриальная
цивилизация XIX века в
странах Западной
Европы и в России

2

1

2

1

2

1

12

1

Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и
революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней
российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке
гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы
и центры распространения современной русофобии.
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские
оружейники. Значение военно- промышленного комплекса в истории экономической
модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие
авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой
Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация,
ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие
разработки.
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие
сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и
технологических рывков.
Содержание учебного материала
Образование республик в странах Запада. Переход от абсолютной монархии к парламентаризму.
Восстановление абсолютных монархий в странах Западной Европы.
Попытка модернизации России по европейским образцам. Проекты реформ начала XIX века: М.
Сперанский, Н.Новосильцев, А.Аракчеев. Реформы в странах Западной Европы: предпосылки, содержание,
характер, итоги.
Официальная идеология в странах Европы и в России в XIX веке. Теория «официальной народности».
Движение декабристов в России: причины возникновения, организации и их проекты преобразований России,
восстание в декабре 1825 года и его итоги. Значение движения декабристов.
Царствование Александра I и Николая I: реформы и преобразования.
Участие России в международных союзах в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года.
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Создание «Священного союза» – новый этап развития
международных отношений.
Восточный вопрос. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Национальные интересы

15

Тема 27.
Россия и страны мира на
рубеже XIX-XX веков:
эпоха войн и революций

и имперские притязания России.
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка
сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Социально-экономическое развитие европейских стран в XIX веке: промышленный переворот и
изменения в экономике. Традиционные и индустриальные общества. Промышленный переворот в России.
Разложение крепостного права.
Реформы в Англии, Австрии. Вторая империя и Третья республика во Франции. Объединение Германии,
Италии. Гражданская война, отмена рабства в США. Реформы О. фон Бисмарка. Отход от традиционализма в
странах Востока (Япония, Китай, Турция).
Назревание революционной ситуации в России. Император Александр II и подготовка отмены
крепостного права.
Великие реформы в России 1860-70-х годов: отмена крепостного права (1861), положение о земских
учреждениях, новые судебные уставы, городская и военная реформы. Модернизация и пути развития России.
Историческое значение отмены крепостного права в России. Проект Конституции.
Контрреформы Александра III (1881-1894). Идеология политики контрреформ. К.Победоносцев. Эпоха
политической реакции. Политика в области крестьянского вопроса, просвещения и печати. Земская
контрреформа. Новое городское положение. Национальный вопрос и попытки его решения.
Индустриализация России второй половины XIX века. Многоукладность экономики. Ускоренное развитие
промышленности, отставание сельского хозяйства, усиление экономических позиций русской буржуазии и
отсутствие у нее политической власти. Численный рост пролетариата, неразвитость трудового
законодательства. Крепостнические пережитки в деревне.
Общественные движения в странах Запада и в России во второй половине XIX века. Либеральные и
консервативные направления в общественной мысли. Социалистические учения. Анархизм. Марксизм.
Рабочее движение. Социал-демократия в России и на Западе. Поиски путей развития России во второй
половине XIX века.
Межимперские противоречия. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении народов
Балканского полуострова. «Тройственный союз». Нерешенные проблемы России.
XIX век – этап на пути интеграции России в мировую историю.
Западная и отечественная историография о развитии и проблемах западноевропейской и российской
цивилизаций в XIX веке.
Самостоятельная работа обучающихся
Итого за 1 курс
Содержание учебного материала
Соотношение экономики, войны и политики в отношениях мировых держав в конце XIX – начале XX
веков – Северная Америка, Россия и Западная Европа; Россия и Восток.
Россия между Азией и Европой. Путь к капитализму: феодальные пережитки. Внутренняя политика
царизма. Николай II: политический портрет, личные качества и их значение для судьбы России.
Современники и историки о личности и политике Николая II (1894-1918).
Международные отношения рубежа XIX-XX вв.: создание систем союзов (Антанта, Тройственный или
Центральный союз), наращивание военной мощи, противоборство Франции – Германии, Японии – России,
расширение колониальных империй, территориальные претензии. Политические лидеры и их роль в
международных отношениях. Участие России в экономическом и территориальном разделе мира.
Русско-японская война (1904-1905). Основные сражения (Порт-Артур, Ляоян, Мукден, Цусима).

4
78
30

1

16

Тема 28. Страны Запада в
ХХ веке: переход к
постиндустриальной
цивилизации

Портсмутский мир. Последствия русско-японской войны для внутриполитического положения России.
Революция 1905-1907 гг. Буржуазно-демократическое содержание задач революции. Основные лозунги
революции. Позиции политических партий. Советы рабочих депутатов.
Основные этапы революции. «Манифест 17 октября». Образование либеральных партий. Спад революции.
Начало российского парламентаризма. Первая и Вторая Государственные думы. Переворот 3 июня 1907 г.
Итоги и последствия революции.
Третьеиюньская монархия. Реформирование с позиций силы. Столыпинская аграрная реформа. Попытки
решения крестьянского вопроса «сверху», «капитализация» деревни. Противоречивость столыпинской
реформы. Разрушение общины. Переселенческая политика. Итоги и значение реформы, ее незавершенность.
Проблемы модернизации России в начале ХХ века: возможности и осуществление.
Индустриальные страны начала ХХ века. Два пути модернизации в странах первого и второго эшелонов.
Либеральная идеология в странах первого эшелона модернизации (Великобритания, США, Франция).
Государство как высшая ценность в странах второго эшелона модернизации (Германия, Россия, Италия,
Австро-Венгрия, Япония).
Обострение политического кризиса накануне Первой мировой войны. Геополитическая ситуация. Зоны и
сферы столкновения интересов. Военные факторы как инициирующие начала в модернизационных процессах
разных вариантов развития цивилизаций (на примерах Китая, Японии, Турции).
Человечество накануне мировой войны: геополитические и социокультурные характеристики. Глобальный
характер противоречий между основными участниками конфликта. Причины преобладания геополитических
амбиций над необходимостью уберечь социокультурные ценности.
Первая мировая война (1914-1918) – ее характер, основные этапы в различных регионах мира. Крушение
четырех мировых империй – Российской, Австро-Венгерской, Османской, Германской. Последствия этого
крушения.
Первая мировая война и рождение тоталитарных режимов разных типов как очередных тупиковых ветвей
цивилизации. Основные виды тоталитарных режимов. Откаты в развитии цивилизаций в зонах
революционного экстремизма и радикализма.
Версальско-Вашингтонская система регулирования международных отношений в период между двумя
мировыми войнами. От Вены (1915) до Версаля (1922): аспекты коллективной безопасности. Основные этапы
и принципы политики «баланса сил» в системе общечеловеческих ценностей индустриального общества.
Место России в общемировом процессе.
Общеполитический и хозяйственный кризис в России в начале 1917 года: канун Февральской революции.
Падение самодержавия. Временное правительство. Советы рабочих и солдатских депутатов. Кризис
праволиберальных партий. Земельный вопрос. Большевистская партия, ее ориентация на дальнейшее
развитие революции. В.И.Ленин: политический портрет и деятельность после возвращения в Россию из
эмиграции. Современники и историки о проблемах русской революции 1917 года.
Положение на фронтах мировой войны. События июля 1917 г. в России. Идея военной диктатуры. Мятеж
П.Корнилова.
Рост популярности большевиков осенью 1917 г. Курс на вооруженное восстание.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Послевоенная Европа: от революций к стабилизации (1918-1929). «Теория империализма» и ее выводы.
Экономический кризис (1929-1933) и выход из него стран Европы и Америки. Модернизация и либеральный
реформизм в Великобритании, США, Франции, странах Северной Европы. Фашистские страны (Германия,

4
30

1

17

Тема 29. Советская
цивилизация:
становление, развитие и
крах (1917-1991)

Италия, Испания) и формирование фашистских режимов. Тоталитаризм как явление мирового масштаба. Его
признаки.
Политическое развитие стран Запада в ХХ веке: Вторая мировая война (1939-1945). Геополитические
аспекты Второй мировой войны. Создание и функционирование ООН. Военное и экономическое
противостояние в мире после Второй мировой войны. Столкновение и борьба имперской политики СССР и
силовых доктрин США в разных регионах мира («холодная война»).
Социалистическая система и ее распад.
НТР второй половины ХХ века: техника и технология. Последствия НТР. Технология и свобода
информации. Средства массовой информации. Формирование единого информационного пространства.
Особенности социокультурных аспектов постиндустриальной цивилизации. Сопутствующие аспекты
постиндустриальной цивилизации: безопасность и качество среды обитания, военно-политическое
обеспечение преемственности прогресса (на коллективной основе) и др.
Постсоветское пространство: его роль, место и значение в мировом сообществе.
Взаимодействие постиндустриальных (технотронных) обществ и стран запаздывающего развития в конце
ХХ – начале ХХI века.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Развитие России как локальной цивилизации в ХХ веке.
Общенациональный кризис 1917 года. «Социалистическая революция» как форма разрешения внутренних
и внешних противоречий. «Советская модель» – мобилизационный вариант форсированного развития, способ
включения российской цивилизации в мировой исторический процесс и самосохранения в условиях ХХ века.
Октябрьская революция 1917 года: победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве. II съезд
Советов: декреты о мире, о земле. Формирование СНК. Избрание ВЦИК.
Установление советской власти в различных регионах страны. Противоречия идеологии новой власти и
ориентации большинства населения. Результаты выборов в Учредительное собрание. Формирование
советского государственного аппарата и политической системы. Социально-экономическая политика
большевиков. Переход к политике «военного коммунизма». Международное положение России. Выход
Советской России из Первой мировой войны (1918).
Гражданская война и интервенция (1917-1920): причины и начало. Сражения гражданской войны. Лидеры
Белого движения. Герои гражданской войны. Окончание войны и ее последствия.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории:
причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход
Октябрьской революции. Гражданская война
Современники и историки о проблемах российской истории 1917 года, гражданской войны и интервенции:
стереотипы и современные взгляды.
Кризис 1921 года: переход к НЭПу. Продналог. Уклады в экономике. Социально-экономические итоги
НЭПа. Национальный вопрос и его решение большевиками. Образование СССР. Конституция СССР 1924
года. Общественно-политическая жизнь 20-х годов. «Уклоны» в партии. Внутрипартийная борьба.
Возвышение И. Сталина. Н. Бухарин, Л. Троцкий, А. Рыков, Л. Каменев. Кризис конца 20-х годов. Советская
модель
модернизации.
Альтернативные
программы.
«Социалистическая
индустриализация».
Коллективизация сельского хозяйства. Раскрестьянивание деревни. Ход индустриализации. Последствия
«великого перелома». Смысл «культурной революции». ВКП(б) – ядро тоталитарной системы. Идеологизация

4
30

1

18

общественной жизни. Политика властей в отношении интеллигенции. Усиление роли идеологии в жизни
общества. Утверждение социалистического реализма в культуре и искусстве. «Вклад» творческих союзов в
развитие тоталитарной системы.
Достижения и недостатки «культурной революции»: понижение общей культуры в СССР, примитивизация
образования, фальсификация науки, использование достижений науки в интересах ВПК.
Итоги первых пятилеток (1928-1933, 1933-1937, 1938-1942): успехи реальные и «официальные». Цена
форсированной индустриализации.
Конституция СССР 1936 года: декларации и реальность.
Террор, подавление инакомыслия, политические процессы 30-х годов. Механизм репрессий. Создание и
функционирование системы ГУЛАГ. Культ личности И.Сталина. Сопротивление сталинизму. Последствия
репрессий для страны: военный, внешнеполитический, экономический, интеллектуальный урон.
Международное положение в конце 20-х и 30-е годы. Внешняя политика СССР. Геополитические
интересы СССР. Советская военная доктрина. Репрессии в армии в конце 30-х годов. Борьба СССР за
создание системы коллективной безопасности в Европе. Имперская политика сталинского руководства.
Пакт Молотова-Риббентропа (1939), его последствия. Вступление СССР во Вторую мировую войну.
Расширение границ СССР.
Западная, советская и российская историография о проблемах и противоречиях советской истории 20 –
30-х годов.
СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Катастрофическое начало войны: причины
военных неудач 1941 года. Соотношение сил, просчеты руководства, ход боев. Оборона Москвы и
контрнаступление. Первые победы Красной Армии.
Перестройка экономики на военный лад. Военные действия летом и осенью 1942 года. Сталинградская и
Курская битвы. Освобождение СССР. Освобождение Европы. Окончание войны. Капитуляция Германии.
Потсдамская конференция. Разгром Японии. Окончание Второй мировой войны. Итоги войны для СССР.
Потери в войне. Геополитическое положение страны. Образование НАТО. Создание социалистического
лагеря.
Восстановление народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство). Продолжение репрессивной
политики. «Ленинградское дело». «Дело врачей». Новый виток политических репрессий в конце 40-х годов.
Ужесточение внешней политики СССР в конце 40-х – начале 50-х годов.
Смерть И. Сталина (1953) и борьба за власть. Альтернативы политического развития после смерти И.
Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Н. Хрущев. ХХ съезд КПСС (1956): его основные
решения, историческое значение. Разоблачение культа личности И. Сталина. Десталинизация.
Противоречивость перемен. Развитие экономики: плюсы и минусы реформ. Реформы в области управления.
«Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и начало освоения космоса. Отношение Н. Хрущева к
творческой интеллигенции. Ограниченный характер «оттепели».
Внешняя политика: противоречия теории и практики. ХХII съезд и программа КПСС. Курс на
форсированное строительство коммунизма. Смещение Н. Хрущева (1964).
Современники и историки о проблемах развития СССР в середине ХХ века.
Общественно-политическое развитие страны в 1964-1985 годах: смена политического курса Л.
Брежневым. «Ползучая ресталинизация». Замедление темпов экономического роста. Реформа 1965 года:
реализация, противоречие и неэффективность. Увеличение сырьевого экспорта, технологическое отставание,
нарастание экономических трудностей. Стагнация. «Конституция развитого социализма» (1977).
Развитие духовной сферы жизни советского общества, его основные тенденции. Возникновение и

19

Тема 30. Россия и страны
Запада на рубеже ХХ-ХХI
веков: тенденции
развития и проблемы
глобализации.

оформление диссидентского движения, этапы его развития. Жизнь и быт советского человека (в городе и
деревне). Советская культура в 60-е – 80-е годы: противоречия в развитии, застой в духовной жизни. А.
Солженицын. А. Сахаров, В. Высоцкий. И. Бродский.
Международное положение в СССР с середины 60-х до середины 80-х годов. Теория конвергенции. Курс
на достижение паритета в военной области с Западом. Поворот от «холодной войны» к разрядке
международной напряженности. Договоры об ограничении стратегических вооружений. Крах разрядки.
СССР в 1985-1991 гг.: от Ю. Андропова к М. Горбачеву. Перестройка и попытки радикального изменения
советского общества. От «ускорения» к созданию «регулируемой» рыночной экономики.
Реформы в области идеологии. «Новое политическое мышление». Гласность как инструмент
демократизации политической структуры. Переосмысление истории, критика периода «застоя». От критики
сталинизма к критике классиков марксизма-ленинизма. Плюрализм. Неразвитость политической культуры
населения, мифологизированность сознания. Смена мифологии советской на мифологию антисоветскую.
Политическое развитие конца 80-х – начала 90-х годов. Попытки демократизации КПСС. Поляризация
политических сил. Выборные кампании. Забастовочное движение. Активизация национального самосознания,
национализм. Зарождение националистических движений и организаций. Начало суверенизации бывших
союзных республик. Референдум 1991 года о сохранении СССР. Избрание Президента России. Отмена 6-ой
статьи Конституции СССР. Введение поста Президента СССР. Курс на суверенитет РСФСР. ГКЧП (1991).
Радикальные изменения расстановки политических сил. Запрет КПСС. Окончательный развал СССР.
Образование СНГ. Крах перестройки. Итоги перестройки (1985-1991).
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Геополитические альтернативы в цивилизациях на рубеже ХХ-ХХI веков: глобальные проблемы
человечества и проблемы глобализации. Информационная революция в странах Запада конца ХХ века.
Постиндустриальное общество: параметры и особенности.
Общий характер социального устройства. Характер участия членов общества в управлении его делами.
Господствующий характер экономических отношений. Общий характер организационного и технического
уровня. Структура занятости. Характер поселений. Уровень и масштабы образования. Характер развития
научных знаний и роль науки в жизни общества.
Интеграция. Перспективы интеграционных процессов в начале XXI века. Особенности развития США,
Японии, стран Западной и Восточной Европы, России. Вестернизация и новые формы модернизации в
странах Юго-Восточной Азии. Динамичность развития на рубеже ХХ-ХХI веков: способность стран к
модернизации и проблемы существования.
Россия в 90-е годы ХХ века: переход к рынку. Проблемы в экономической и социально-политической
сферах. Формирование управленческой структуры. Президент Б. Ельцин: политический портрет.
Политический кризис 1993 г. Программы рыночных преобразований в стране (Е. Гайдар, Г. Явлинский).
Приватизация государственной собственности, методы ее осуществления и последствия.
Изменения в социальной структуре российского общества. Духовная жизнь в России на рубеже ХХ-ХХI
веков: кризис мировоззрения; попытки осмысления прошлого и настоящего России, причин тяжелых
испытаний конца ХХ века; падение общекультурного уровня населения; кризис морали; засилье «массовой
культуры»; начало реформы системы образования и его деидеологизация.
Политическая система на рубеже ХХ-ХХI веков: от советской к либеральной модели организации
власти. Конституция 1993 г. Итоги и перспективы реформирования политической системы России. Президент
В. Путин: политический портрет. Продолжение политики реформ.

4
30

1

20

Национальная политика и национальные проблемы. Геополитическое положение России после распада
СССР и корректировка внешней политики в новых условиях. Отношения России со странами «ближнего
зарубежья». Влияние России на судьбы «постсоветского пространства». Русские – разделенный народ.
Проблемы русскоязычного населения в странах СНГ и «ближнего зарубежья». Проблемы реинтеграции
бывших советских республик. Отношения с Западом. Проблемы отношений России с блоком НАТО и
расширения границ стран НАТО на Восток. Отношения России со странами Азии (Китаем, Японией).
Отношения России с мусульманским миром.
Россия и западноевропейская цивилизация в начале ХХI века: проблемы нового миропорядка. Проблема
беженцев и этнических меньшинств. Проблема трудовых ресурсов и демографическая проблема.
Роль ООН в современном мире: возможности решений национальных, военных, региональных проблем
и конфликтов.
Роль политических лидеров в судьбах мировой цивилизации. Вклад России в решение глобальных
проблем человечества в ХХI веке. Перспективы российской цивилизации. Перспективы мировой
цивилизации.
Самостоятельная работа обучающихся
Всего:
Из них: Аудиторная работа:
Самостоятельная работа

4
282
198
84

21

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
3.1.1. Основные печатные издания
1.
Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва :
Академия, 2020. – 256 с.
2.
Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 299 с.
3.
История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
4.
История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.1.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-01245-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562
(дата обращения: 10.02.2022).
2.
История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3.
Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
4.
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN
978-5- 534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
5.
История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
22

Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по
подписке.
3.1.3. Дополнительные источники
1. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05792-8. – Текст: непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп.
– Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09384. –
Текст: непосредственный.
3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В.
Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN
978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.
4. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
– 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст:
непосредственный.
5. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования
/ В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 08560-0. – Текст: непосредственный.
6. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование).
–ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.
7. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197
с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09199-1. – Текст: непосредственный.
8. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст:непосредственный.
9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт,
2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст:
непосредственный.
10. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие
для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М.
Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.
11.
Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. –
Текст: непосредственный.
12.
Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –231 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:непосредственный.
23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен уметь:
− проводить поиск исторической информации в
источниках разного типа;
− критически анализировать источник исторической
информации (характеризовать авторство источника, время,
обстоятельства и цели его создания);
− анализировать
историческую
информацию,
представленную в разных системах (текстах, картах,
таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);
− различать в исторической информации факты и
мнения, исторические описания и исторические объяснения;
− устанавливать причинно-следственные связи между
явлениями, пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и явлений;
− участвовать в дискуссиях по историческим
проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя для аргументации
исторические сведения.
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен знать:
− основные
факты,
процессы
и
явления,
характеризующие целостность отечественной и всемирной
истории;
− периодизацию всемирной и отечественной истории;
− современные версии и трактовки важнейших
проблем отечественной и всемирной истории;
− историческую
обусловленность
современных
общественных процессов;
− особенности исторического пути России, ее роль в
мировом сообществе.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экзамен
Срезы знаний (тестирование)
Защита реферата

4.1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках элективного курса
Знать:
Демонстрация знания об
Экспертное наблюдение и
основные периоды истории
основных тенденциях
Оценивание знаний на
Российского государства, ключевые
экономического,
теоретических занятиях.
социально-экономические процессы, политического и
Оценивание выполнения
а также даты важнейших событий
культурного развития
индивидуальных и
24

отечественной истории;
имена героев Первой мировой,
Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный
вклад в социально- экономическое,
политическое и культурное
развитие России в XX –
начале XXI века;
ключевые события, основные даты
и этапы истории России и мира в XX
– начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров;
основные этапы эволюции
внешней политики России, роль и
место России в общемировом
пространстве;
основные тенденции и явления в
культуре; роль науки, культуры и
религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
Россия накануне Первой мировой
войны. Ход военных действий.
Власть, общество, экономика,
культура. Предпосылки революции;
Февральская революция 1917 года.
Двоевластие. Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция. Политика «военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;
Нэп. Образование СССР. СССР в
годы нэпа. «Великий перелом».
Индустриализация, коллективизация,
культурная революция. Первые
Пятилетки. Политический строй и
репрессии. Внешняя политика СССР.
Укрепление Обороноспособности;
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон, основные операции.
Государство и общество в годы

России. Демонстрация
групповых заданий.
знания об основных
источниках информации и
ресурсов для решения задач
и проблем в историческом
контексте.
Демонстрирование знания о
приемах структурирования
информации. Демонстрация
знания о формате
оформления результатов
поиска информации.
Демонстрирование знания о
возможных траекториях
личностного развития в
соответствии с принятой
системой ценностей.
Демонстрация знания о
психологии коллектива
психологии личности.
Сформированность знаний
о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных
и государственных
традиций. Демонстрация
знания о сущности
гражданско-патриотической
позиции. Демонстрация
знания об
общечеловеческих
ценностях. Демонстрация
знания о содержании и
назначении важнейших
правовых и
законодательных актов
государственного значения.
Сформированность знаний
о перспективных
направлениях и основных
проблемах развития РФ на
современном этапе.

25

войны, массовый героизм советского
народа, единство фронта и тыла,
человек на войне. Нацистский
оккупационный режим, зверства
захватчиков. Освободительная
миссия Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад СССР в
Великую Победу. Защита памяти о
Великой Победе; СССР в
1945-1991 годы. Экономические
развитие и реформы. Политическая
система «развитого социализма».
Развитие науки, образования,
культуры. «Холодная война» и
внешняя политика. СССР и мировая
социалистическая система. Причины
распада Советского Союза;
Российская Федерация в 1992- 2022
годы. Становление новой России.
Возрождение Российской Федерации
как великой державы в XXI веке.
Экономическая и социальная
модернизация. Культурное
пространство и повседневная жизнь.
Укрепление обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и
Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса
Уметь:
Демонстрация умения
Подготовка выступлений с
отражать понимание России в
ориентироваться в
проблемно- тематическими
мировых политических и социально- современной
сообщениями (докладами,
экономических процессах XX экономической,
презентациями).
начала XXI века, знание достижений политической и культурной
страны и ее народа; умение
ситуации в России и мире.
характеризовать историческое
Демонстрирование умения
значение Российской революции,
распознавать задачу и/или
Гражданской войны, Новой
проблему в историческом
экономической политики,
контексте. Демонстрация
индустриализации и
умения анализировать
коллективизации в СССР,
задачу и/или проблему в
решающую роль СССР в победе над
историческом контексте и
нацизмом, значение советских
выделять ее составные
научно-технологических успехов,
части. Демонстрация
освоения космоса; понимание причин умения оценивать результат
и следствий распада СССР,
и последствия
26

возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий
XX–начала XXI века; особенности
развития культуры народов
СССР(России);
анализировать текстовые,
визуальные источники исторической
информации, в том числе
исторические карты/схемы, по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных источниках;
формализовать историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
защищать историческую правду,
не допускать умаления подвига
народа при защите Отечества,
готовность давать отпор
фальсификациям российской
истории;
составлять описание
(реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников, образа жизни
людей и его изменения в Новейшую
эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять существенные черты
исторических событий, явлений,
процессов; систематизировать
историческую информацию в
соответствии с заданными
критериями; сравнивать изученные
исторические события, явления,
процессы;
осуществлять с соблюдением

исторических событий.
Сформированность умений
определять задачи поиска
исторической информации.
Демонстрация умения
определять необходимые
источники информации.
Демонстрация умения
структурировать
получаемую информацию.
Демонстрация умения
выделять наиболее
значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения
оценивать практическую
значимость результатов
поиска и умения оформлять
результаты поиска.
Сформированность умения
выстраивать траекторию
личностного развития в
соответствии с принятой
системой ценностей.
Демонстрация умения
организовывать и
мотивировать коллектив
для совместной
деятельности.
Демонстрация умения
излагать свои мысли в
контексте современной
экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире.
Демонстрирование умения
осознавать личную
ответственность за судьбу
России.
Демонстрация умения
проявлять социальную
активность и гражданскую
зрелость.
Демонстрирование умения
Применять средства
информационных
технологий для решения
27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».