Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Рабочая программа ЭК Россия - моя история

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА
«РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»
по дисциплине «История»

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

3

4
7
12
15

1.

1.1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»
Место элективного курса в структуре основной образовательной

программы
Элективный курс в рамках реализации общеобразовательного блока «Россия
– моя история» является частью примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальностям «Библиотековедение», «Народное
художественное творчество», «Цирковое искусство», «Музыкальное искусство
эстрады», «Социально-культурная деятельность», «Сольное и хоровое народное
пение».
Элективный курс «Россия – моя история» проводится в рамках учебной
дисциплины «История» на 1 курсе.
Особое значение элективный курс имеет при формировании и развитии ОК
01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.
Цель и планируемые результаты освоения элективного курса
Целью элективного курса является формирование представлений об истории
России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых
национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Элективный
курс имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у
молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его
практической направленности на реализацию единства интересов личности,
общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс способствует
формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений
воспитания школьников.
В рамках программы элективного курса обучающимися осваиваются
следующие умения и знания:
1.2.

4

Коды
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 10

Умения

Знания

Должен уметь:
−
отражать понимание России в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX начала XXI века, знание достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
значение Российской революции,
Гражданской
войны,
Новой
экономической
политики,
индустриализации
и
коллективизации
в
СССР,
решающую роль СССР в победе над
нацизмом,
значение
советских
научно-технологических
успехов,
освоения космоса; понимание причин
и
следствий
распада
СССР,
возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР
(России);
составлять описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
−
выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений, процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;
−
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и

Должен знать:
−
основные
периоды
истории
Российского государства, ключевые
социально-экономические процессы, а
также даты важнейших событий
отечественной истории;
−
имена героев Первой мировой,
Гражданской, Великой Отечественной
войн, исторических личностей, внесших
значительный вклад в социальноэкономическое,
политическое
и
культурное развитие России в XX –
начале XXI века;
−
ключевые события, основные
даты и этапы истории России и мира в
XX – начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории;
важнейших
достижений
культуры, ценностных ориентиров;
−
основные
этапы
эволюции
внешней политики России, роль и место
России в общемировом пространстве;
основные тенденции и явления в
культуре; роль науки, культуры ирелигии
в сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
−
Россия накануне Первой мировой
войны. Ход военных действий. Власть,
общество,
экономика,
культура.
Предпосылки революции;
−
Февральская революция 1917
года.
Двоевластие.
Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция.
Политика
«военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской войны;
−
Нэп. Образование СССР. СССР в
годы
нэпа.
«Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция.
Первые
Пятилетки. Политический строй и
репрессии. Внешняя политика СССР.
Укрепление Обороноспособности;
−
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы сторон,
основные операции. Государство и
общество в годы войны, массовый
героизм советского народа, единство

5

зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет,
СМИ
для
решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности;
−
анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
−
защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига народа при защитеОтечества,
готовность
давать
отпор
фальсификациям
российской
истории;
–
демонстрировать
патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своему
Отечеству
—
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
−
демократических
ценностей
современного общества.

6

фронта и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим,
зверства захватчиков. Освободительная
миссия Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад СССР в
Великую Победу. Защита памяти о
Великой Победе;
−
СССР
в
1945-1991
годы.
Экономические развитие и реформы.
Политическая
система
«развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования,
культуры.
«Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины распада Советского Союза;
−
Российская Федерация в 19922022 годы. Становление новой России.
Возрождение Российской Федерациикак
великой
державы
в XXI веке.
Экономическая
и
социальнаямодернизация.
Культурное пространство
и
повседневная
жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом
и
Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в современном
мире.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

2.1.Объем элективного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

32

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

7

2.2. Тематический план и содержание элективного курса

Наименование
разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. /
в том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

1

2

3

4

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

Тема 1. Россия –
великая наша
держава

Тема 2. Александр
Невский как
спаситель Руси

Тема 3. Смута и её
преодоление

Тема 4. Волим под
царя восточного,
православного

Содержание учебного материала
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России
в мировом сообществе. Содружество народов России и единство
российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,
экономическое и культурное значение. Российские инновации и
устремленность в будущее.
Содержание учебного материала
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович.
Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских
течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда.
Отношение Александра с Ордой.
Содержание учебного материала
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание
государей посредством народного голосования. Столкновение с
иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической
идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Содержание учебного материала
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и
культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной
Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством
Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада
1654 г.
8

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10

2
2
2
2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

Тема 5. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи
Тема 6.
Отторженная
возвратих

Содержание учебного материала
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,
прутские походы). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты.
Содержание учебного материала

Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в
мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Тема 7. Крымская Содержание учебного материала
война – «Пиррова
победа Европы»
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Тема 8. Гибель Содержание учебного материала
империи
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных
действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции.
Гражданская война.
Тема
9.
От Содержание учебного материала
великих
потрясений
к Новая
экономическая
политика.
Антирелигиозная
компания.
Великой победе
Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический
поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой
Отечественной Войне.
Тема 10. Вставай, Содержание учебного материала
страна огромная
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа
в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и
пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
9

2

2

2

2
2

2
2

2

2

2
2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

Тема 11. В буднях Содержание учебного материала
великих строек
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР,
идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.
Тема
12.
От Содержание учебного материала
перестройки
к
кризису,
от Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
кризиса
к 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
возрождению
криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе.
Положение
национальных
меньшинств
в
новообразованном
государстве.
Тема 13. Россия. Содержание учебного материала
ХХI век
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое
возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите
Донбасса.
Тема 14. История Содержание учебного материала
антироссийской
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
пропаганды
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в
Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Тема 15. Слава Содержание учебного материала
русского оружия
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный
двор,
тульские
оружейники.
Значение
военно10

2

2

2

ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

2

2

ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

2

2
2

промышленного комплекса в истории экономической модернизации
Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие
авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху
Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Тема 16. Россия в Содержание учебного материала
деле
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков.
Всего:

11

2
2
32

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

3.1. Для реализации программы элективного курса должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет
«Социально-гуманитарных
дисциплин», оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие
места
по
количеству
обучающихся; наглядные пособия;
рабочее место преподавателя.
3.2.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для

студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков.
- 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О.
Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2020. – 311 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие
/ А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х.
Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум

для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5- 534-01245-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562
(дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О.
Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53413853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное
12

пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А.
Сафонова. — Москва :
4.
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5- 534-12892-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927
(дата обращения: 10.02.2022).
5. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие
/ А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х.
Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5.
- Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата
обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники

Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для
среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978- 5-534-05792-8. – Текст:
непосредственный.
2.
История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И.
Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 09384. – Текст:
непосредственный.
3.
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н.
Шевелев, Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее
профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст:
непосредственный.
4.
Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020.
– 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст:
непосредственный.
5.
Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего
профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 08560-0. – Текст:
непосредственный.
6.
Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего
профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с.
– (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст:
непосредственный.
7.
Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование).
– ISBN 978-5-534- 09199-1. – Текст: непосредственный.
1.

13

Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный.
9.
Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-05027-1. – Текст: непосредственный.
10.
Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах:
учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин;
под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
– 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст:
непосредственный.
11. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015.
– 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.
12. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. –
231 с. – (Профессиональное
образование).
– ISBN
978-5-534-10705-0.
–
Текст: непосредственный.
8.

14

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках элективного курса
Знать:
Демонстрация знания об
Экспертное наблюдение и
основные периоды истории
основных тенденциях
Оценивание знаний на
Российского государства, ключевые
экономического,
теоретических занятиях.
социально-экономические процессы, политического и
Оценивание выполнения
а также даты важнейших событий
культурного развития
индивидуальных и
отечественной истории;
России. Демонстрация
групповых заданий.
имена героев Первой мировой,
знания об основных
Гражданской, Великой
источниках информации и
Отечественной войн, исторических
ресурсов для решения задач
личностей, внесших значительный
и проблем в историческом
вклад в социально- экономическое,
контексте.
политическое и культурное развитие Демонстрирование знания о
России в XX – начале XXI века;
приемах структурирования
ключевые события, основные даты информации. Демонстрация
и этапы истории России и мира в XX знания о формате
– начале XXI века; выдающихся
оформления результатов
деятелей отечественной и всемирной поиска информации.
истории; важнейших достижений
Демонстрирование знания о
культуры, ценностных ориентиров;
возможных траекториях
основные этапы эволюции
личностного развития в
внешней политики России, роль и
соответствии с принятой
место России в общемировом
системой ценностей.
пространстве;
Демонстрация знания о
основные тенденции и явления в
психологии коллектива
культуре; роль науки, культуры и
психологии личности.
религии в сохранении и укреплении
Сформированность знаний
национальных и государственных
о роли науки, культуры и
традиций;
религии в сохранении и
Россия накануне Первой мировой
укреплении национальных
войны. Ход военных действий.
и государственных
Власть, общество, экономика,
традиций. Демонстрация
культура. Предпосылки революции;
знания о сущности
Февральская революция 1917 года. гражданско-патриотической
Двоевластие. Октябрьская
позиции. Демонстрация
революция. Первые преобразования
знания об
большевиков. Гражданская война и
общечеловеческих
интервенция. Политика «военного
ценностях. Демонстрация
коммунизма». Общество, культура в
знания о содержании и
годы революций и Гражданской
назначении важнейших
войны;
правовых и
Нэп. Образование СССР. СССР в
законодательных актов
годы нэпа. «Великий перелом».
государственного значения.
Индустриализация, коллективизация, Сформированность знаний
культурная революция. Первые
о перспективных
Пятилетки. Политический строй и
направлениях и основных
15

репрессии. Внешняя политика СССР. проблемах развития РФ на
Укрепление Обороноспособности;
современном этапе.
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны, массовый героизм советского
народа, единство фронта и тыла,
человек на войне. Нацистский
оккупационный режим, зверства
захватчиков. Освободительная
миссия Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад СССР в
Великую Победу. Защита памяти о
Великой Победе; СССР в 19451991 годы. Экономические развитие
и реформы. Политическая система
«развитого социализма». Развитие
науки, образования, культуры.
«Холодная война» и внешняя
политика. СССР и мировая
социалистическая система. Причины
распада Советского Союза;
Российская Федерация в 1992- 2022
годы. Становление новой России.
Возрождение Российской Федерации
как великой державы в XXI веке.
Экономическая и социальная
модернизация. Культурное
пространство и повседневная жизнь.
Укрепление обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и
Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса
Уметь:
Демонстрация умения
Подготовка выступлений с
отражать понимание России в
ориентироваться в
проблемно- тематическими
мировых политических и социально- современной
сообщениями (докладами,
экономических процессах XX экономической,
презентациями).
начала XXI века, знание достижений политической и культурной
страны и ее народа; умение
ситуации в России и мире.
характеризовать историческое
Демонстрирование умения
значение Российской революции,
распознавать задачу и/или
Гражданской войны, Новой
проблему в историческом
экономической политики,
контексте. Демонстрация
индустриализации и
умения анализировать
коллективизации в СССР,
задачу и/или проблему в
решающую роль СССР в победе над
историческом контексте и
нацизмом, значение советских
выделять ее составные
научно-технологических успехов,
части. Демонстрация
освоения космоса; понимание причин умения оценивать результат
и следствий распада СССР,
и последствия
16

возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX–
начала XXI века; особенности
развития культуры народов
СССР(России);
анализировать текстовые,
визуальные источники исторической
информации, в том числе
исторические карты/схемы, по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных источниках;
формализовать историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
защищать историческую правду,
не допускать умаления подвига
народа при защите Отечества,
готовность давать отпор
фальсификациям российской
истории;
составлять описание
(реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников, образа жизни
людей и его изменения в Новейшую
эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять существенные черты
исторических событий, явлений,
процессов; систематизировать
историческую информацию в
соответствии с заданными
критериями; сравнивать изученные
исторические события, явления,
процессы;
осуществлять с соблюдением
правил информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения

исторических событий.
Сформированность умений
определять задачи поиска
исторической информации.
Демонстрация умения
определять необходимые
источники информации.
Демонстрация умения
структурировать
получаемую информацию.
Демонстрация умения
выделять наиболее
значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения
оценивать практическую
значимость результатов
поиска и умения оформлять
результаты поиска.
Сформированность умения
выстраивать траекторию
личностного развития в
соответствии с принятой
системой ценностей.
Демонстрация умения
организовывать и
мотивировать коллектив
для совместной
деятельности.
Демонстрация умения
излагать свои мысли в
контексте современной
экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире.
Демонстрирование умения
осознавать личную
ответственность за судьбу
России.
Демонстрация умения
проявлять социальную
активность и гражданскую
зрелость.
Демонстрирование умения
Применять средства
информационных
технологий для решения
поставленных задач.
Сформированность умения
анализировать правовые и
законодательные акты
регионального значения.
17

познавательных задач; оценивать
полноту и достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия исторической
действительности; – характеризовать
места, участников, результаты
важнейших исторических событий в
истории Российского государства .
соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку зрения с помощью
исторических фактов и собственных
аргументов;
применять исторические знания в
учебной и внеучебной деятельности,
в современном поликультурном,
полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;
демонстрировать патриотизм,
гражданственность, уважение к
своему Отечеству —
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
демократических ценностей
современного общества.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».