1. Общие положения и определения 1.1. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ (далее- Положение) устанавливает цели, порядок, условия применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» (далее- Колледж), регулирует отношения участников образовательного процесса. 1.2. Положение разработано на основе: • ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16), • Приказа Министерства образования и науки РФ № 2 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», • Письма Минобрнауки России от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» • Приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ • Постановления Правительства РФ от N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности", • Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», • Устава ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» и других нормативных документов. 1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: 1.3.1. Электронное обучение организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса, фактически организации образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организации взаимодействия между участниками учебной деятельности:email, skype,социальные сети, форумы и т.п.) 1.3.2. Информационно - образовательная среда – это системноорганизованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. В информационно-образовательной среде посредством дистанционных образовательных технологий создаются условия для организации электронного обучения. 1.3.3. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей. 1.3.4. Дистанционное образование -система реализации процесса электронного обучения с подтверждением образовательного ценза. Посредством дистанционного образования реализуется комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению с помощью информационно - образовательной среды. 1.3.5. Дистанционное обучение- взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфическими средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. 1.3.6. Система дистанционного обучения (далее СДО СКИиК)информационно-образовательная среда, в которой образовательные программы реализуются посредством дистанционных образовательных технологий. 1.3.7. Контент или электронный контент — это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта (тексты, мультимедиа, графика). Учебный контент- это контент, ориентированный на решение образовательных задач. 1.3.8. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- это учебнометодические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. 1.3.9. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) — это размещенный в СДО СКИиК систематизированный (и, по возможности, интерактивный) учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками учебной деятельности, ориентированное на достижение диагностических целей обучения. 1.4. Колледж вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения профессионального образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. 2 1.5. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Колледжем в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. 1.6. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности 2.1.Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ГБПОУ СО СКИиК является предоставление возможности получения профессионального образования слушателям с применением современных технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2.Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ГБПОУ СО СКИиК: • создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; • открытие доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; • создание единой интегрированной электронной информационно образовательной среды колледжа, направленной на обеспечение потребностей, обучающихся в качественном образовании образовательной; • повышение эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; • повышению эффективности организации учебного процесса. • обеспечение доступности получения образовательных услуг слушателям, проживающими на удаленных территориях; • обеспечение доступности получения образовательных услуг слушателям, для которых обучение по традиционным технологиям невозможно или затруднено; • расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; 2. 3 повышение рейтинга колледжа в конкурентной среде учреждений образования в области культуры и искусства. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: • Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; • Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; • Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; • Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; • Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; • Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; • Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 2.4.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются посредством ЭОР ГБПОУ СО СКИиК, сервисов GOOGLE, СДО Дневник.ру, ЯКласс при условии наличия, соответствующего учебно-методического, кадрового и технического обеспечения образовательной деятельности. 2.4.2. Дистанционное обучение предполагает наличие прошедшего апробацию и утвержденного Педагогическим советом ГБПОУ СО СКИиК электронного курса дистанционного обучения(ЭКДО), обеспечивающего системное обучение слушателей, а также полную или частичную автоматизацию процесса обучения и контроля его качества. 2.5. Виды и формы реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 2.5.1. ГБПОУ СО СКИиК реализует части, разделы, темы учебных дисциплин основных образовательных программ среднего • 4 профессионального образования при организации очной и заочной формы обучения. 2.5.2. ГБПОУ СО СКИиК реализует дополнительные профессиональные образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся(слушателей). Дополнительная профессиональная образовательная программа, реализуемая с ЭКДО (полностью или частично), считается программой, реализуемой с ДОТ. 2.6. Участниками образовательной деятельности при реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: • очное отделение - структурное подразделение ГБПОУ СО СКИиК, осуществляющее планирование, организацию, учебно-методическую помощь, руководство и контроль за разработкой и реализацией ЭО, ДОТ в образовательном процессе в очной форме обучения; • заочное отделение- структурное подразделение ГБПОУ СО СКИиК, осуществляющее планирование, организацию, учебно-методическую помощь, руководство и контроль за разработкой и реализацией ЭО, ДОТ в образовательном процессе в заочной форме обучения и при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ; • предметно-цикловая комиссия - структурное подразделение ГБПОУ СО СКИиК разрабатывающее рабочие учебные планы направлений подготовки (специальностей) и соответствующие им учебнометодические комплексы учебных дисциплин, обеспечивающее реализацию учебного процесса в колледже посредством преподавателей, контролирующее выполнение ими учебной нагрузки и качество обучения студентов • обучающиеся - студенты и слушатели, осваивающие образовательную программу с применением ЭО и ДОТ; • преподаватели - преподавательский состав, обеспечивающий реализацию ЭО, применение ДОТ в соответствии с учебным планом и учебной нагрузкой; • авторы- разработчики электронного контента и дополнительных профессиональных образовательных программ 2.7. Инфраструктура, обеспечивающая функционирование СДО ГБПОУ СО СКИиК: 2.7.1. Основной задачей формирования инфраструктуры является обеспечение непрерывного доступа в СДО ГБПОУ СО СКИиК слушателей, преподавателей, учебно-вспомогательного и административного персонала. 2.7.2. Доступ в систему Дневник.Ру обеспечивается непрерывно (в круглосуточном режиме семь дней в неделю с коэффициентом доступности 5 всех компонентов не ниже 99,5% в месяц) и из любой точки подключения к сети Интернет. 2.7.3. Доступ ко всем сервисам СДО ГБПОУ СО СКИиК персонализированный (под едино учетной записью) и имеет единую точку входа (при наличии электронного курса все ссылки размещаются внутри курса). 2.7.4. Занятия, предполагающие применение электронного обучения, ДОТ, проводятся с использованием рабочих мест, обеспечивающих полноценную работу применяемых телекоммуникационных технологий и информационных сервисов, обеспечивающих опосредованное (через сеть Интернет) взаимодействие преподавателя и слушателей. 2.7.5. Расписание занятий, проводимых с применением электронного обучения и ДОТ утверждается директором ГБПОУ СО СКИиК. 2.8. Учебно-методическое обеспечение. 2.8.1. Основу учебнометодического обеспечения учебной деятельности с применением ДОТ составляет ЭКДО, размещенные в системе Дневник.Ру, разработанные в соответствии с учебными планами образовательных программ. 2.8.2. Требования, порядок разработки ЭКДО регламентируется Положением «Об электронном курсе дистанционного обучения». 2.8.3. ЭОР, используемые в ЭКДО, описание ЭКДО, необходимые учебно- методические материалы хранятся на заочном отделении ГБПОУ СО СКИиК у заместителя директора колледжа по непрерывному обучению в бумажном и электронном виде. 2.8.4. Все ЭКДО обновляются по мере необходимости. 2.8.5. Все ЭКДО проходят обязательную экспертизу в установленном порядке. 2.9. Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительных профессиональных программ с ДОТ привлекаются преподаватели, прошедшие повышение квалификации в области технологий дистанционного обучения или информационнокоммуникационных технологий. 2.10. Техническое обеспечение: • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами или ноутбуками • лицензионное программное обеспечение для доступа к удаленным серверам Дневник.Ру с учебной информацией и рабочими материалами; • лицензионное программное обеспечение для создания учебных материалов; • сканер, акустическая система, web-камера. 3. Организация ЭО, порядок применения ДОТ 3.1. Особенности учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. 6 3.1.1. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем на опосредованное взаимодействие через сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением аудиторных занятий в реальных аудиториях. 3.1.2. Применение обучения с использованием ДОТ в обязательном сопровождении размещения ЭКДО. 3.2. Основой учебного процесса в системе ДО является учебный план, утверждённый директором ГБПОУ СО СКИиК. 3.3. При реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ обеспечивается порядок и формы доступа обучающихся и преподавателей к информационным и образовательным ресурсам образовательного портала посредством предоставления индивидуальных логина и пароля. Ответственность за сохранность индивидуальных логина и пароля несут полностью их владельцы. 3.4. Администратор системы ДО размещает информационные ресурсы и учебные ресурсы включая к учебно-методические материалы, учебно-методические комплексы дисциплин, в электронной библиотеке и/или базе знаний информационно-образовательной среды. Доступ к учебнометодическим материалам предоставляется на основании выданных индивидуальных логина и пароля. 3.5. Учебно-методические материалы разрабатываются преподавателями, согласовываются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, утверждаются на педагогическом совете ГБПОУ СО СКИиК и рекомендуются к использованию в системе ДО. Состав УМКД для реализации учебных дисциплин в системе ДО определяется в соответствии с положением об учебно- методических комплексах дисциплин основной образовательной программы среднего профессионального образования и в соответствии с ФГОС СПО. 3.6. Виды и формы учебной деятельности с использованием электронного обучения и ДОТ: • самостоятельная работа слушателя, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых проектов, курсовых работ. • лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео; • практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум; • консультация индивидуальная и групповая; • контроль знаний (тестирование) и т.д. 3.7. Представление результатов самостоятельной работы (выполнение лабораторных, практических работ, проверка контрольных работ, руководство курсовым и дипломным проектированием, индивидуальное и групповое 7