Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Астрономия БВ _2023

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры»
(ГБПОУ СО «СКИиК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АСТРОНОМИЯ
по специальности:
51.02.03 Библиотековедение

Екатеринбург
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям
среднего профессионального образования (далее - СПО): 51.02.03 Библиотековедение

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Скрябина Н.И.. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБПОУ СО «Свердловский колледж
искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО: 51.02.03 Библиотековедение.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке специалистов указанной специальности.
1.2. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
- понимание физических процессов, происходящих на звездах, в
звездных системах, в межгалактической среде;
- владение основополагающими астрономическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование
астрономической терминологией и символикой.
Логика формулирования результатов обучения по астрономии отражает
этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам
деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода
определение целей дисциплины должно быть ориентировано на
компетенции, определенные во ФГОС СПО, и формируемые при освоении
обучающимися предметного содержания.
1.3. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 час, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 17 часа.
− самостоятельной работы – 10 часов.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
− теоретическое обучение
− практические занятия
− самостоятельная работа студентов
- профессионально-ориентированное содержание
в том числе:
- теоретическое обучение
- практическое обучение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
24
17
12
5
10
8
4
4

5

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 4.
Осуществлять
поиск, анализ и
оценку
информации,
необходимой
для постановки
и решения
профессиональн
ых задач,
профессиональн
ого и
личностного
развития.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные
части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знать:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной
деятельности

Уметь:
− описывать историческую роль отечественной
науки в процессе освоения космоса;
− объяснять
значение
современных
астрономических открытий и технологий
Знать:
− горизонтальные и экваториальные координаты
небесных светил по карте Звездного неба (Солнца,
Луны и звезд и т.д.) из условий их видимости и
особенностей движения Солнца на различных
широтах,
в
т.ч.
с
применением
специализированного программного обеспечения;
− роль
космических
станций
в
научных
исследованиях

6

ОК 8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессиональн
ого и
личностного
развития,
заниматься
самообразовани
ем, осознанно
планировать
повышение
квалификации.

Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска; структурировать получаемую
информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения профессиональных
задач;
- использовать современное программное обеспечение;
использовать различные цифровые средства для решения
профессиональных задач

ПК 3.5.
Создавать
комфортную
информационну
ю среду,
обеспечивающу
ю
дифференциров
анный подход к
различным
категориям
пользователей.
интерпретаторск

Уметь:
пользоваться различными источниками информации в культуре;
выполнять учебные и творческие задания
(доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного
досуга;
самостоятельного творчества;

Уметь:
− описывать особенности строения Солнечной
системы
и
Вселенной,
используя
основополагающие астрономические
понятия,
теории, законы;
− формулировать
основные
положения
современной гипотезы о формировании всех тел
Солнечной системы из единого газопылевого
облака;
− сравнивать эволюционные изменения, строения
планет и малых тел Солнечной системы;
− описывать
наблюдаемые
явления,
происходящие во Вселенной;
− определять возраст Вселенной, расстояние до
галактики и звездных скоплений на основе закона
Хаббла и диаграммы Герцшпрунга — Рассела;
устанавливать взаимосвязь между законами
Кеплера и движением планет и малых тел в
Солнечной системе
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
-выражения собственного суждения о строении и
структуре Вселенной;
- сформированность представлений о значении
астрономии в практической деятельности человека
и дальнейшем научно-техническом развитии

7

их решений.

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем

Астрономия__________

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

Объем
часов

Формируемые
компетенции
4

Содержание учебного материала:

3
11
3

Теоретические занятия

2

1
Раздел 1. Солнечная система

2

1.Объект, предмет и методы исследования Астрономии, ее связь с другими науками.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил
2. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь
Практические занятия
Практическая работа “Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты”
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Развитие представлений о строении мира: от геоцентрической к гелиоцентрической
системе мира
Тема 1.2. Небесная механика 2. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение
тел Солнечной системы
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе
3. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс
Практические занятия
Практическая работа "Особенности движения Солнца на различных широтах"
Содержание учебного материала:
Тема 1.3. Строение Солнечной
Теоретические занятия
системы
1. Планеты Солнечной системы
Тема 1.1. Наблюдаемые
явления и процессы в
Солнечной системе

ОК 8
2

1
1
4
3

ОК 8

1

1
1
1
4
3
1

ОК 4

9

2. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты. Влияние движения астероидов и комет на Землю
3. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна — двойная планета
Практические занятия

1
1

ПК 3.5.

Контрольная работа "Солнечная система"

1

ПК 3.5.

Содержание учебного материала:

Тема 2.2.
Изучение Вселенной

1

Практическая работа "Физические условия на поверхности планет земной группы.
Сравнительная характеристика планет"
Раздел 2. Строение и эволюция Вселенной

Тема 2.1
Солнце, звезды и звездные
скопления

1

Теоретические занятия
1. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю
2. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд.
Модели звезд
3. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Квазары
Содержание учебного материала:
Теоретические занятия
1. Структура и масштабы Вселенной. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

5
3
3
1
1
1

ПК 3.5.

1
1
1

Раздел 3. Космические технологии в деятельности человека

2

Тема 3.1. Освоение и

2

Содержание учебного материала:

ОК 8
ОК 4

ОК 8
ПК 3.5.

10

использование космического
пространства

Теоретические занятия
1. Научные достижения в изучении гелиоцентрической системы мира. История
отечественной и зарубежной науки в освоении космоса
2. Современные астрономические открытия и технологии. Исследование объектов
Солнечной системы. Освоение космического пространства. Радиотелескоп и его
принцип действия

2
1
1

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)

2

Всего

17

ОК 4
ПК 3.5.
ОК 8,4
ПК 3.5.
ОК 8,4
ПК 3.5.

11

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет оснащенный оборудованием: подвижная карта звездного неба,
теллурий, модель небесной сферы, астропланетарий, глобус, модель
небесной сферы, телескоп (перечисляется основное оборудование кабинета),
техническими средствами обучения: компьютер с устройствами
воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указкапрезентер для презентаций (перечисляются технические средства
необходимые для реализации программы), наглядными пособиями:
комплекты учебных таблиц, плакатов «Карта звёздного неба».
В случае необходимости:
Лаборатория ____________________ (наименования лаборатории из
указанных в п.6.1 ПООП), оснащенная необходимым для реализации
программы общеобразовательной дисциплины оборудованием, приведенным
в п. 6.1.2.2 ПООП по профессии/специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной
дисциплины
представлены
в
методических
рекомендациях по организации обучения.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ПК 3.5. Создавать
комфортную
информационную среду,
обеспечивающую
дифференцированный подход
к различным категориям
пользователей.
интерпретаторских решений.

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Раздел 1. Тема 1.1.

- составление ментальной карты /
глоссария; опрос;
составление
таблицы
/
ментальной карты / иллюстраций
/ каталога; опрос;
- решение кейсов (ситуационных
заданий);
- практическая работа.
- практическая работа;
- решение разноуровневых задач;
- составление структурной схемы;
- тестирование.
- составление структурной схемы /
опорного конспекта / ментальной
карты; опрос;
- практическая работа;
- решение кейсов (ситуационных
заданий) / дискуссия.
- устный опрос;
- составление структурной схемы /
рисунка;
- тестирование;
- решение задач.
- устный опрос;
- заполнение таблицы;
- решение задач.
- составление хронологической
таблицы.
- составление ментальной карты /
глоссария; опрос;

Раздел 1. Тема 1.2.

Раздел 1. Тема 1.3.

Раздел 2. Тема 2.1.

Раздел 2. Тема 2.2.

Раздел 3. Тема 3.1.
ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,

Раздел 1. Тема 1.1.

13

необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ПК 3.5. Создавать
комфортную
информационную среду,
обеспечивающую
дифференцированный подход
к различным категориям
пользователей.
интерпретаторских решений

Раздел 1. Тема 1.2.

Раздел 1. Тема 1.3.

Раздел 2. Тема 2.1.

Раздел 2. Тема 2.2.

Раздел 3. Тема 3.1.

ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ПК 3.5. Создавать
комфортную
информационную среду,
обеспечивающую
дифференцированный подход
к различным категориям
пользователей.
интерпретаторских решений.

Раздел 3. Тема 3.1.

составление
таблицы
/
ментальной карты / иллюстраций
/ каталога; опрос;
- решение кейсов (ситуационных
заданий);
- практическая работа.
- практическая работа;
- решение разноуровневых задач;
- составление структурной схемы;
- тестирование.
- составление структурной схемы /
опорного конспекта / ментальной
карты; опрос;
- практическая работа;
- решение кейсов (ситуационных
заданий) / дискуссия.
- устный опрос;
- составление структурной схемы /
рисунка;
- тестирование;
- решение задач.
- устный опрос;
- заполнение таблицы;
- решение задач.
- составление хронологической
таблицы.

- составление
таблицы.

хронологической

14

ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 8,4
ПК 3.5.

Дифференцированный
форме защиты проекта

зачет

в

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс».
Учебник с электронным приложением.— М. : Дрофа, 2017.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б.
А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
2. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К.
Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,
2017.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. :
учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. –
238с
2. CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия,
9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292351449012/plakaty/Солне
чная%20система.jpg?height=281&width=400
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292355320114/plakaty/Наша
%20Галактика.jpg?height=281&width=400
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292355461589/plakaty/Други
е%20галактики.jpg?height=281&width=400
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/_/rsrc/1292351850296/plakaty/Звёзд
ы.jpg?height=279&width=400
https://avatanplus.com/files/resources/mid/56bf1e5536dbe152da8e7ce9.jpg
http://planetarium.dn.ua/files/programms/zateyaniy_hram/For%20Lost%20Temple
.jpg
http://sirco.ro/images/stories/sirco/07948.png
16

http://vestishki.ru/sites/default/files/Наблюдение%20Сириуса_1.jpg
http://travel-in-time.org/wp-content/uploads/2016/05/finikiyskiy-korabl.jpg
http://astrogalactica.ru/wp-content/uploads/2013/03/kak-nayti-polyarnuyuzvezdu.jpg
http://aikido-mariel.ru/misc/i/gallery/31700/812964.jpg
http://libdocs.ru/tw_files2/urls_2520/4/d-3771/3771_html_1b401721.jpg
http://frombork.art.pl/old.www.frombork.art.pl/images/h0_g177.jpg
http://textarchive.ru/images/1205/2408700/m1f8ab8f3.jpg
http://www.pvsm.ru/images/2016/08/14/neobyatnye-masshtaby-bytiya-chast-1mejplanetnye-dali-4.jpg
http://www.creationmoments.com/sites/creationmoments.com/files/images/What%
27s%20the%20Right%20Answer.jpg
http://www.epochtimes.com.ua/upload/medialibrary/1a2/1a2bb741c62fb71821fd6
52de10108c6.jpg
http://www.epochtimes.com.ua/upload/medialibrary/aad/aad8e9cc59022c5c377d2
99b345158ba.jpg
http://delovoysaratov.ru/wp-content/uploads/2016/04/img-600-den-kosmonavtiki300x188.png
http://jpghoto.ru/img/picture/Aug/17/c878f49178b1cb0b6ea72bc7f0951f9f/mini_5.
jpg
http://www.inudisti.it/public/amici/mikimax_480058_4060846090357_194984558
7_n.jpg
https://profilib.com/reader/56/16/b101656/003.jpg
http://foma.ru/fotos/online/online%202014/Fevral2014/Pushaevgalilij17214/galilei170214_1.jpg
http://foma.ru/fotos/online/online%202014/Fevral2014/Pushaevgalilij17214/galilei170214_2.jpg
https://www.naturliga.tk/Existens/ru/Файл:GodfreyKneller-IsaacNewton-1689.jpg
https://indicator.ru/imgs/2016/12/25/10/3995/fae624b611ce5a26b228a6827190921
00e7aacd9.jpg
https://cdn.turkaramamotoru.com/ru/istoriya-vselennoj-230332-72.jpg
http://uchebana5.ru/images/1381/2760537/m1de10643.png

17

http://quicknews.lv/system/articles/images/000/342/592/original/article_image_14.
08.2017_19_3025__0300__701261.jpg?1502728225
http://2.bp.blogspot.com/KC0RZRnkM5I/UzQW0O07M4I/AAAAAAAADLo/vgYBNrXJ6hc/s1600/Solar+
System.png
http://tainoe.info/upload/editor/news/2016.01/569ddb9766ff5_1453185943.jpg
http://geography7.wdfiles.com/local--resized-images/rotating-ofearth/Andromeda_Galaxy_%28with_h-alpha%29.jpg/medium.jpg
http://historylost.ru/wp-content/uploads/2016/01/01-1.jpg
http://foldtime.com/astronomy/galaxies_net/ngc346_tucana_in_smc_young_stars.j
pg
http://www.spaceflightinsider.com/wp-content/uploads/2014/02/Large-MagellanicCloud-NASA-photo-posted-on-The-SpaceFLight-Group-Insider-488x655.png
http://images.scienceworldreport.com/data/thumbs/full/34672/570/0/0/0/hubblereveals-oldest-seen-galaxies.jpg
http://images.newsworldindia.in/2015/11/Massive-Dark-Matter-Found-In-NearbyGalaxy.jpg
http://heliograph.ru/images/1544582_tierra.jpg
http://comfort-home.com.ua/upload/catalogue/globus-samovrashchayushchijsyaPRES-MG-45-BOE-0dfff0-b.jpg

18

Разработчики:

___________________
(место работы)

___________________
(место работы)

__________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

_________________

_____________________

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:
____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

____________________
(место работы)

___________________
(занимаемая должность)

_________________________
(инициалы, фамилия)

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».