ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ

21.10.2019


Программа

дистанционных курсов повышения квалификации

для специалистов библиотек

 

«Современные тенденции формирования компетенций библиотечных специалистов»

               

В Программе представлены цели и задачи краткосрочных дистанционных курсов повышения квалификации, сформулированы планируемые результаты обучения, раскрыта тематика курсов.

Составитель: Пыркова Ю. И., председатель ПЦК «Библиотековедение»

                                                                                                               


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях профессиональное библиотечное образование становится не только интегральным фокусом информационной, образовательной и культурной системы, но и действенным инструментом реорганизации библиотек в целом. На него возлагается основная нагрузка по адаптации библиотекарей к выполнению функциональных обязанностей, связанных с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и повышением социальной роли библиотек  как информационных, культурных и образовательных центров.

Данная программа реализует принцип непрерывного дополнительного образования библиотечных кадров, осуществляет компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов, возникающая в силу отсутствия соответствующей методической подготовки современного библиотекаря на региональном уровне.

         Рабочая программа краткосрочных дистанционных курсов повышения квалификации для специалистов библиотек «Современные тенденции формирования компетенций библиотечных специалистов» разработана с целью повышения квалификации сотрудников библиотек, имеющих специальное профильное образование.

         Основная цель программы – обновление теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения производственных задач.

        Задачи обучения:

1.Обновить знания слушателей в области нормативного законодательства, регламентирующего деятельность библиотеки.

2.Способствовать развитию у слушателей перспектив развития библиотеки и основных направлений её стратегии.

3.Углубить знания о теоретических аспектах информационно-библиотечной деятельности; усовершенствовать практические умения и навыки конструирования библиотечной документации.

4. Обновить знания создания информационной продукции (осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации).

5.Приобрести практические умения работы с автоматизированной информационно-библиотечной системами и электронными ресурсами библиотеки.

6.Расширить знания по теоретическим основам рекламной и платной деятельности библиотек, нормативной базе данных направлений работы.

7.Изучить особенности краеведческой деятельности библиотек, приобрести практические навыки создания генеалогического древа собственной семьи.

Программа рассчитана на 72 учебных часа: 36 часов на теоретическое изучение материалов, 36 часов на выполнение практических заданий и тестирование. Указанное количество часов позволяет обеспечить объем теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых в работе библиотечного специалиста с профильным образованием.

Программой определена основная тематика, содержание и виды практических занятий (тестирование). На практических занятиях слушатели закрепляют и углубляют знания и навыки, которые будут ими использоваться в дальнейшей практической деятельности.

        Планируемые результаты обучения:

1.  Обучающиеся обновят знания и будут иметь представление о: 

           - документах регламентирующих деятельность библиотек РФ, утвержденные Министерством культуры: приказы, положения, инструкции, правила, стандарты;

- основных направлениях, задачах, функциях, деятельности библиотек.

2. Обучающиеся получат опыт:

           - использования информационно-коммуникационных технологий для совершенствования справочно-библиографической и информационной работы библиотеки;

- конструирования библиотечной документации.

3. Обучающиеся будут уметь:

- самостоятельно создавать библиографические описания документов на основе нового стандарта;

- создавать информационную продукцию;

          - работать с автоматизированной информационно-библиотечной системой, электронными ресурсами библиотеки и ресурсами Интернет.

        


Структура и содержание

курсов повышения квалификации

 

Объем курсов повышения квалификации

Вид учебных занятий

Объем часов

Всего занятий

72

в том числе:

 

Лекционные занятия

36

Практические занятия (тестирование)

36

      Самостоятельная работа

72


Тематический план и содержание курсов повышения квалификации

Наименование

 разделов, тем, выполнение обязанностей на рабочих местах в организации

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, экскурсии, состав выполнения работ 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Открытие сессии

Содержание учебного материала:

 

4

Общее знакомство с основными темами, целями и задачами курсов

Библиотечные фонды:

Тема 1.Хочу такой сайт

Менеджмент формирования и учета библиотечных фондов

Содержание учебного материала:

9

4

Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда. Формирование библиотечного фонда. Проверка библиотечного фонда. Электронные документы. Организация работы с дарами, пожертвованиями. Тестирование

Библиотечный маркетинг

Тема 2.

Реклама как средство позиционирования библиотеки на рынке информационных услуг

Содержание учебного материала:

9

4

Библиотечная реклама: определение, сущность, функции. Рекламная деятельность общедоступных библиотек: цели, задачи. Классификация средств и форм рекламы.  Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки. Технология внешней и внутренней рекламы библиотеки. Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки. Тестирование

Библиотечный маркетинг

Тема 3.

Платная деятельность библиотек: потенциал и перспективы, лекция

 

Содержание учебного материала:

9

4

Теоретические основы особенностей развития и продвижения платных библиотечных услуг. Нормативно-правовые основы платной деятельности библиотек. Классификация платных библиотечных услуг. Ценообразование библиотечных услуг. Порядок оказания платных услуг в библиотеке. Виды деятельности, на которые распространяются платные услуги в библиотеке. Тестирование

Аналитико-синтетическая переработка информации

Тема 4.

Библиографическое описание ресурсов: виды, функции, требования, методика составления ГОСТ Р 7.0.100-2018

Содержание учебного материала:

9

4

Библиографическое описание документа: функции, требования, виды. Частная методика библиографического описания. Общая методика систематизации документов. Особенности систематизации отраслевых отделов.  Тестирование

Управление персоналом

Тема 5.

Основные функции системы управления персоналом библиотеки

Содержание учебного материала:

9

4

Управление персоналом библиотеки. Особенности, функции, принципы. Стили управления. Методы управления.

Электронные библиотеки, каталоги

Тема 6.

Электронные библиотеки и коллекции: цели, задачи, этапы формирования

Содержание учебного материала:

9

4

Электронные библиотеки. Электронные коллекции библиотек. Их разнообразие и особенности функционирования. Цели, задачи, этапы формирования электронных коллекций библиотек.

Краеведение

Тема 7.

Общие понятия генеалогии. Основные этапы и методика поиска и оформления биографических данных

Содержание учебного материала:

9

4

Особенности краеведческой деятельности библиотеки учебного заведения. Общие понятия генеалогии. Основные этапы и методика поиска и оформления биографических данных, устных, опубликованных и архивных источников генеалогической информации. Тестирование

 

Библиографоведение

Тема 8.

Составительская и издательская деятельность библиотек

Содержание учебного материала:

9

4

Библиографирование, составление библиографических пособий различных видов. Этапы создания библиографических пособий. Издательская деятельность библиотек. Виды, формы изданий, их особенности. Использование собственной продукции библиотек в библиографической деятельности. Тестирование

Закрытие сессии

Подведение итогов курсов.

 

 

 

всего

72

 

 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

6/2(2) - ( 6 - всего, 2 – лабораторные работы, 2 – экскурсии)

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.